Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Понятие коммуникативные барьеры).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты исследования коммуникативных барьеров
1.1 Понятие коммуникативные барьеры
1.2 Межличностных коммуникаций в управлении организацией
1.3 Эффективность коммуникативных процессов
Глава 2 Анализ барьеров на пути эффективных коммуникаций
2.1 Общая характеристика организации на примере НИМБ
2.2 Оценка эффективности коммуникаций в коллективе и выявление коммуникативных барьеров
2.3 Оценка уровня коммуникативной компетентности
Глава 3 Исследование коммуникативных барьеров и пути их преодоления
3.1 Исследование проблем коммуникативных барьеров
3.2 Предложения по оптимизации коммуникационных процессов в НОУ ВПО «НИМБ»
Тем не менее, на вопрос о необходимости проведения тренинга по преодолению коммуникативных барьеров в НОУ «НИМБ» мнения респондентов разделились поровну.
Эффективной можно назвать ту коммуникацию, при которой влияние барьеров снижено по минимуму. Преодоление коммуникационных барьеров осуществляется различными способами, такими как:
- устранение всех объективных барьеров (шум, плохая телефонная связь, медленный интернет)
- использование максимально понятной собеседнику лексики,
- избежание сложной или профессиональной терминологии,
- формулирование сообщения максимально четко и ясно,
- определение успешности контекста конкретной коммуникационной ситуации,
- демонстрация эмпатии и открытости,
- регулярная обратная связь.
3.2 Предложения по оптимизации коммуникационных процессов в НОУ ВПО «НИМБ»
Основными предложениями по оптимизации коммуникационных процессов в НОУ ВПО «НИМБ» являются следующие:
-
- Внутриорганизационные коммуникации должны быть ясными, точными, прозрачными, а сообщаемые сведения - основанными на достоверных фактах.
- Необходимо учитывать профессиональные и социальные группы работников, а также среднюю продолжительность работы сотрудников в организации.
- Для развития внутренних коммуникаций предлагается, прежде всего, уделять больше внимания эмоциональной составляющей, не ограничиваясь схемой «миссия - стратегия - цели - тактика - оценка эффективности».
- В таких организациях, как НОУ «НИМБ» руководитель в силу его приближенности к подчиненным пользуется уважением и в низах. Поэтому необходимы личные встречи с начальниками отделов с глазу на глаз. Это неизбежно приводит к возрастанию роли менеджеров среднего звена. Их задача - способствовать тому, чтобы рядовые исполнители поняли, как воплощать в жизнь разработанную «наверху» стратегию.
- Необходимо постоянно поддерживать благоприятный социально-психологический климат. Упущение этого условия приводит к огрупплению мышления, при котором служащие постепенно группируются протестуя против сложившейся ситуации. Частое явление в НОУ «НИМБ».
Необходимые меры, которые должен принимать руководитель, чтобы не допустить группового мышления следующие:
-
-
- быть беспристрастным, не занимать предвзятую позицию.
- просить подчиненных подходить к проблеме критически, поощрять возражения
-
и сомнения.
-
-
- отвести одному или нескольким участникам роль жесткого и принципиального критика.
- время от времени делить группы на части, собирать их по отдельности и вместе.
- заранее рассмотреть и вычислить разнообразные пути решения проблемы.
- выработав предварительное решение, собрать собрание еще раз и спросить о сомнениях.
- пригласить некоторых лояльных служащих в качестве экспертов со стороны, чтобы
-
оспорить взгляды групп.
-
-
- поощрять членов группы делиться соображениями с доверенными лицами и сообщать
-
об их реакции.
-
-
- создание независимой группы для решения этой проблемы.
- Необходимо поддерживать культуру общения в организации.
- Задача руководителя — исключить условия, которые могут привести к возникновению деструктивного конфликта, когда стороны не приходят к общему мнению. Важнейшими условиями предотвращения деструктивного конфликта являются соблюдение принципов делегирования и мотивации, а также способность руководителя найти верный тон в общении с подчиненными, умение соблюдать объективность в конфликтной ситуации.
