Файл: Управление финансовыми рисками на предприятии (Сущность и содержание финансовых рисков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первостепенные финансовые риски, оцениваемые предприятиями:

- риски потери платежеспособности;

- риски потери финансовой устойчивости и независимости;

- риски структуры активов и пассивов.

В случае если организация располагается в изменчивом финансовом состоянии, то применяются собственные оборотные средства в добавок долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы. Оценка риска финансовой непостоянности на базе характеристики типов финансового состояния следующая:

- Высокая состоятельность: предприятие не зависит от кредиторов – это без рисковая зона.

- Нормальная платежеспособность: эффективное использование заемных средств; большая доходность производственной деятельности: зона допустимого риска.

- Нарушение платёжеспособности: необходимость привлечения дополнительных источников; возможность улучшения ситуации - зона критического риска.

Оценка рисков ликвидности и финансовой стабильности с помощью относительных показателей осуществляется посредством анализа отклонений от рекомендуемых значений. Расчет коэффициентов представлен в приложении

1. Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости фирмы представлены в приложении

2.Сущность методики комплексной (балльной) оценки финансового состояния компании заключается в классификации организаций по уровню финансового риска, то есть все организация могут быть отнесены к определенному классу в зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов.

1-й класс (100–97 баллов) — это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и совещенной платежеспособные.

2-й класс (96–67 баллов) — это предприятие нормального финансового состояния.

3-й класс (66–37 баллов) — это предприятие, финансовое состояние которых можно оценить как среднее.

4-й класс (36–11 баллов) — это предприятие с неустойчивым финансовым состоянием.

5-й класс (10–0 баллов) — это предприятие с кризисным финансовым состоянием.

Приведенная выше методика оценки риска дает возможность объективно оценить финансовое состояние организации и выработать стратегию управления рисками предприятия.

4. Основные мероприятия по управлению финансовыми рисками предприятия


Одним из главных и более решительных направлений финансового оздоровления считается отбор внутренних резервов согласно увеличению доходности реализации и достижению безубыточной работы: наиболее абсолютное применение производственной мощности компании, увеличение качества и конкурентоспособности продукции, сокращению ее себестоимости, разумное применение вещественных, трудовых и финансовых ресурсов, уменьшению непродуктивных затрат и издержек. Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения — организации действенного учета и контроля за применением ресурсов, исследованию и внедрению передового опыта в осуществлении режима экономии, материальному и моральному стимулированию работников в борьбе за экономию ресурсов и уменьшение непроизводительных расходов и потерь. Следует пересмотреть систему труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, рынки поставок оборудования и рынки сбыта товаров, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы[11] .

Проанализируем важнейшие мероприятия по улучшению финансового состояния.

К внешним источникам привлечения средств в оборот необходимо порекомендовать использование: факторинга, лизинга, привлечение кредитов под прибыльные проекты.

Значительную долю собственного оборотного капитала составляет дебиторская задолженность. Для финансирования такой высокой дебиторской задолженности предприятие применяет значимые средства, но это говорит об отсутствии эффективной работы с дебиторами.

Для предприятия очень важно создать систему заключения контрактов с гибкими условиями сроков и формы оплаты [19]:

- предоплата, подразумевает наличие скидки;

- частичная предоплата - сочетает наличие скидки и продажу в кредит;

- передача на осуществление - компания сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;

- выставление промежуточного счета - этот прием эффективен при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;

- банковская гарантия, подразумевает, что банк будет возмещать нужную сумму в случае не выполнения дебитором своих прав.

- гибкое ценообразование – применяется для защиты предприятия от инфляционных потер.

Заключаемые контракты с покупателями должны быть гибкими: - если полная предоплата невозможна, то необходимо обзавести частичную предоплату. Необходимо ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок; оценить воздействие скидок на финансовые итоги деятельности предприятия. Считаем необходимым установить целевые ориентиры д ля различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для перспективных клиентов, которые в настоящий момент отсутствует в наличии денежных средств, а также входа на новые важные рынки.


Нужно определить вознаграждения персонала в связи от эффективности мер по продажам и приобретению платежей.

Скидки будут целесообразны, если они приводят к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Если предприятие ощущает дефицит денежных средств, то скидки могут быть даны с целью роста притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным. Скидкам за раннюю плату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату, это связано с тем, что более высокая прибыль ведет к росту налогов, в то время как скидки приведут к уменьшению налогооблагаемой базы. Имеется также факторинг, специальное агентство (фактор) и клиент заключают договор о продаже определенной дебиторской задолженности. Затем предприятие предупреждает клиента о том, что фактор купил их долги. После этого фактор реализовывает платежи предприятию на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За обеспечение фактором такой услуги клиент получает на руки номинальную сумму долга со скидкой. Факторинг может быть применен для роста продаж: возможность продавать новым группам покупателей, а также более быстрая оборачиваемость капитала. Однако имеет ряд недостатков: чистые потери из-за приобретения неполной суммы долга, утрата контроля и информации о должниками, как о потенциальных клиентах

Основой задачей управления оборотными средствами предприятия не заключается в том, чтобы свести к абсолютному минимуму риски, связанные с коммерческой деятельностью. Рациональное управление оборотными средствами заключается в умелом балансировании между рисками, связанных с недостатком оборотных средств, а значит угрозой срыва производственных планов из-за недостаток нужных товаров, а также риски, обусловленные избытком оборотных средств, т.е. «замораживанием» денежных средств в запасах товара и дебиторской задолженности.

