Файл: Финансовая политика и ее реализация В РФ (Общая характеристика понятия "финансовая политика").pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика понятия "финансовая политика"
2. Цель, задачи и принципы финансовой политики государства
3. Классификация видов финансовой политики
4. Финансовая стратегия и финансовая тактика
5. Особенности финансовой политики в России
6. Оценка финансовой политики в РФ в 2011-2012 гг
7. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Сдерживающая политика предполагает [10, c.453]:
) понижение правительственных расходов;
) рост налогов.
Финансовая политика должна нацеливаться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой существует задача контроля над инфляцией.
Также имеется два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика
б) недискреционная финансовая политика
Недискреционной финансовой политикой – это ряд способностей налоговой системы к независимой стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие стабилизировать экономическую деятельность в стране без вмешательства каких-либо управляющих органов.
Проанализируем следующую ситуацию. Для ослабления производственного спада нужен бюджетный излишек, то есть превышение доходной части государственного бюджета над расходной. Хотя, чтобы побороть спад, неплох дефицитный бюджет. Имеются два пути для достижения поставленных целей, первый достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в повышение налогов, во втором же, наоборот, в их уменьшение.
Предположим, что в стране прослеживается небольшой спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда уменьшение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к уменьшению налоговых поступлений, но это и нужно для стабилизации экономики. Следовательно, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Ведь при подъеме с повышением доходов граждан также поднимутся и налоги.
Помимо налогового имеется еще ряд главных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.
Среди них можно подчеркнуть следующие четыре [12, c.361]:
. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. На самом деле, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко повышаются, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период спада и оказывает давление на очень большие расходы, сдерживая инфляцию.
Напротив, во время слабой занятости резервный фонд применяется для выплаты доходов, чем повышает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к уменьшению темпов снижения производства, тем самым, смягчая спад.
Иные типы пособий - такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, - по характеру своего автоматического антициклического регулирования также причисляются к стабилизирующему типу.
. Важные для развитых капиталистических государств программы поддержки фермерам: если платежеспособный спрос уменьшается и стоимость на сельскохозяйственные продукты опускаются, федеральное руководство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и стоимости повышаются, государство выкидывает на рынок приобретенную прежде продукцию, поглощая избыточные денежные ресурсы, что обессилевает каждую тенденцию в экономике. К сожалению, такой рада регулятор не свойственен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не мучается кризисами перепроизводства.
. Результат прочности компаний. Практическая деятельность демонстрирует, что с целью формирования иллюзии устойчивого дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица удерживают старый уровень оплачиваемых дивидендов, в случае даже если их доходы меняются на протяжение короткого периода. Это приводит к обессиливанию спроса на продукты и обслуживание, который иначе был бы показан вкладчиками, приобретенным, например рост прибыли с их ценных бумаг. В ином случае прослеживался бы противоположный результат, который также поверг бы к стабилизации ситуации.
. Инертность предрасположенности к потреблению. Таким образом, человек, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно адаптируется к росту своего дохода.
Дискреционная политика – это сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью перемен реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического повышения.
Важными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
Социальные работы и иные программы, связанные с расходами;
социальные программы;
правительственные закупки;
государственные инвестиции;
изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
управление налоговым гнетом.
Кроме того, финансовая политика включает следующие направления.
Налоговая политика предполагает собой концепцию государственных мер по достижению существующих перед социумом конкретных задач с поддержкой налоговой системы государства. Налоговую политику анализируют в широких и узких аспектах [16, c.78].
В широком она включает вопросы развития государственных доходов за счет постоянных и временных источников (налогов и займов соответственно). Так как государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено применять государственные займы с целью возмещения собственных расходов.
В узком аспекте налоговая политика включает деятельность государства лишь в сфере налогообложения – формирование видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачислений в бюджет.
