Файл: МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, начинают экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Данные задачи – являются противоположно направленными. Но способы их решения многим руководителям удается найти. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, а решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности и заинтересованности своих работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений – так называемых отношений членов большой семьи. Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским малым предприятиям переходного периода. Предприятия малого бизнеса зачастую испытывают дефицит кадров, а причиной этого является не уровень заработной платы, а повышенные требования к трудоотдаче.[13] По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать деньги. Зачастую работники просто «высиживают» свои оклады. Имея ограниченные источники финансирования, предприятия малого бизнеса не в состоянии содержать «лишних людей».[14]
Руководители четко сознают, что успех их дела во многом определяется взаимоотношениями персонала внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и непосредственно между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, напрямую влияет на потенциал предприятия.
Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы - установить тесный, неформальный контакт между подчиненными и руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как победы, так и поражения в своей работе. Тогда, появляется реальный шанс сделать из живого труда фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Только в такой ситуации, руководитель понимает каждого сотрудника, что позволяет ему найти подходящие способы мотивировать каждого из них. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого из работников. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. [15]
Гораздо сильнее держатся на ногах те фирмы, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где каждый из сотрудников, может рассчитывать на перспективу своего личного карьерного роста. Для многих работников деньги не являются главным стимулом. Дружеские отношения между работниками необходимы для предприятий малого бизнеса. Это является большой поддержкой для каждого з членов подобных организаций. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить другого, прийти на помощь коллеге, выручить товарища в трудный момент и не попросить ничего в замен. Неконфликтные внутренние отношения - реальность большинства предприятий: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых друг другу людей, проверенных жизненным опытом и опытом общей работы. Большинство работают постоянно, зная друг друга не мало лет. [16]
Есть даже принцип у некоторых руководителей: не брать временных работников, такие руководители считают, что для временного работника проблемы предприятия далеко не личное дело. А ведь действительности – оно так и есть. В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Реализовать принцип «большой семьи» не так уж и сложно, так как дореформенный стереотип работника предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная внутренняя обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Мотивировать такие взаимоотношения достаточно сложно. Обычно уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту в таких организациях совсем не высок. Работа в малом бизнесе дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Вполне нормальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы. Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда. [17]
В условиях экономических (рыночных) отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:
1) растет стабильность внешней среды малого предприятия;
2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, кадровых, сырьевых и других не мало важных ресурсов.
У государства есть очень сильный и действенный инструмент воздействия на предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, она выполняет две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. Что касается российской экономики то, тут развитие получило прежде всего фискальную функцию.[18]
Для каждого руководителя, владельца фирмы налоги являются препятствием, налоговые выплаты ограничивают, отягощают и усложняют жизнь. Налоги сужают финансовые возможности фирмы, многие называют налоги - болевой точкой предпринимателей. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. [19]
Для российских предпринимателей налоги — это «государственный рэкет», так как, собирая налоги, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих обязанностей, то есть своих обязанностей и функций. По поводу налогообложения был проведен опрос среди предпринимателей разных уровней, в результатах этого 180 предпринимателей отметили как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных актов в этой сфере, нечеткость, расплывчатость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения их «задним числом». Все это негативно влияет на развитие их деятельности, усложняет, запутывает и отягощает.[20]
Обращалось внимание на зависимое положение предприятий малого бизнеса во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют некие двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают некорректные решения. Многие предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу. Между предпринимателями и чиновниками образуются сложные взаимоотношения и появляются предвзятые стереотипы. Для начинающих предпринимателей преодоление этого барьера всегда представляет организационные трудности. Материалы собранных интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, предприниматели вместе с грамотными юристами ищут лазейки в законе зачастую выбирают обходные пути уходя в теневую деятельность. [21]
Глава 3.МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ
Для того, что бы понять все особенности и осознать саму суть строения бизнеса в России необходимо обратиться к истокам, то есть к истории возникновения такого явления как бизнес. Историю развития российского малого бизнеса можно разбить на несколько этапов. Попробуем рассмотреть как он развивался.
Первый этап (1985-1987г.) – зарождение. В это время бизнес получил свой старт, актив начинали развиваться центры научно-технического творчества, временных творческих коллективов на началах общественных организаций. Многие ученые называют этот этап - экспериментальным.[22]
Второй этап (1987-1988г.) – расширение. В это период - количество людей, принимающих в нём участие, несомненно, растет; предпринимательство начинает приобретать характер активного многочисленного движения. Каждый из предпринимателей стараются превзойти самого себя, все стараются придумать, что ни будь новенькое. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения".[23]
Третий этап (1989-1990г.) связан с принятием законодательных актов, эти акты были направлены на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. А собственность впоследствии создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, таким образом повышалась экономическая эффективность экономики страны в целом. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Были и отличительные черты развития, в этот момент, такой особенностью можно считать - арендные отношения.
Для четвертого этапа (1991-1992г.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. В эти годы происходят коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательской деятельности. Наиболее успешные предприниматели поднимались, расширяли и по сути совершали переход их малого в средний бизнес.[24]
Пятый этап (1993-1994г.) стал периодом глобальной приватизации. За эти годы получили хорошее развитие все виды предпринимательства. Появилось множество собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.[25]
Шестой этап. К 1995 г. в этот момент развитие замирает, а во многих регионах и вообще останавливается. Большинство сфер к этому моменту оказались практически исчерпаны и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности больше не было. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности, если такая возможность была. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. [26]
Малый бизнес в нашей стране играет большую роль в экономике. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем является отношения бизнеса к малому это средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Простым определением малого бизнеса можно считать - деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Но более обширным считается определение того, что основными показателями помимо численности являются так же - размер капитала и объем оборота. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, как его еще часто называют, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, их массовость в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.[27]
Само понятие «малое», на первый взгляд должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия, но это только кажется изначально. Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих