Файл: Финансовая политика и ее реализация В РФ (Общая характеристика понятия "финансовая политика").pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика понятия "финансовая политика"
2. Цель, задачи и принципы финансовой политики государства
3. Классификация видов финансовой политики
4. Финансовая стратегия и финансовая тактика
5. Особенности финансовой политики в России
6. Оценка финансовой политики в РФ в 2011-2012 гг
7. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов был первым федеральным бюджетом, который создавался и осуществлялся в условиях введения новых форм финансового поддержания услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями [3, c.6].
В структуре расходов бюджетной системы увеличилась доля расходов на социальные цели и подготовленность, а также на поддержание безопасности при стагнации собственно бюджета развития.
Крупными направлениями расходов федерального бюджета в 2011-2012 гг. считались расходы на социальную политику (28,8%), национальную оборону (17,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (15,3%). На национальную экономику приходится 11,6% расходов бюджета.
В 2010 году Правительством РФ была одобрена Программа рост эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Аналогичные программы подтверждены и во многих субъектах РФ [3, c.11].
В 2010 году Правительство утвердило порядок разработки и реализации госпрограмм, образовало перечень из 41-й государственной программы. Структура перечня программ создана, истекая из главным направлений государственной политики, отмеченных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Проанализируем осуществление этих программ в 2012 году.
Ключевые программы расходов [3, c.18]:
"Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175);
"Информационное общество (2011 - 2020 годы)" (распоряжение Правительства России от 20 октября 2010 г. № 1815-р).
Помимо этого подтверждена государственная программа РФ "Энергосбережение и рост энергетической эффективности на период до 2020 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).
В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам:
"Новое качество жизни" (13 госпрограмм),
"Инновационное развитие и модернизация экономики" (17 госпрограмм), "Обеспечение национальной безопасности" (2 госпрограммы), "Сбалансированное региональное развитие" (3 госпрограммы) и "Эффективное государство" (5 госпрограмм).
Следовательно, приоритетом бюджетной политики в 2011-2012 гг. было повышение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет увеличения налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
В трехлетней перспективе 2011-2013 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики не изменились, как и раньше - формирование эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важными целями налоговой политики продолжают оставаться обеспечение инновационной деятельности, в том числе и путем оказание новых льгот, ориентированных на ее стимулирование, а также обеспечение инвестиций в области образования и здравоохранения.
Основным фактором проводимой налоговой политики считается
обеспечение сбалансированности бюджетной системы.
Главными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством РФ в 2011 году.
Механизм понижения тарифов страховых взносов в 2012 году привел к понижение результатной ставки обложения взносами, в наибольшей степени выгоды от такого уменьшения приобрело много работодателей (в составе работников у которых находятся как низкооплачиваемые категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние показатели по российской экономике), так как уменьшение результатной ставки обложения взносами тронуло всех работников, чья годовая заработная плата является 720 тысяч рублей и менее [20, c.304].
Вследствие этого, финансовая политика в 2011-2012гг. была ориентирована оптимизацию бюджетной и налоговой политики, увеличение качества и уровня жизни населения, оптимизацию бюджетных расходов.
7. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Важными проблемами финансовой политики РФ считается [21, с.166]:
несовершенство налоговой системы;
низкие показатели инвестиционного финансирования;
отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики;
нестабильность валютного курса рубля;
неэффективное применение государственной собственности.
Прогноз важных макроэкономических показателей социально-экономического развития РФ, применяющийся при разработке финансового плана до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России (КДР.). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, формирование благоприятной деловой среды, рост качества государственных институтов, при сбережение макроэкономической стабильности [11, c.298].
Формирование экономики на будущий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, уменьшение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2010 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного населения уменьшиться на 11% (в среднем на 0,8% в год).
Доходы бюджетной системы со временем уменьшается с 40,2%ВВП в 2010 году до 31,7% ВВП в 2023 году, федерального бюджета - с 23,6% ВВП в 2010 году до 12,9% ВВП в 2023 году.
Прогнозируемое до 2023 года уменьшение доходов бюджетной системы по сравнению с фактическим исполнением в 2010 году содержит в себе понижение, как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов.
