Файл: МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Вот такими ограничениями предприниматели стали довольствоваться с 1995 года.[28]
Практика многих стран убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют даже ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, которая должна способствовать развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а так же созданию новых рабочих мест. Что не мало важно для экономики страны в целом. Под субъектами малого предпринимательства понимаются как юридические лица, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.[29]
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса указывает на следующие его преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая независимость действий субъектов малого бизнеса;
- гибкость в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в капитале и др.
Собственники малых предприятий обычно склонны к сбережениям и инвестированию, у таких людей обычно высокий уровень желания в достижении успеха, что всегда сказывается положительно на деятельности подобных организаций. Они лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они всегда стараются быть в курсе всех событий и лично контролируют ситуацию, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Профессионализм каждого из звеньев таких предприятий – это важная составляющая и прямой путь к успеху. Далеко не секрет, что малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.[30]
В тоже время у малого бизнеса есть и свои определенные недостатки, самый большой из недостатков – это конечно же - высок уровень риска, отсюда выходит высoкая степень неустойчивости положения на рынке; Так же к недостаткам можно отнести и зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям услoвий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных инвесторах и получения кредитов и др. Из всего этого мы видим, что недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования и их достаточное количество. Выживают, как и в любой другой среде, сильнейшие.
Все эти характеристики, положительные и отрицательные переходят в специфическую роль как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость для региона в целом. Эти характеристики и выявляют основы сильных и слабых сторон малого бизнеса. На сегодняшний день преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства. И благодаря этому на плаву держатся большое количество предприятий, которые относятся к малому бизнесу.[31]
Так же изучив различную литературу по данной теме, я считаю, что можно выделить эти самые устойчивые черты и разбить их на несколько объединяющих групп:
1.Характером производственного процесса:
· имеются такие ограничения как масштабы применяемых средств производства и технологических процессов;
· ограниченное количество видов выпускаемой продукции, то есть предприятия имеют узкую специализацию.
· простая система сбыта.
2. Спецификой системы управления и руководства:
· право собственности едино;
· велика роль руководителя в жизни предприятия, руководитель включен во все функционирующие области;
· менеджеры таких организаций очень многофункциональны размеры управляющей верхушки весьма компактны;
· присутствует н формальный характер планирования и контроля, отсутствуют большие управляющие структуры;
· скорость принятия решения очень высока.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
· предприятия являются достаточно гибкими, им не сложно воспринимать нововведения, тем более что в малых дозах они вводятся постоянно;
· финансовые ресурсы так же ограничены;
· обычно владельцы пускают на расширение лишь только малую долю доходов фирмы, из чего следует - низкая капитализация;
· но таким организациям так же присуща высокая оборачиваемость их капитала;
· обычно в подобных предприятиях руководящая роль наследуется от отца к сыну, самое распространенное право наследоваие.
4. Особенностями внешних воздействий:
· ограниченность ресурсных и сбытовых рынков;
· взаимоотношения с узким кругом поставщиков и потребителей чае переходят в не формальный вид отношений;
· уступающее положение перед предприятиями более крупного уровня;
· чувствительность к колебаниям внешней обстановке, а именно к колебаниям экономической и политической среде, так же не всегда благосклонно реагирует на изменения в законодательстве;
· часто присуща ограниченность источников финансирования и в большинстве случаев возникает частая нехватка капиталов;
· велика зависимость от системы поддержки малого предпринимательства.
Таким образом, мы видим, что малое предпринимательство – является вполне самостоятельным. Они имеют свои достоинства и недостатки, свои пути развития и затухания.[32]
Этот вывод позволяет сделать анализ, по накопленным данным: результатов опросов предпринимателей, статистических показателей. Но не надо забывать о том, что предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточно успешные, по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Опрошены были те предприятия, которые прошли испытание временем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Такие предприятия хорошо стоят на ногах, на их пути так же встречаются трудности, но благодаря своему опыту, они ни раз уже проходили подобное, боролись с ними и дальше оставались на плаву. Но с 1994 г. их количество не растет, напротив, оно несколько уменьшилось. Из этого следует, что барьеры, преграды которые необходимо преодолеть в самом начале пути постоянно растут и на данный момент они выше прежних, начинать деятельность предпринимателя с каждым годом становится все труднее, проще поддерживать дело на плаву, которое было открыто ранее, но это не есть хорошо. Действующие предприятия показывают хорошую способность развиваться, перестраиваться под новые условия и тем самым они только укрепляют рыночное положение сраны в целом.
