Файл: Налоги как цена услуг государства (Место налогов в налоговой системе России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Регулирующая функция. Регулирующая функция налогов реализуется путем:

- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

4. Контрольная функция. При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

- всеобщность и равенство налогообложения – каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов;

- справедливость налогообложения – каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

- экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

- однократность налогообложения – один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения;

- определенность налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

- нейтральность налогов – налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан. Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика;


- простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы;

- применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества[3].

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами социального характера – более 30%. Это средняя цифра для стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития.

2.налогИ с населения как цена услуг государства

2.1. Налог на доходы физических лиц

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц призна­ются:

-физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

-физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не яв­ляющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный нало­гоплательщиками:

-от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

-от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся нало­говыми резидентами РФ.


Для целей главы 23 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся:

1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред­принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно­стью ее постоянного представительства в РФ;

2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу­ченные от российской организации и (или) от иностранной организа­ции в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;

3) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;

4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;

5) доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в РФ;

- в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в ус­тавном капитале организаций;

- прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представитель­ства на территории РФ;

- иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физи­ческому лицу;

6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанно­стей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выпла­ты, получаемые членами органа управления организации (совета ди­ректоров или иного подобного органа) — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является Российская Феде­рация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились вы­платы указанных вознаграждений;

7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации, в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ[4];

8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в РФ и (или) из РФ или

в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;

9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспровод­ной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на терри­тории РФ;


10) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.

Для целей гл. 23 НК РФ не относятся к доходам, полученным от ис­точников в Российской Федерации, доходы физического лица, получен­ные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приоб­ретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара на территорию РФ.

Это положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию РФ в таможенном режиме выпуска в сво­бодное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:

1) поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на террито­рии РФ;

2) цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, не отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (ра­бот или услуг);

3) товар не продается через постоянное представительство в РФ.

В случае, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, доходом, полученным от источников в РФ, в связи с реализацией това­ра, признается часть полученных доходов, относящаяся к деятельно­сти физического лица в РФ[5].

В целях главы 23 НК РФ доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями фи­зических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими род­ственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исклю­чением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, получаемых им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

В статье 211 НК РФ законодательство выделяет три группы доходов в натуральной форме.

1-я группа. Оплата (полностью или частично) за физическое лицо организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг, имущественных прав. При этом в подпункте 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ специально оговорено, что к этой группе доходов относятся в том числе оплата коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.


2-я группа. Полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе.

3-я группа. Оплата труда в натуральной форме.

В соответствии со ст.224 НК РФ для разных видов доходов установлены разные пропорциональные налоговые ставки:

- общая налоговая ставка - 13%;

- налоговая ставка для нерезидентов Российской Федерации - 30%;

- специальная налоговая ставка - 35%.

Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Суммы налога на доходы физических лиц исчисляются отдельно по каждой группе доходов, для которых предусмотрены различные нало­говые ставки, при этом сумма налога по каждой группе доходов опре­деляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля ис­численной налоговой базы.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в ре­зультате сложения исчисленных сумм налога по каждой группе доходов.

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога ме­нее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полно­го рубля.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полу­ченных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержан­ных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактиче­ской выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма нало­га не может превышать 50% суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с мо­мента возникновения соответствующих обстоятельств письменно со­общить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невоз­можностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев[6].