Хотя необходимо учитывать, что в 2010 году в бюджетную систему поступили дополнительные разовые средства от погашения налоговой задолженности в размере 1,8% ВВП. Поэтому для сравнения лучше применять доходы бюджетной системы за 2010 год, очищенные от этих дополнительных поступлений.
Нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2023 году будут существенно меньше - на 5,7 п. п. - аналогичных показателей 2010 года. Предполагаемые изменения ЕСН будут способствовать существенному росту доходов внебюджетных фондов - по сравнению с 2010 годом они возрастут на 4,4 п. п. ВВП. Всего поступления от страховых взнсов вырастут по сравнению с 2010 годом на 2,2 п. п. ВВП. Еще около 1 п. п. ВВП добавит в доходы внебюджетных фондов средства, приобретенных от инвестирования накопительной части пенсии.
Проанализируем нынешние проблемы финансовой политики России.
Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое формирование механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а важное - непрерывное сужение налогооблагаемой основы и уменьшения реального ВВП. Пока основная производительная сила общества - экономически активный человек – отсутствует возможность для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов, нет спроса на продукцию, нет формирования производства, нет инвестиций, нет накоплений, увеличивается импорт, повышаются долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, снижается национальная валюта, уменьшается уровень жизни, растет зависимость от иностранного капитала.
8. Пути развития финансовой политики государства
Главная задача долгосрочного бюджетного планирования заключается в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по формированию долгосрочного устойчивого увеличению экономики и уровня и качества жизни населения.
Проанализируем основные пути решения проблем финансовой политики.
Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть завоевана за счет роста сбора налогов и уменьшение затрат, расширения эмиссионных и не эмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.
Рост сбора налогов добивается путем расширения налогооблагаемой базы, уменьшение просроченной задолженности, усиления финансового контроля, перемена порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, внедрения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Важная значимость это изменение налогового законодательства.
Для решения проблемы построения реального бюджета нужно создать все условия, чтобы накопления, активы, формированные в РФ, действовали в ее интересах, как это совершается в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом главная задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.
Расширение совокупного предложения в нынешних условиях может поддержать лишь инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, приобретенных высокие и сверхвысокие доходы, средств нерезидентов.
Огромную роль играет стабилизация валютного курса рубля. Уместно акцентировать внимание на проблему перевода валютных корреспондентских счетов НОСТРО российских коммерческих банков в Центральный банк России. Это позволило бы не только повысить денежную базу и повысить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Нужен комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке. Например, проводимая в последние годы денежно-кредитная политика "подталкивает" и вынуждает население к применению иностранной валюты в качестве ключевой формы сбережений в целях уменьшения инфляционного риска. Это негативно воздействует на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую находятся в зависимости от макроэкономических показателей. Выход из создавшейся ситуации выглядит так: государство формирует предпосылки для конвертации иностранной валюты, принадлежащей физическим лицам и хранящейся вне банковской системы, в рублевые активы, для привлечения средств на счета коммерческих банков, для гарантирования сохранности вкладов и их индексации. В т же время в основу денежно-кредитной политики оно закладывает регулирование процентных ставок [14, c.96].
Нужно увеличить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное применение активов, налаживание кооперационных связей и формирование условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Необходимо поддержать зачисление в бюджет дивидендов, арендной платы от применения государственного имущества. Для этого целесообразно активизировать работу Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка - Центрального депозитария и единой национальной депозитарной системы, сформировать систему доверительного управления государственными пакетами акций и другой собственностью, формировать полный реестр объектов недвижимости, содержащая незавершенное строительство на федеральном и региональном уровнях, обеспечить подтверждение прав России на зарубежную собственность и рост эффективности ее применения[22, c.185].
Самый перспективный подход к росту эффективности бюджетного сектора сопряжен с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. При этом речь идет не о простом росте заработной платы работников. Задача состоит в формировании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянная адаптация уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих значительное побудительное воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.
Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для падения социального неравенства нужно создать программу, ориентированную на увеличение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть бедных в России сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части бедность обозначает почти нехватки средств к существовании.
Вследствие этого, для решения перечисленных проблем нужно:
- представить сбалансированность бюджетов и их установление на основе реального прогноза макроэкономических показателей;
- осуществить комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
- определить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;