Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Понятие ОРД с точки зрения доказательственного подхода).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Использование результатов ОРД в процессе доказывания: общие положения
1.1. Понятие ОРД с точки зрения доказательственного подхода
1.2. Содержание и основные направления использования результатов ОРД
1.3. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
2. Проблемы использования результатов ОРД в процессе доказывания
2.1. Причины недооценки результатов ОРД как средств доказывания
2.2. Проблема объективности и формализованности результатов ОРД
Результаты ОРД отражаются в оперативно - служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно - служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
Результаты ОРД могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно - розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно - процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).
Следует иметь в виду, что результаты ОРД в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности.[12]
Под использованием результатов оперативно - розыскной деятельности для осуществления следственных действий понимается возможность учета названных результатов:
а) при принятии решения о производстве этих действий;
б) при непосредственном их проведении.
Использование результатов оперативно - розыскной деятельности на стадии рассмотрения уголовного дела в суде весьма ограничено. На практике представления оперативно - розыскной информации в суд фактически не бывает. При расширительном толковании понятия «судебные действия» непроцессуальные (оперативные) сведения могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому (например, при установлении оперативным путем фактов противодействия подсудимых в установлении истины).
Исходя из содержания норм ФЗ «Об ОРД»[13] можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:
- в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;
- для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
- в доказывании по уголовным делам;
- для иного обеспечения уголовного процесса.
1.3. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
Порядок представления результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю, прокурору или в суд непосредственно уголовно - процессуальным законом не регламентируется. Предусмотренный ч. 2 ст. 70 УПК способ собирания доказательств - представление их участниками уголовного процесса, а также любыми гражданами - может быть по аналогии распространен в известных пределах на представление для целей доказывания результатов ОРД.[14] Названная уголовно - процессуальная норма в сочетании с нормой ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД образуют основу института представления результатов ОРМ для использования в процессе доказывания.
Согласно ФЗ «Об ОРД» (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ «Об ОРД» определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом ФЗ «Об ОРД» лишь в общей форме декларирует порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.
Кроме закона, процедура представления результатов ОРД в орган дознания, следователю, прокурору или в суд регулируется межведомственной Инструкцией. В ней под термином «представление» понимается передача результатов ОРД не только в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, но также для использования в качестве повода и основания возбуждения уголовного дела и для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Инструкция предписывает порядок действий оперативных органов на этапе, предшествующем использованию результатов их деятельности субъектами уголовного процесса, и не затрагивает их взаимные отношения. В этом смысле регулирование порядка представления оперативных материалов в уголовное судопроизводство носит чисто ведомственный, односторонний характер.
С позиций уголовно - процессуального закона под представлением результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, следует понимать их представление в порядке ч. 2 ст. 70 УПК для использования в качестве доказательств (в доказывании). Согласно этой статье доказательства могут быть представлены широким кругом участников уголовного процесса, а также любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. Уголовно - процессуальный закон не содержит препятствий для представления органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, ее результатов в орган дознания, следователю или в суд, т.е. в те органы, которые занимаются процессуальной деятельностью. В тех случаях, когда участники уголовного процесса информируются о результатах оперативно - розыскной деятельности для использования их в тактических или иных целях, но не в качестве средств доказывания, такая передача сведений не может рассматриваться в качестве представления их в соответствии с ч. 2 ст. 70 УПК.
По смыслу нормы ФЗ «Об ОРД» (ст. 12) дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответственно, такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.
Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ). Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).
Результаты ОРД не представляются[15]:
- если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно - розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
- если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно - розыскной деятельности»).
Таким образом, результаты оперативно-розыскной деятельности могут на основании постановления органа, ее осуществляющего, также быть представлены органу расследования в рамках ст. 70 УПК. Однако эта норма нуждается в дополнении, учитывающем обязанность указанных органов активно действовать в направлении осуществления своей функции - обнаружения и раскрытия преступлений.
