Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Управление процессом привлечения персонала
Типовая технология отбора кандидатов на трудоустройство
Мотивация в системе управления персоналом.
2. Комплексная оценка всех сотрудников (аттестация).
Организация основной оплаты труда.
Формы и системы заработной платы
Заработная плата за неотработанное время
Порядок предоставления и оплаты ежегодных и дополнительных отпусков
Бестарифная система оплаты труда
При определении конкретной величины для каждой группы работников разрабатываются свои критерии. В этих условиях фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов:
- коэффициента трудового участия (КТУ);
- квалификационного уровня работника;
- фактически отработанного времени.
Квалификационный уровень работника
Всем членам трудового коллектива устанавливается квалификационный уровень и определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период на сложившийся на предприятии минимальный уровень заработной платы за тот же период.
Необходима дополнительная корректировка рассчитанных квалификационных уровней для устранения различий в оплате за равный труд работников равной квалификации, но разных структурных подразделений предприятия. Это не приводит к уравнительности в оплате, так как конкретный уровень оплаты труда работника зависит от эффективности работы его структурного подразделения. Таким образом, создается сквозная система оценки рабочих мест и труда работников по всему предприятию.
На предприятии, как правило, определяют несколько квалификационных групп. Для каждой из групп устанавливается свой квалификационный уровень. Квалификационный уровень работника может повышаться в течение всей его трудовой деятельности. Вопрос о включении рабочего в соответствующую квалификационную группу решает совет трудового коллектива с учетом индивидуальных характеристик работника.
Коэффициент трудового участия
Коэффициент трудового участия определяется для всех членов трудового коллектива, включая директора, и утверждается советом трудового коллектива, который сам решает периодичность определения коэффициента трудового участия (раз в месяц, в квартал и т.д.) и состав показателей для его расчета.
В целом бестарифная система напоминает обычную систему оплаты труда, только при ее применении вместо разряда по единому тарифно-квалификационному справочнику приметаются заводские коэффициенты, а учет конкретных достижений или упущений производится при помощи заранее разработанной балльной системы.
При бестарифной системе оплаты труда также применяется нормирование труда на предприятии. Нормы используются при расчете внутренних цен, на основе которых рассчитываются валовой доход бригад, участков, цехов и, в конечном счете, их фонд оплаты труда.
При бестарифной системе заработная плата отдельного работника является его долей в общем фонде оплаты труда коллектива.
Контрактная система это разновидность бестарифной системы оплаты труда, которая предполагает заключение договора (контракта) на определенный срок между работодателем и работником.
Основное преимущество контрактной системы это четкое распределение прав и обязанностей работника и руководства предприятия. Эта система достаточно эффективна в условиях рынка. Контракты могут заключаться с руководителями, специалистами, а также с рабочими.
С переходом на рыночные отношения произошли довольно существенные изменения в организации заработной платы на предприятии. Права предприятий в распределении заработанных ими средств существенно расширены.
В условиях рыночной экономики работодатель самостоятельно устанавливает систему премирования. Например, интерес к профессиональный знаниям может быть отражен путем установления повышенной заработной платы при росте мастерства или при учебе в институте.
Существенным недостатком системы премирования может стать недостаточно продуманный отбор стимулов к труду. Как правило, это происходит в большинстве случаев путем установления обязательных и дополнительных условий премирования.
При выполнении обязательных условий премирования работнику начисляется большая часть премий (60-70 %). Выполнение дополнительных условий премирования увеличивает размер премий. При невыполнении обязательных условий размер премий может сокращаться до 50.
Дополнительные показатели премирования должны быть частными, присущими отдельным профессиям. Например, для экономиста это может быть обоснованность плановых расчетов, для бухгалтера — своевременность представления отчетов. Показатели премирования должны быть простыми, понятными и легко запоминающимися для работников. Премирование за месяц наиболее популярно, т.к. премия выплачивается работникам часто и оказывает на них заметное воздействие.
Реже применяется квартальное премирование. Показателями премирования обычно бывают те, которые включены в квартальную отчетность. Считается, что эти показатели не должны дублировать показатели премирования за месяц.
Годовые премии обычно связаны с выплатой вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет. Стимулом этих премий является, как правило, стаж работы: чем больше стаж работника, тем выше размер его годового вознаграждения.
Существуют виды премирования, предусматривающие социальные стимулы, например, поощрение за сохранность тары, за изобретательство и рационализаторскую деятельность. Особенность таких видов премирования состоит в том, что средства на премирование образуются в результате достижения цели премирования, а премии выплачиваются лишь тем, кто участвовал в этой работе.
Распространенным видом премирования является единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий.. Единовременное поощрение может устанавливаться при соблюдении определенных условий, например:
- выполнение специальных срочных и внеплановых работ;
- выполнение особых заданий, направленных на экономию материальных финансовых и трудовых ресурсов;
- выполнение в сжатые сроки работ, связанных с предотвращением аварий или ликвидацией их последствий.
Действующая на предприятии организация премирования периодически анализируется с целью определения эффективности ее применения. Изменение условий деятельности, смена приоритетов хозяйствования, привыкание работников к старым стимулам — все это требует изменений и системы стимулирования труда.
Доплаты и надбавки
При анализе организации заработной платы особое значение имеет деление заработной плата на постоянную и переменную части.
Постоянная часть включает должностной оклад (сдельную з/п) и районный коэффициент, устанавливаемый для отдельных районов страны.
Переменная часть заработной платы включает:
- сдельный приработок;
- доплата и надбавки;
- премии.
Доплата и надбавки связаны, как правило, с особыми условиями работы, устанавливаются для конкретного человека.
Ряд доплат и надбавок являются обязательной для применения на предприятиях всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и установлена КЗоТ. По характеру выплат доплата и надбавки делятся на компенсационные и стимулирующие.
К компенсационным доплатам относятся доплаты:
- за работу в вечернее время;
- за сверхурочную работу;
- за работу в выходные и праздничные дни;
- за разъездной характер работы;
- несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня и т. д.;
К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за вредные, тяжелые и опасные условия труда.
К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату:
- за высокую квалификацию (специалистам);
- за профессиональное мастерство (рабочим);
- за работу с меньшей численностью работников;
- за совмещение профессий (должностей);
- за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ и т.д.;
Как было отмечено, максимальный размер компенсационных доплат и надбавок гарантируется государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера устанавливаются по усмотрению руководства предприятиями. Их размеры определяются на предприятии самостоятельно. При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера учитываются конкретные условия работы.
Заключение.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Задача управления человеческими ресурсами состоит в обеспечении такого поведения каждого сотрудника, которое необходимо для достижения организационных целей. Помимо этого, качественного, существует количественный аспект управления персоналом: организация должна иметь число сотрудников, достаточное для реализации своих целей. В общем виде управление человеческими ресурсами сводится к обеспечению организации необходимым числом сотрудников, выполняющих требуемые производственные функции. Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации. Эффективность использования каждого отдельного работника зависит от его способности выполнять требуемые функции и мотивации, с которой эти функции выполняются. Под такой способностью понимается наличие у сотрудника необходимых для выполнения своих функций профессиональных навыков, знаний, опыта, достаточной физической силы и выносливости, интеллектуальных возможностей, общей культуры. Способность работника выполнять профессиональные обязанности определяется: