Файл: Налоги как цена услуг государства (Место налогов в налоговой системе России).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Место налогов в налоговой системе России
2.налогИ с населения как цена услуг государства
2.1. Налог на доходы физических лиц
2.2.Налог на имущество физических лиц
3.Роль налогов с населения в бюджетной политике страны
3.1.Налоги с населения как источник бюджетов разных уровней
3.2. Значение налогов как цены услуг государства для населения
3.3.Сравнительная оценка российской и зарубежных систем налогообложения населения
3.1.Налоги с населения как источник бюджетов разных уровней
Общее представление о российской налоговой системе дает таблица о налоговых поступлениях в консолидированный и федеральный бюджеты.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Налоги с населения, рассматриваемые в данной курсовой работе, являются источником доходов практически для бюджетов всех уровней. Исключение с недавних пор составляет Федеральный бюджет. Раньше в Федеральный бюджет перечислялось 10 процентов от суммы НДФЛ ( что составляло 1,79 процентов от всех налоговых поступлений в Федеральный бюджет). В настоящее время налоги с населения, рассмотренные в данной курсовой работе, перечисляются в региональные и местные бюджеты.
Отметим, что в соответствии с поправками с 1 января 2014 года изменился порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Отчисления в бюджеты субъектов РФ составят 85%, местным бюджетам- — 15%. От этой суммы в бюджеты муниципальных районов будет отчисляться 5%, от НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях — 15%. В бюджеты городских округов отчисления составят 15%.
Например, в соответствии с Решением Думы города Костромы от 19.12.2014 г. № 217 "О бюджете города Костромы на 2015 год" поступление от НДФЛ в 2015 год составило 1189984 тыс. руб. Распределение по отдельным позициям НДФЛ представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Доход по НДФЛ в 2015 году в бюджет г.Костромы
Земельный налог является местным налогом, и, согласно Налоговому законодательству, поступает в бюджет того муниципального образования, в котором располагается участок земли. То есть 100% собранного земельного налога на территории г.Костромы идет в бюджет г.Костромы.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Это значит, что 100% налога на имущество физических лиц, собранного на территории г.Костромы идет в бюджет городского округа г.Кострома.
Данные по этим двум налогам представим в таблице 2.
Таблица 2 – Данные по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в 2015 году
Транспортный налог является региональным налогом и соответственно 100% транспортного налога. Собранного на территории Костромской области направляется в региональный бюджет Костромской области.
3.2. Значение налогов как цены услуг государства для населения
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетного фонда. Артерией финансово-бюджетной системы являются налоги[10].
Налоги в той форме, с которой мы встречаемся в современных условиях, сложились относительно недавно, хотя основные элементы механизма налогообложения зародились еще в древности. Для человека нет более угнетающей процедуры чем платить их. Высокие налоги - это всегда неизбежны нищета, упадок хозяйства, путь к катастрофе и человеческой трагедии. Там, где высокие налоги, не может быть и речи о свободе и человеческое достоинство, творческий труд и обеспеченное будущее. Непосильные налоги были причиной многих социальных конфликтов, кровопролитных войн, упадка целых цивилизаций.
Вместе с тем введение налогов имело чрезвычайно важное прогрессивное значение для развития человеческого общества. Мобилизуя через налоги значительные ресурсы в свое распоряжение, государственные структуры обеспечивали защиту своего государства, развивали производство, улучшали материальное положение граждан, существенно влияли на состояние и развитие науки, культуры, межгосударственных связей.
В любом государстве граждане обязаны отдавить часть своих доходов на общегосударственные нужды. Совершенство форм методов передачи этих средств свидетельствует об уровне развития государства. Однако не следует забывать, что налоги являются и очень опасным оружием в распоряжении государства. Без научной концепции налоговой политики они могут превратиться в тормоз экономического развития государства. Поэтому весьма важно, чтобы каждая страна имела разумную, совершенную и эффективную налоговую политику[11].
В Российской Федерации также как и во всем мире, существует широко разветвленная система налогов с ее граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в налоговом законодательстве обобщенным термином - физические лица. Система налогообложения физических лиц претерпела существенное изменение в 1992 г. При сохранении наиболее крупного - подоходного налога были отменены некоторые ранее установленные налоги. Среди них были, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу, сельскохозяйственный налог, налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние, а их перечень дополнен новыми налогами.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще.
3.3.Сравнительная оценка российской и зарубежных систем налогообложения населения
Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973 г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран — членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран.
Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок подоходного налога (с 33 до 20 % для населения и с 52 до 33 % для корпораций), изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.
В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.
В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления: 1) совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987 г.); 2) изменения в области подоходного обложения корпораций.
Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:
Снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20 %.
Устранение многоступенчатого деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 24 и 40 %.
Введение раздельного налогообложения доходов супругов.
Значительное увеличение личных налоговых ставок.
Вместе с тем упрощение системы не означает, что она будет самой справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним доходом возросла с 14 до 16 %. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35 %. В итоге высокооплачиваемые британцы — самые "низкооблагаемые" среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые — наоборот. Так, женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34 % своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26 % в США и 23 % в Японии[12].
Современная налоговая система Великобритании включает:
1. Центральные налоги: подоходный налог с населения, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).
2. Местные налоги (на имущество).
Налоги играют основную роль (около 90 %) в формировании доходной части английского государственного бюджета.
На долю подоходного налога с населения приходится 64 % поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет.
Подоходный налог в США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида:
"валовый", т. е. общая сумма доходов из любых источников;
"очищенный доход", то есть валовый доход за вычетом расходов и стандартной скидки;
"облагаемый доход", т. е. очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума (он примерно равен $2000)[13].
При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают низших ставок федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное страхование. В США существует 2 системы страхования: страхование по безработице и страхование престарелых. Взносы уплачивают и предприниматели, и трудящиеся и равны 15,3%. Налоги на имущество, переходящее с порядке наследования или дарения и поимущественный налог также отчисляются в бюджеты штатов и местные бюджеты, что приемлемо и для нашей страны, поскольку бюджеты местных органов власти особенно скудны, а таким образом их можно хоть как-то увеличить.
Налоговые реформы, происходившие в США в 80-х годах и преследовавшие две главные цели – обеспечение роста экономического развития в результате сокращения обложения доходов и упрощение налогообложения – в целом имели противоречивые последствия.
Положительные результаты. Налоговые стимулы, выразившиеся в значительном сокращении подоходного налога и налога на прибыль корпораций, оказали позитивное влияние на процесс производства. Был обеспечен относительно устойчивый и рекордный по длительности за весь послевоенный период циклический подъем.
Одновременно произошло расширение потребительского спроса, обусловленного увеличением занятости, ростом реальных доходов (в определенной степени за счет снижения налогов), падением темпов инфляции, сокращением процентных ставок.