Файл: Налоги как цена услуг государства (Место налогов в налоговой системе России).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Место налогов в налоговой системе России
2.налогИ с населения как цена услуг государства
2.1. Налог на доходы физических лиц
2.2.Налог на имущество физических лиц
3.Роль налогов с населения в бюджетной политике страны
3.1.Налоги с населения как источник бюджетов разных уровней
3.2. Значение налогов как цены услуг государства для населения
3.3.Сравнительная оценка российской и зарубежных систем налогообложения населения
Введение
Актуальность исследования. История налогов стара, как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты. Предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как потери для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги – это плата за цивилизованное общество и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. В любом случае, оказывается, чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема переноса налогового бремени. Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Налоговая оптимизация – обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.
Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетного фонда. Артерией финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги в той форме, с которой мы встречаемся в современных условиях, сложились относительно недавно, хотя основные элементы механизма налогообложения зародились еще в древности. Для человека нет более угнетающей процедуры чем платить их. Высокие налоги - это всегда неизбежны нищета, упадок хозяйства, путь к катастрофе и человеческой трагедии. Там, где высокие налоги, не может быть и речи о свободе и человеческое достоинство, творческий труд и обеспеченное будущее. Непосильные налоги были причиной многих социальных конфликтов, кровопролитных войн, упадка целых цивилизаций.
Вместе с тем введение налогов имело чрезвычайно важное прогрессивное значение для развития человеческого общества. Мобилизуя через налоги значительные ресурсы в свое распоряжение, государственные структуры обеспечивали защиту своего государства, развивали производство, улучшали материальное положение граждан, существенно влияли на состояние и развитие науки, культуры, межгосударственных связей.
В любом государстве граждане обязаны отдавить часть своих доходов на общегосударственные нужды. Совершенство форм методов передачи этих средств свидетельствует об уровне развития государства. Однако не следует забывать, что налоги являются и очень опасным оружием в распоряжении государства. Без научной концепции налоговой политики они могут превратиться в тормоз экономического развития государства. Поэтому весьма важно, чтобы каждая страна имела разумную, совершенную и эффективную налоговую политику.
В Российской Федерации также как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в налоговом законодательстве обобщенным термином - физические лица. Система налогообложения физических лиц претерпела существенное изменение в 1992 г. При сохранении наиболее крупного - подоходного налога были отменены некоторые ранее установленные налоги. Среди них были, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу, сельскохозяйственный налог, налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен новыми налогами.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще.
Таким образом тематика данной работы является безусловно актуальной на сегодняшний момент.
Разработанность темы. Тема налогов и налогового реформирования остро дискутируема в обществе. Обсуждаются вопросы, связанные с проблемой снижения налогового бремени с производителя, вопросы подачи деклараций и налогового контроля и еще масса вопросов, также существует масса публикаций по этим вопросам, но при этом налоговая политика в ней затрагивается лишь в скользь, как что-то необходимое, но не в первую очередь.
Особо хотелось бы отметить журнал «Аудитор», печатающий достаточно много работ по различным проблемам налогообложения. Это и Босс Г. об изменение налоговой политики и Павлова Л., Мерзляков И. о совершенствовании налогообложения в Российской Федерации, а также Кашин В., Мерзляков И. о налоговой политики и оздоровлении России. Также можно выделить группу учебных пособий, таких как работа Шуваловой Е.Б. о налогообложении и налоговом законодательстве, учебное пособие для вузов под редакцией Русаковой И.Г., Кашина В.А о налогах и налогообложении. Особой значимостью обладают публикации исторического характера: работа ПушкаревойВ.М., раскрывающей историю политики налогов, а также сюда можно отнести статью Караваева Н.В., описывающей налоговую политику ведущих зарубежных государств.
Также нами были изучены труды Олейникова И.Н., Шаталова С., Новикова А. И., Черник Д., Дмитриевой О. и др. Исследования данных ученых посвящены региональному аспекту налоговой политики. В своих работах данные авторы касаются следующих вопросов: налоговые проблемы налогообложения населения в субъектах РФ.
Информационная база: Также при написании курсовой работы были использованы следующие нормативно – правовые акты: Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.
При этом хотелось бы отметить недостаточную разработанность отдельных вопросов налогообложения населения, роли налогов в нашем обществе.
Объект исследования: налоги.
Предмет исследования: налоги как цена.
Целью курсовой работы является изучение налогов как цены услуг государства.
Задачи исследования, поставленные и решенные в процессе написания работы:
-рассмотреть понятие налогов с населения;
-представить краткую историю НДФЛ в России;
-дать общую характеристику налогов с населения: НДФЛ, налога на имущество физлиц, транспортного налога, земельного налога;
-выявить проблемы налогообложения физических лиц в России и пути их решения.
Методы исследования: аналитический, обобщение, сравнение, синтез.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.
1.Место налогов в налоговой системе России
1.1.Понятие налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов[1].
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Можно выделить три функции налогов: распределительную; фискальную; контрольную. Причем распределительную функцию можно разделить на регулирующую и стимулирующую и т. д.
Участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.
Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.
Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации[2].
1.2.Функции налогов
В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.
Функции налогов.
1. Фискальная функция, т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами.
С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.
2. Распределительная функция. С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода, и создаются условия для эффективного государственного управления.
Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.