Расходы и риски, связанные с нехваткой оборотных средств могут заключатся в следующем - задержки в снабжении товарами и как результат уменьшение объемов продаж из-за нехватки запасов.

Расходы и риски, связанные с избытком оборотных средств это увеличение налога на имущество. А оптимальный уровень оборотных средств разрешит максимизировать прибыль при приемлемом уровне ликвидности и коммерческого риска. Таким образом, предприятию часто нужно оценивать свои потребности в оборотных средствах и стараться сохранять их на минимально нужном уровне. Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность, непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, преобразуются в реальные деньги, такое воздействие связано с тем, что со скоростью оборота средств связаны с минимально нужной величиной авансированного капитала и связанные с ним выплаты денежных средств; потребностью в дополнительных источниках финансирования; суммой затрат, связан с владением товарно-материальными ценностями и их сбережением и др.[13].


Подчеркнем, что непосредственное воздействие на величину оборачиваемости оказывает принятая на предприятии методика их оценки. Самой распространенным в нашей стране был метод оценки по фактической себестоимости [12]. Но при его применение в условиях длительного сбережения запасов, характерного для многих предприятий, во-первых уменьшается себестоимость реализованной продукции, во-вторых, существенно уменьшается стоимость остатков материалов, а значит искусственно завышается их оборачиваемость. Применение метода оценки материалов по стоимости последних закупок (ЛИФО), хотя и весьма привлекательно с точки зрения налогообложения, приводит к искажению величины остатков материалов в сторону их снижения. В итоге и в этом случае достоверность показателя оборачиваемости активов уменьшается. Оценка запасов товарно-материальных ценностей по стоимости первых закупок ( метод ФИФО ) приводит к тому, что себестоимость реализованной продукции формируется исходя из наиболее низких цен на материалы, а их остатки оцениваются по максимальной стоимости. Поэтому оборачиваемость текущих активов в данном случае будет объективно ниже, чем при использовании рассмотренных ранее методов оценки запасов. Таким образом, исходя из стоящих задач и выбранной стратегии управления активами, предприятие имеет конкретную возможность регулировать величину оборачиваемости своих активов.

Следовательно, эффективное управление товарно-материальными запасами дает возможность снизить производственные утраты из-за нехватки товаров, пользующихся спросом, ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств; свести к минимуму товарно-материальных запасов, которые повышают цену операций и «замораживают» дефицитные валютные ресурсы; уменьшить риск старения и ухудшение товаров; уменьшить затраты на сбережение товарно-материальных запасов. Запасы товаров предполагают предприятию свободу в составлении производственного плана и маркетинговых мероприятиях. Нужные запасы дают возможность эффективно удовлетворять потребительский спрос. В случае если продукции конкретного вида отсутствует в запасе, то можно утратить нынешние и будущие продажи покупателю.

Имеется ряд положительных сторон поддержания увеличенного объема запасов: организация способен приобрести экономию времени за счет возможности стремительно осуществлять заказы. Но при этом имеется и очевидные затраты: общие издержки по содержанию запасов, включая расходы на сбережение и перевозку, а также недосмотренная выгода от средств, вложенных в излишние запасы, могут быть очень важными.


Дополнительный ущерб - угроза старения, и т.д. Из-За этого предприятию необходимо остерегаться от огромных запасов[14].

Имеется метод эффективного контроля запасов - АDK метод. По методу АDK запасы товаров подразделяются на 3 категории по степени значимости отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости. Более значимые запасы вступают в первые две группы: А и D. Запасам, введенным в эти группы, должен уделяется особый интерес. Нужно выделить, что особое выделение видов товаров в первые две группы не означает, что акцентирование ко всем остальным видам товарно-материальных запасов может быть ослаблено. Концентрация на отдельных, более ценных видах запасов позволит достичь очень высокой экономии валютных денег.

АDK- анализ может реализовываться не по одному параметру, а по нескольким, поэтому товары нужно объединять не в три, а в девять групп. Например, если в анализе первым параметром будет товарооборот, тогда вторым параметром скорее всего будет не постоянство спроса товара, а любой другой параметр, важный в настоящий момент. Таким образом, для увеличения эффективности целесообразно применять XYZ-анализ,

с его поддержкой возможно установить, какие товары в настоящий момент обладающий регулярным спросом, как с точки зрения коммерции, так и с точки зрения логистики.

Товары группы – товары, обладающий регулярный спрос, Z-товары – хаотично продаваемые товары, соответственно товары AX – AY – AZ – наиболее воздействующий на товарооборот или на тот параметр, по которому делается анализ. XYZ-анализ проводится в течение длительного периода.

А если мы совмещаем ADK- и XYZ-анализы, то приобретаем два параметра: товарооборот и постоянство спроса. Следовательно, можно контролировать ассортимент более разумно, т. е. отслеживать отсутствие товаров из групп AX – AY – AZ чаще, чем из групп KX – KY – KZ. Можно распределять графики мониторинга, и от этого будет больше пользы, чем от мониторинга всего ассортимента в одинаковом режиме. Нужно сделать итог о том, что на предприятии группировка материальных затрат должна проводится для всех видов товарно-материальных запасов с целью раскрытия среди них более значимых; по стоимости отдельных видов товаров может быть выделена определенная группа, контроль за состоянием которой имеет первоочередное значение для управления оборотными средствами предприятия; для наиболее значимых и дорогостоящих видов целесообразно определить наиболее рациональный размер заказа, а также величину страхового запаса.