- Внедрить систему сбора предложений по совершенствованию коммуникаций по средствам анонимной почты, обсуждения решений в рабочих группах.
- Проводить регулярную диагностику персонала на выявление проблем в деловых коммуникациях.
- Организовывать внутрифирменные семинары и тренинги по повышению эффективности деловых коммуникаций.
- Совершенствовать систему стимулирования труда персонала.
- Формировать здоровую деловую среду в организации.
-
Таким образом, проведенные мероприятия по улучшению коммуникационного процесса внутри НОУ «НИМБ» должны принести положительный эффект при работе руководителя со своими сотрудниками, улучшению микроклимата в организации, преодоление коммуникационных барьеров, а значит повышению производительности и эффективности труда.
Заключение
Целью данной работы явилось исследование коммуникативных барьеров в организации и их связь с организационным поведением, для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты исследования коммуникативных барьеров и их связь с организационным поведением;
- проведен анализ коммуникаций и их связь с организационным поведением;
- проведено исследование коммуникативных барьеров и пути их преодоления.
В результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:
1. Для повышения эффективности межличностных коммуникаций необходимо учитывать личностные особенности её участников, что будет способствовать обеспечению согласованной, совместной деятельности сотрудников, всех составных частей организации для достижения поставленных целей.
2. Успешно выстроенные деловые коммуникации повышают производительность организации, налаживают точную передачу информации, выстраивают доверительные отношения с партнерами. В свою очередь эффективная обратная связь является первым шагом к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений.
3. Проведенные мероприятия по улучшению коммуникационного процесса внутри НОУ «НИМБ» должны принести положительный эффект при работе руководителя со своими сотрудниками, улучшению микроклимата в организации, преодоление коммуникационных барьеров, а значит повышению производительности и эффективности труда.
Список использованной литературы
- Атваттер И. Я вас слушаю [пер. с англ.] / И. Атваттер. - М.: Экономика, 2012. - 110 с.
- Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. редактор С. А. Кузнецов. - СПб., 2014.
- Воронцов Ю. В. К вопросу о структуре коммуникационного потока // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. - М., 2015. - С. 22-35.
- Дудкина, Г.В. Психологические особенности коммуникативной компетентности в профессиональной управленческой деятельности // Психологическая наука и практика:проблемы и перспективы: материалы III международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 апреля 2012 г.). - Н.Новгород: ННГАСУ, 2012. - С. 56-60.
- Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Воронеж, 2011. 286с.
- Коган В. З. Теория информационного взаимодействия. - Новосибирск, 2011. – 463с.
- Кричевский Р.Л. Психологический климат: метафора или реальность / Организационное поведение. Хрестоматия; [под ред. Д.Я. Райгородского]. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2012. - 752 с.
- Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. - М., 2000. - 368с.
- Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику - М., 2008. 368с.
- Мезина, Л.Г. Гендерные особенности в профессиональных коммуникациях // Управление коммуникациями в бизнесе и политике: материалы Х региональной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 28-29 ноября 2012 г.). - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. НИ. Лобачевского, 2013. - С.38-41.
- Основы теории коммуникации; [под ред. М.А. Василика]. - М.: Гардарики, 2013. - 615 с.
- Панфилова А. П. Коммуникативная компетентность специалиста / Психология делового общения. Хрестоматия; [под ред. Д.Я. Райгородского]. - Самара: Издательский Дом «Бахрах- М», 2012. - 784 с.
- Рубинштейн С.Л. О личностном подходе / Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия; [под ред. Л.В. Куликова]. - СПб.: Питер, 2012. - 480 с.
- Словарь русского языка: в 4-х т. Т.1. - М., 2015.
- Хохлова Т.П. Стресс-менеджмент и его роль в преодолении профессиональных деформаций персонала в условиях посткризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С.123-129.
- Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. URL: http://www. mabiu.ru/ student/ump/osnovteor.htm#_Toc34025098 (дата обращения 17.12.2015)
- Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике - М., 2013