Малый бизнес - это один из надежнейших элементов, который дает постоянные бюджетные поступления. Их задолженности гораздо ниже чем у крупных предприятий. Лидирующие предприятия малого бизнеса, ее практически не имеют. А вот лидеры из числа крупных предприятий, наоборот, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Из этого следует, что малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, они приосят постоянный доход населению. [33]Управление предприятием можно сравнить с управлением государства, чем оно больше тем больше проблем, тем тяжелей за ним уследить. Как говорится « маленькие детки – маленькие бедки, а с большими все гораздо сложнее…»
На крупных предприятиях так же тяжелее проследить руководству и за сотрудниками, из этого часто получается, что работники не дорабатывают, а как бы просиживают свою зарплату, в алых предприятиях такое не пройдет, тут вся деятельность сотрудников как на ладони у руководителя, тут работникам приходится жить идеей работы, тратить не только время, но и силы, энергию. Стереотип оп поводу смены времени на деньги попросту пропадает. Что касается руководителей, то тут они попадают в некую школу выживания, ведь от каждого их действия зависит дальнейшая судьба компании. У лидеров среди предприятий малого бизнеса формируются некие рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. А вот у крупных предприятий все определяет сфера деятельности, а не политика компании.
Опять же, сравнивая малые и крупные предприятия в сфере сбыта, мы можем заметить, что отношения с партнерами у малых предприятий более длительные, за частую даже дружеские или взаимовыгодные, ежели крупных. Возможно это происходит из-за того, что штат сотрудников наиболее постоянен, возможно из за того, что у сотрудников работающих на предприятий относящихся к малому бизнесу, гораздо больше интерес к происходящей ситуации, чем у сотрудников работающих в крупных компаниях.
Немало важно отметить, что большинство развивающихся предприятий малого бизнеса не собираются переходить черту, отделяющую их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные предприятия. Таким образом происходит торможение развития среднего бизнеса, формирование рациональной структуры экономики. Скорее всего, такая ситуация происходит из за имеющихся льгот у предприятий принадлежащих к сектору малого бизнеса. Получается, что государство давая льготы на развитие малого бизнеса действительно добилось цели развить тот самый малый бизнес, но тем же действиями очень сильно повлияло деразвитие среднего бизнеса. Получилось некое противоречие, которое возможно снять, но для этого необходимо поставить правильные цели, необходимо создать благоприятную цель для предпринимательской деятельности любых размеров.[34]
Не однократно было замечено, что фирмы, которые долгое время функционируют под руководством одного владельца, добиваются гораздо большего успеха, чем фирмы, часто меняющие своего руководителя. Возможно это происходит благодаря тому, что руководитель из года в год набирается все больше опыта и каждое его новое решение становиться все более взвешенным и верным, возможно это происходит благодаря тому, что с годами работы на рынку за ними закрепляется некий статус и репутация, причин может быть множество, но факт остается фактом.
Обычно, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:
· происходит формирование конкурентных рыночных отношений, которые способствуют лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
· повышение качества товаров, работ, услуг. Тут между производящими и поставляющими организациями происходит екая борьба;
· подстраивание производства по конкретные нужды потребителей;
· содействие перестройки экономики. Малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность;
· так же учувствует и привлечение личных средств населения на развитие производства;
· сокращается число безработных граждан благодаря тому, что появляются новые рабочие места;
· развиваются различные виды ремесла, отсюда происходит раскрытие, поддержка и развитие таланта людей;
· формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
· наука и техника не стоит на месте;
· освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
· освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Однако, во всех ситуациях где есть положительные стороны, можно найти и негативные.
Одной из наиболее влияющей причиной является, не простая экономическая обстановка в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок в банках, непосредственно слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний самих предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.[35]
В-третьих, в большинстве понимания людей предпринимательство ассоциируются только с неким посредничеством, куплей-продажей. Такое происходит уже не однократно и во всех сферах. Предпринимателям необходимо, зачастую доказывать обратное.
В-четвертых, плохо отработанные организационные и правовые основы для регулирования развития бизнеса на региональном уровне.
В-пятых, так же большую роль играет слабость государственной поддержки малого бизнеса.
Заключение
В этой работе сделана попытка описать и рассказать о малом предпринимательстве в России в настоящее время, я постаралась выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.