Файл: КОНСАЛТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА (КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И РАБОТОДАТЕЛЕМ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА
2. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
3. КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И РАБОТОДАТЕЛЕМ
4. КОНСАЛТИНГ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ:
4.2 КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «МЕТОД» КАК СОВРЕМЕННОЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Такие этапы реализуются основными консалтинговыми организациями, представленными на российском рынке консультационных услуг.
Сущность методов и процессов управленческого консультирования является нематериальным, неосязаемым продуктом профессиональной деятельности, предоставляющим своему потребителю (заказчику) определенный объем информации. Именно эти данные, представляющие собой интеллектуальную ценность, помогают руководителям сориентироваться в своем сегменте отечественного и мирового рынка.
Цели управленческого консультирования заключаются в квалифицированной помощи реформирования структуры компании или предприятия, исправлении недостатков, либо подготовке ее к реализации новых, более масштабных задач. Полная и, порой, неожиданная для руководителя информация, полученная от консалтинговых компаний, позволяет сформировать полную картину ситуации, определить причины рецессии или застоя, правильно сформировать цели и задачи преобразований.
Независимо от видов управленческого консультирования, касается ли оно управления финансами или направлено на работу с персоналом, главным является формирование четких, максимально полных ответов на вопросы руководителя с учетом сферы деятельности производственно-коммерческой компании.
Как правило, в консалтинговые организации обращаются в случае, если возникают проблемы при интенсивном росте или, наоборот, стагнации организации, смене рынка. Все это может отражаться не только на финансовом положении организации, но и на психологическом состоянии управленческих кадров, особенно, если дело касается сокращения персонала. В такие периоды владельцам компании и её руководителям необходим специалист, который мог бы, оставаясь не заинтересованным лицом (что особенно важно для объективной оценки ситуации), непредвзято оценить текущее состояние компании и указать на причины кризиса.
Деятельность по управленческому консультированию имеет следующие характерные признаки:
- активное участие первых лиц организации;
- применение коллективного поиска решений тупиковых задач;
- использование методики системного мышления;
- проведение глубокой диагностики;
- обучение персонала;
- использование всего арсенала активных методов обучения;
- многовариантность вырабатываемых решений и их оптимизация;
- учет эмоционально-психологической среды в процессе проведения управленческого консультирования.
Если идеи исходят не от сотрудников данной организации, у них мало шансов быть реализованными. Поэтому консультант консалтинговой организации наиболее эффективно работает в том случае, если ему удается стать на предприятии «воодушевляющим началом», помочь работникам фирмы самим четко сформулировать все стоящие перед ними вопросы и предложить им методы наиболее рационального самостоятельного поиска ответов. Этот путь также часто используется, в некоторых случаях анализ результатов говорит о том, что данный способ оказания консалтинговых услуг значительно эффективнее, нежели простой сбор, анализ и изложение информации консультантом.
3. КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И РАБОТОДАТЕЛЕМ
Преимущества стабильных трудовых правоотношений известны. При продолжительном сотрудничестве между работником и работодателем складываются устойчивые взаимоотношения, выгодные обеим сторонам. Для работника длительные социально-трудовые связи позволяют обрести более устойчивые навыки по выполняемой работе, накопить профессиональный опыт, повысить качество работы, реализовать иные индивидуальные способности в коллективе. Работодатель же в свою очередь получает уверенность в том, что его специалисты заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. Но любые отношения в сфере труда требуют четкого юридического оформления. Так, некорректно составленная должностная инструкция может стать поводом для конфликтов внутри организации.
Консалтинговые агентства также помогают разрешить любые проблемы, возникающие при оформлении трудовых отношений, составлении коллективных и личных трудовых договоров, касающиеся споров о правомерности или неправомерности увольнения. Работодатели получат юридически грамотные консультации о том, как избежать судебного разбирательства, уменьшить ответственность или урегулировать конфликт в трудовом коллективе.
Консалтинговые агентства предлагают различный спектр услуг в сфере отношений работодателя и работника [11], как например:
- разработка кадровой политики;
- подготовка кадровой документации;
- правовое регулирование трудовых правоотношений с иностранными лицами;
- правовая помощь по урегулированию трудовых споров;
- разработка трудовых договоров;
- предупреждение конфликтов и представительство в спорах с контрольно-надзорными органами;
- разработка полного пакета положений о структурных подразделениях компании;
- разработка должностных инструкций для всех сотрудников компании.