2. Проблемы использования результатов ОРД в процессе доказывания
2.1. Причины недооценки результатов ОРД как средств доказывания
Как было отмечено в первой главе исследования, допустимыми для уголовного судопроизводства в соответствии с УПК являются лишь те материалы ОРД, которые легализованы в уголовном деле посредством производства следственных действий. В итоге из всей совокупности ценнейшей первичной информации о преступлении и преступнике, собранной при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в сфере уголовного судопроизводства легализуется только незначительная их часть.
Мы видим в этом несколько причин:
1. Тенденциозный подход к результатам ОРД. Он заключается в недоверии к результатам ОРД как к сведениям, полученным путем возможных нарушений закона. По мнению сторонников этой позиции, реализация результатов ОРД в уголовном деле в виде доказательств может подтолкнуть правоохранительные органы к нарушению законности.[16] На наш взгляд, поставить под сомнение априори можно все, и, тогда логично предположить включение в УПК требования использовать в уголовном процессе только те процессуальные документы, которые составлены в соответствии с требованиями УПК. А это само по себе абсурдно.
2. Дискуссионность научных мнений относительно правовой природы сведений, полученных оперативным путем. Одни авторы считают результаты оперативно-розыскной деятельности информацией, формирующей основание доказательств, другие - рассматривают результаты оперативно-розыскной деятельности непосредственно как доказательства.
Так, профессор Ривман Д.В. полагал: «Какими бы всеобъемлющими ни были, результаты ОРД не являются доказательствами в уголовно-процессуальном плане и представляют собой лишь основу формирования последних».[17] С этим мнением соглашается А.Е. Доля, мотивируя это тем, что «Сам по себе факт совершения преступления не порождает доказательств в уголовно-процессуальном смысле, без целенаправленной предметно-практической деятельности та часть объективной и субъективной реальности, которая несет на себе следы преступления, не может стать содержанием доказательств».[18] По его мнению, при формировании доказательств на основе результатов ОРД происходит не изменение правового статуса результатов ОРД, а получение новых данных - доказательств. Именно это обстоятельство, по мнению ученых, является ключевым для разграничения результатов ОРД и доказательств.
Другой точки зрения придерживаются
Н.А. Винниченко, С.И. Захарцев и В.И. Рохлин, полагая возможным использовать результаты оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств после их процессуальной проверки (что само по себе не противоречит УПК). Ученые утверждают, что допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности определяется их относимостью, достоверностью и соответствием порядка их получения закону об ОРД. Также указанные авторы рассматривают ОРД как составную часть уголовного процесса и считают ее процессуальной деятельностью, так как некоторая часть ОРД (например, доследственная проверка) проводится с помощью средств, указанных в УПК.[19]
Итак, пока одни, с определенными оговорками, но все же причисляют эти сведения к объективно существующим доказательствам, другие с завидной настойчивостью отстаивают противоположную точку зрения.
По нашему мнению, проблему применения результатов ОРД в уголовном судопроизводстве можно решить путем изменения законодательной конструкции статей 74 и 140 УПК. Так, в частности, определение доказательств, закрепленное в ч.1 ст. 74 УПК, соответствует определению результатов ОРД, содержащемуся в п.36.1 ст.5 УПК. Отличием в этих определениях является лишь механизм их образования, который и надо привести в требуемое соответствие. Тем более, что исторически подобная практика применялась и даже имела процессуальное закрепление в Уставе уголовного судопроизводства, где допускалось использование в качестве доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность в соответствии с действующим законодательством может осуществляться до возбуждения уголовного дела на основании закона об ОРД, по возбужденному уголовному делу (ч.4 ст. 157 УПК) и по поручению следователя (п.4 ч.2 ст.38 УПК).
Во всех случаях осуществления ОРД заложена процессуальная форма. Во-первых, оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан, проводятся на основании судебного решения, действующего в рамках УПК. Во-вторых, инициаторы ОРД, кроме первого, тоже наделены этими полномочиями УПК. В-третьих, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» входит в систему источников уголовно-процессуального права. Ну, и, наконец, в четвертых, наименование, основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий практически идентичны наименованию, основаниям и порядку проведения следственных и процессуальных действий.