Файл: Теории происхождения государства (Специфика современных теорий происхождения государства и права).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Общие закономерности возникновения государства и права
1.2 Сущность теорий происхождения государства и права
1.3 Специфика современных теорий происхождения государства и права
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Анализ современных теорий происхождения государства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В наше время актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и возникновения других продолжается и в наши дни, равно как и смена политических режимов.
Теория государства и права, как следует из ее предмета, наука политическая. Политика это искусство управлять государством и она по определению не может быть беспристрастной, так как является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, смыслом, которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Поэтому неудивительно, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются по-разному.
Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент. Что создаёт еще одну сложность в изучении теории государства и права, вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права.
Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, а истина только одна. Очевидно, в данном случае нужны, не просто ссылки на различные точки зрения, а выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей.
Кроме того интересность современных теорий происхождения государства и права очевидна, ведь люди, создающие их, живут в век невероятного прогресса науки и техники, следовательно их взгляды на окружающий мир а также на некоторые политические, социальные и культурные события очень сильно отличается от взглядов людей, живших, например, в X–XV веках.
Это означает, что сравнение старых и современных теорий, даст по-настоящему необычайный опыт, в плане истолкования людьми, разных эпох, схожих политических и других явлений.
Объектом исследования являются теории происхождения государства и права.
Предметом исследовательской работы выступает анализ современных теорий происхождения государства и права.
Цель исследования: рассмотреть и проанализировать отдельные современные теории происхождения государства и права.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- Выявление общих закономерностей возникновения государства и права
- Изучение сущности теорий происхождения государства и права.
- Рассмотрение специфики современных теорий происхождения государства и права.
- Характеристика и анализ отдельных современных теорий происхождения государства и права.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых: Власов В. И., Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. и другие.
Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод познания, а также системно-структурный, систематизация, исторический, сравнение, логический, синтез и иные методы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Общие закономерности возникновения государства и права
Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение.
Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность.
В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.
Разрушался закрепленный обычаями и веками сохранявшийся неизменным порядок.
Установленная форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием. Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть.
И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.[1]
Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством.
Следует указать на то, что процессы формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития.
Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.).
Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами). «В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и, прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных и общественных отношений.
В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).[2]
Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством.
Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом.
Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.
Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода.
Оно являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения начинают видоизменяться и разрушаться. ».
Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт.
С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.[3]
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах.
Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывают землю, пасут скот, участвуют в военных походах, ходят на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой, прежде всего, войной.
Увеличивается число приближенных короля, среди них выделяются служители культа – духовенство.[4] Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становится все менее возможным.
В результате подобной специализации появляется значительная группа людей, которая не участвует в создании материальных ценностей. Они воюют, выполняют судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству, как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
1.2 Сущность теорий происхождения государства и права
Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства.
Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
В данном разделе работы необходимо остановиться на некоторых теориях происхождения государства.
Кроме материалистической теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов.
Проанализируем основные традиционные теории, которые охватывают отдельные аспекты происхождения государства, подчас возводят в абсолют некоторые его свойства и качества.
1. Теологическая теория
Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права. Государство и право, согласно данной теории – творение Бога с целью регулирования поведения людей.
Данная теория является наиболее ранней из всех теорий происхождения государства и права. Если мы посмотрим на древнейшие государства – Египет, Шумер, Индию, Китай, Крит, Вавилон, Иудею – то увидим там отдельные элементы теологической концепции.
Египетский жрец Манефон, составивший списки египетских фараонов, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов, принесших царственность на Землю. По мнению академика М.А. Коростовцева, «фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: … Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т.е. царем богов и людей, Ра – первый фараон…
Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор – прообраз всех египетских фараонов, а фараоны – его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора…».
Нечто подобное наблюдаем и в отношении Минойской цивилизации: «Греческие мифы делают бога Зевса родоначальником критских царей Миноса, Сарпедона и Радаманта, повествуя о том, как он, приняв облик быка, доставил на своей спине будущую их мать – финикийскую царевну Европу (указание на то, что страна Ханаан была родиной древнейшей критской государственности и религии).
И в самом деле, именно здесь, на прародине земледелия, возникает представление о соединении бога-быка и богини-коровы как источнике священной царской власти и магической основе государственности».