4. КОНСАЛТИНГ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО БИЗНЕСА
Первая компания, занимавшаяся «подбором персонала», появилась в Германии в XIX веке, а позже такие же фирмы открылись во Франции и Великобритании, а также в США. И именно в США, только уже в XX веке, стали появляться крупные рекрутинговые агентства. Произошло это после Второй мировой войны, в момент роста производства и промышленности. В последние пятьдесят лет рекрутинг превратился в самостоятельное направление бизнеса, постепенно переставая существовать в качестве сопутствующего звена политике, торговле и производству. Рекрутинг как бизнес интенсивно развивается в США, Канаде, Англии, Австрии и Швейцарии. Рекрутинговые агентства этих стран являются своего рода «законодателями моды» в сфере мирового рекрутмента, а местные рынки данного вида услуг в названных странах насчитывают десятки тысяч участников.
Кадровому бизнесу в России как самостоятельному направлению более двадцати лет. Начиная с 1989 года иностранные рекрутинговые агентства пришли на неосвоенный рынок труда в СССР, где правом подбирать персонал для представительств западных компаний обладало только УПДК (Управление Делами Дипломатического Корпуса) МИД. Вполне понятное недоверие со стороны Запада к этой структуре и активное освоение восточного рынка сбыта в начале 90-х дали импульс развитию отечественных рекрутинговых агентств. Москва, безусловно, лидировала, кроме того, агентства по подбору кадров сразу же стали позиционировать свои услуги как самостоятельный вид бизнеса. Бурное развитие новой рыночной экономики в стране и экспансия иностранных компаний предопределили рейтинг кадровых агентств и деление на два различных блока - подбор персонала для западников и поиск специалистов для отечественных предприятий. Спустя 9 лет кадровая индустрия в России получила серьезный удар в виде кризиса 1998 года, что уже через пару лет позволило рекрутинговым агентствам выйти на новый уровень работы. Возросли качественные требования к специалистам, для работы в новых посткризисных рыночных условиях стали требоваться грамотные руководители высшего и среднего звена, развилось направление массового подбора персонала в кадровых агентствах [12].
На рынке остались сильнейшие кадровые агентства Москвы и других крупных городов страны. В 2000 году рекрутинг окончательно утвердился как обособленный вид бизнеса - по инициативе украинских, российских и белорусских кадровых агентств 20 сентября был объявлен Днем Рекрутера на всей территории СНГ.
Нынешний кризис также серьезно повлиял на рекрутинговые агентства России и в особенности Москвы. Кадровых агентств в России на осень 2008 года по данным статистики было около 2100, из них на столицу приходилось почти 700. Спустя год после начала экономического обвала в мире эта цифра сократилась ровно вдвое. Данная ситуация в рекрутинге похожа на события десятилетней давности. Безусловно, крупные рекрутинговые агентства Москвы остались на рынке, но многим пришлось существенно сократить персонал кадрового агентства.
Особенно сильно отсутствие заказов повлияло на отраслевые рекрутинговые агентства, функционировавшие в денежноемких отраслях экономики - банковская и автомобильная сфера, производство и строительство. Не менее серьезные проблемы возникли у региональных кадровых агентств - в крупных городах России количество компаний - рекрутеров сократилось более чем в пять раз.
Как и любому другому бизнесу рекрутменту придется доказывать свою состоятельность, ведь выжить смогут только сильнейшие. Речь идет не только о снижении цен на услуги профессионалов. Оставшимся в живых кадровым агентствам Москвы придется работать по новым качественным стандартам, заново зарабатывая репутацию у своих заказчиков, пересматривая методики работы и методы оценки персонала. Во многом в нестабильной ситуации с кадрами уже после прохождения дна кризиса виноваты рекрутинговые агентства, которые опирались на сиюминутную выгоду, не заботясь о качестве услуг. Таким образом, естественные рыночные рычаги все расставят по своим местам.
Первое кадровое агентство успешно работало еще в XIV веке на территории Германии, а в России первым профессиональным рекрутером считают Петра I. Несмотря на разные эпохи, проблемы у рекрутинговых агентств и прародителей бизнеса по найму персонала во многом схожи. Спрос всегда рождает предложение. Основной задачей рекрутмента всегда было и остается до сих пор своевременное предоставление подходящего по всем параметрам работника заказчику. Это означает постоянный поиск кадров и оценка кандидата на профпригодность - во все времена рекрутинговым агентствам было непросто найти эффективных сотрудников и управленцев.
