Файл: МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ В ЦЕЛОМ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие бизнеса, а именно малого бизнеса играет важную роль в экономике всех стран. С помощью малого бизнеса создаются дополнительные рабочие места для граждан, таким образом, сокращая уровень безработицы, служит основой для формирования среднего класса, повышая уровень благосостояния людей, удовлетворяют потребности населения в различных видах продукции и услуг, быстро перестраиваются на выпуск продукции нового вида. Нововведения, переоборудование, качество обслуживания клиентов, качества продукции и услуг в малом бизнеса совершенствуется более эффективно, чем на предприятиях крупного бизнеса. Нельзя не отметить весомый процент налоговых платежей, пополняющих государственный бюджет, поступает именно от малых фирм. Небольшие размеры малых фирм являются более адаптивными, позволяют чутко и быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка. Так же к достоинствам малого бизнеса можно отнести узкую специализацию на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом, все это можно считать факторами, повышающими его устойчивость на рынке. Но малое предпринимательство имеет также и недостатки. Так, относительно маленький капитал уменьшает рамки развития производства, ограничивает возможность применения ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их разорению или же банкротству. [1]
В России малое предпринимательство еще не получило должного развития и не полностью выполняет свои задачи. В условиях кризиса малому предпринимательству довольно сложно развиваться. Так как государство заинтересовано в получении дополнительных налогах я считаю, что оно должно разработать комплекс мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны. [2]
Целью данной курсовой работы является изучения сущности малого и среднего бизнеса, и анализ его развития в российской экономике. В процессе работы были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности малого бизнеса, а также анализ критериев отнесения к предприятиям малого бизнеса;
- рассмотрение роли малого предпринимательства, его преимуществ и недостатков;
- анализ малого бизнеса в России в начале XXI в.;
- изучение роли малого бизнеса на рынке труда в России;
- рассмотрение государственной поддержки малого бизнеса в России.
Глава 1.СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ В ЦЕЛОМ
Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников. В большинстве научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, которая совершается небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
То есть, малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики, государственными органами или другими представительными организациями.[3]
Печень общих критериев, которые объединяют предприятия в группу к малому бизнесу:
- численность персонала
- размер уставного капитала
- объем оборота (прибыли, дохода)
- величина активов.[4]
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому изнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами, расставляющими малый бизнес, не превышает 25%. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [5]
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. [6]
Второй характеристикой является - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.[7]
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.
Наконец, если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.[8]
Как уже отмечалось ранее, гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре является не объемлемым преимуществом.
Пожалуй, его даже можно назвать главным преимуществом малого бизнеса. У малых предприятий реакция быстрее чем у крупных предприятий: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает некоторых особенностей, таких как: небольшое количество персонала, которое не требует сложных навыков управления, узкая производственная программа, которая разрабатывается на перспективу, не осложнено обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; малому бизнесу проще перестроить свою рыночную стратегию. Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по сравнению с крупным предприятием, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Предприятия малого бизнеса обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.[9]
Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы – субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т. п.[10]
Малый бизнес очень чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от малейших колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и сервиса. Развитию малого бизнеса способствует, и региональная дифференциация производства и потребления продуктов и услуг. Значительная часть малого бизнеса создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные изменения условий производства или спроса.[11]
Глава 2. Особенности трудовых отношений в малом бизнесе
В рыночной экономике для малого бизнеса по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к более трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации своего персонала.[12]
Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, а решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности и заинтересованности своих работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений – так называемых отношений членов большой семьи. Рыночная специфика решения кадровых вопросов присуща и российским малым предприятиям переходного периода. Предприятия малого бизнеса зачастую испытывают дефицит кадров, а причиной этого является не уровень заработной платы, а повышенные требования к трудоотдаче.[13] По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интенсивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать деньги. Имея ограниченные источники финансирования, предприятия малого бизнеса не в состоянии содержать «лишних людей».[14]
Руководители четко сознают, что успех их дела во многом определяется взаимоотношениями персонала внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и непосредственно между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и, в конечном счете, напрямую влияет на потенциал предприятия.
Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы - установить тесный, неформальный контакт между подчиненными и руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествляются как победы, так и поражения в своей работе. Тогда, появляется реальный шанс сделать из живого труда фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого из работников. Их спектр широк: от угрозы лишиться работы, до возможности самореализации, вовлеченности в план предприятия. [15]
Гораздо устойчивее те предприятия, где материальная заинтересованность сочетается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу своего карьерного роста. Дружеские отношения между работниками необходимы для предприятий малого бизнеса. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить другого, прийти на помощь коллеге. Неконфликтные внутренние отношения - реальность большинства предприятий: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей работы людей. Большинство работают постоянно. [16]
Это принцип руководителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело. В целом в представлении большинства предпринимателей внутрифирменные отношения ассоциируются со стереотипом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепаратизму. Реализовать принцип «большой семьи» не так уж и сложно, так как дореформенный стереотип работника предполагал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомощи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная внутренняя обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа в малом бизнесе дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Вполне нормальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы. Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда. [17]