Под бюджетной политикой понимают определение государством:
источников формирования доходов государственного бюджета;
приоритетных направлений расходов бюджета;
допустимых пределов разбалансированности бюджета;
источников финансирования бюджетного дефицита;
принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
4. Финансовая стратегия и финансовая тактика
Основным субъектом финансовой политики считается государство. Оно разрабатывает стратегию главных направлений финансового формирования социума отдаленную перспективу и выявляет задачи на данный период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера намеченных задач финансовая политика делиться на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Исследуем содержание финансовой стратегии. Термин "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Военное происхождение этого определения не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир [7, c.45].
Долгосрочная финансовая стратегия государства носит долговременный и часто скрытый характер. Она включает фундаментальные проблемы функционирования и управления не только государственными финансами, но финансами предприятий негосударственного хозяйства. Долгосрочная стратегия зависит, от двух факторов: политический и личный.
Первый, - проявляется в невозможности проведения долгосрочной финансовой политики вне рамок общего политического курса.
Второй фактор в решающей мере устанавливает сущность долгосрочной финансовой стратегии в рамках принятого политического курса.
Главными проблемами долгосрочной финансовой стратегии государства считается [15, c.237]:
система финансово-кредитных органов управления;
бюджетная система и бюджетное устройство страны;
кредитная система страны и ее сеть;
пропорции распределения вновь созданной стоимости и замена источников народно-хозяйственного развития;
укрепление безопасности национальной валюты и подготовка реформ;
политика в области национальной валюты и валютных резервов, золота, драгоценных металлов и камней;
выбор и корректировка соотношения размеров государственного хозяйства с народным хозяйством;
выбор и корректировка политики в области государственного кредита.
Долгосрочная государственная финансовая стратегия призвана обеспечить в перспективе непрерывное расширение экономической базы денежного распределения в стране.
Что касается финансовой тактики, то изучение данного вопроса заставляет обратиться к нескольким источникам толкования значения слов.
Термин тактика - многосторонний и встречается во всех областях деятельности.
Тактика – основная часть военного искусства, содержащая учение и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретическая дисциплина. Тактика включает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактических перегруппировок и т.д.
5. Особенности финансовой политики в России
Важными целями финансовой политики на 2012 год и среднесрочную перспективу выявились: рост качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, формирование институтов гражданского социума и рост конкурентоспособности экономики.
На данный период в РФ принимается решение значительных задач в рамках финансовой политики. Самыми главными необходимо отнести следующее [11, c. 208]:
. Формирование нужных условий для концентрации важного по объему потока финансовых ресурсов. Это задача является самой приоритетной , которую решают на данный период правительственные структуры, а также Министерство финансов.
Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые прослеживается в экономической сфере в мире. Их воздействие сказалось и на экономических процессах, происходящих в РФ, поэтому грамотная политика на нынешнем этапе имеет огромную роль. Её значение заметна увеличилась. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать его формирование в условиях кризиса.
Также главным направлением считается обеспечение учреждений социально - экономической сферы страны.
6. Оценка финансовой политики в РФ в 2011-2012 гг
Чтобы оценить результативность финансовой политики в 2011-2012 гг., исследуем ее в разрезе ключевых течений.
В Бюджетном послании определены важнейшие задачи бюджетной политики, определяющие стратегию формирования государства [4, c.2]:
- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и осуществление долгосрочной стратегии формирования государства и в первую очередь - путем полномасштабного введения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
-Формирование в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил применения нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
- усовершенствование условий жизни лица, адресное решение социальных проблем, рост качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
- рост отдачи от применения государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, усовершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
- эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Вклад федерального бюджета на 2011-2012 гг. в интеграцию стратегического и бюджетного планирования заключается в том, что его разработка и исполнение реализуется в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития России на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ РФ и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к "программному бюджету" [4, c.5].
Поэтому, бюджетные параметры на 2012-2014 годы, а также положенные в их основу показали прогноза социально-экономического формирования РФ на данный период составили "отправную точку" для исследования и установления в 2012 году первого долгосрочного экономического прогноза и увязанной с ним долгосрочной бюджетной стратегии, а также ключевых государственных программ России.