Развитие русскоязычного Интернета породило на свет самостоятельную отрасль в рекрутинге - в 1996 году стали открываться электронные кадровые агентства в Москве, что быстро распространилось на всю страну во времена интернет-бума в 2004 году. Рекрутинговые агентства в Интернете начали свою деятельность с платного размещения вакансий работодателей, и уже сегодня в сети сотни сайтов помогают решить проблемы с трудоустройством и подбором кадров.
Следующим этапом развития кадровых агентств - стала сегментация по отраслевому признаку - появились специальные рекрутинговые агентства в Москве, обеспечивающие предприятия кадрами в конкретных отраслях экономики и промышленности. Однако такое продолжалось до тех пор, пока соответствующие отрасли чувствовали себя хорошо. При малейших проблемах в бизнесе, на который ориентировано рекрутинговое агентство, наемные кадровые службы теряли заказчиков. После кризиса рынок рекрутинга изменится, скорее всего, в лучшую для экономики и бизнеса сторону.
В современном российском обществе в связи с бурными социально- экономическими преобразованиями особое значение для организаций приобретает проблема квалифицированного подбора персонала. По мере становления рынка труда в России на нем происходят существенные перемены: если раньше проблемой был поиск работы, то сегодня - поиск хорошего работника, которых на рынке труда не так много. Одним из элементов развитой инфраструктуры рынка труда в западных странах считается наличие системы услуг по подбору персонала. По данным консалтинговой фирмы «Palmen Institute», к услугам рекрутеров сегодня прибегает 98% всех американских компаний. На сегодняшний день и в России особую популярность приобрела такая форма подбора персонала, как рекрутинг.
Начнем с определения самого понятия «рекрутмент».
Согласно Оксфордскому словарю, «recruitment» означает вербовку, набор новобранцев, комплектование личного состава. Можно отметить, что изначально в это понятие вкладывается активный поиск людей, обладающих определенными качествами.
А.В. Рощин определяет рекрутмент как платные услуги по подбору персонала для компании-работодателя, осуществляемые независимой структурой по заказу компании-работодателя.[1]
Рекрутмент можно определить как профессиональные услуги по подбору квалифицированных специалистов-исполнителей и управленцев низшего и среднего звеньев.
Рекрутинговые агентства - организации, оказывающие услуги по подбору персонала для фирм-заказчиков. Предоставляют гарантию на проделанную работу: в том случае, если в период испытательного срока оказывается, что подобранный специалист по определенным причинам не устраивает компанию, проделывают бесплатную работу по поиску нового кандидата.
Рекрутинговые агентства - организации, предлагающие потенциальным работодателям услуги по подбору персонала.
Рекрутинговая деятельность - деятельность по созданию условий для заполнения вакансий у компании-заказчика компетентными специалистами, соответствующими по своим качествам требованиям заказчика - включает комплекс организационных мероприятий, производимых агентством в интересах организации, сделавшей заказ на замещение вакантной должности, заключающийся в формировании и представлении заказчику списка отобранных, в соответствии в требованиями заказчика, кандидатов на данную должность с целью последующего приема их на работу. Корректное с формальной точки зрения, это определение не может считаться достаточным, если рекрутинг станет предметом психологических исследований. В последнем случае необходимо учесть содержательную и процессуальную стороны рекрутинговой деятельности. Для этого обратимся к истории вопроса - происхождению рекрутинга и его развитию.
Субъектами рекрутинговой деятельности являются представители компаний-заказчиков, которые размещают информацию о вакантных рабочих местах в агентстве, собственно рекрутеры, выполняющие работу по поиску, отбору и представлению специалистов, и кандидаты, специалисты, которые находятся в активном поиске работы либо могут быть замотивированы на подобные предложения.
Сфера поиска и подбора персонала пришла к нам с Запада. Вполне логично, что мы заимствовали у них и терминологическую систему. Некоторые термины были взяты без изменения, какие-то адаптировали, какие-то перевели, каким-то нашли аналоги в родном языке. Многие исследователи высказывают мнение, что у нас не существует терминологии в подборе персонала. Исследования, проведенные в феврале 2010 года по инициативе Московского отделения Ассоциации консультантов по подбору персонала показывают, что рекрутмент стоит на пути формирования этой терминологии. На Западе этот вопрос уже не стоит, о чем говорит и наличие словарей, например «Dictionary of human resources and personnel management» издательства Peter Collin Publishing, содержащий более 7500 терминов.