Файл: МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА (СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ В ЦЕЛОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:

1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;

2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима­тельство в рыночной экономике - налоговая политика, вы­полняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо­зяйствующих субъектов. В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию.[18]

Налоги, сужающие фи­нансовые возможности фирмы, - это болевая точка пред­принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо­сильным налоговым бременем. [19]

Для российских предприни­мателей налоги — это «государственный рэкет», так как, собирая налоги, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих обязанностей, то есть функций. По поводу налогообложения был проведен опрос, в результатах этого 180 предпри­нимателей отметили как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив­ных актов в этой сфере, нечеткость, расплывчатость формулировок, сложность восприя­тия инструкций и нормативных документов, а особенно по­рочная практика введения их «задним числом». [20]

Обращалось внимание на зависимое положение предприятий малого бизнеса во взаимоотноше­ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют некие двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают некорректные решения. Многие предпринима­тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало­му бизнесу. Для начи­нающих предпринимателей преодоление все это всегда представляет организационные трудности. Материалы собранных интервью показывают, что предпринимате­ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте­пенно к ним приспособились, выработали пути адаптируясь к ним уходя в теневую деятельность. [21]


Глава 3.МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

Свои особенности малый бизнес в России берет из своей истории. Историю развития российского малого бизнеса можно разбить на несколько этапов.

Первый этап (1985-1987г.) - зарождение и деятельность

центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов на началах общественных организаций. Этот этап можно назвать экспериментальным.[22]

Второй этап (1987-1988г.) сфера деятельности малого бизнеса начинает расширяться, количество людей, принимающих в нём участие, несомненно, растет; предпринимательство начинает приобретать характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения".[23]

Третий этап (1989-1990г.) связан с принятием законодательных актов, эти акты были направлены на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. А собственность в последствии создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, тем самым повышалась экономическая эффективность российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Как российская особенность в этом периоде выделяется арендные отношения.

Для четвертого этапа (1991-1992г.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. В эти годы происходят коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательской деятельности.[24]

Пятый этап (1993-1994г.) стал полосой широкомасштабной приватизации. За эти годы получили хорошее развитие все виды предпринимательства. Появилось множество собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.[25]

Шестой этап. К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, на­пример, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существо­вание, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого


пред­приниматель­ства. [26]

В России малый бизнес играет особую роль. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала, размер капитала, объем оборота. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

От 1 до 20 – ремесленные;

От 20 до 100 – малые;

От 100 до 500 – средние предприятия.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый

многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.[27]

Само понятие «малое», кажется, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия. Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих

предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;


в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.[28]

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, а так же созданию новых рабочих мест.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются как юридические лица, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».[29]

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса указывает на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого бизнеса; гибкость в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и др.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень желания в достижении успеха, что положительно в целом сказывается на деятельности предприятия. Субъекты малого бизнеса лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.[30]

В тоже время у малого бизнеса есть и свои определенные недостатки, среди которых можно выделить наиболее существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных инвесторах и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.


Совокупность качественных характе­ристик предприятий малого бизнеса трансформируется в специфическую роль как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную значимость для региона в целом. Они являются основой сильных и слабых сторон малого бизнеса. На сегодняшний день преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается спе­цифика малого предпринимательства.[31]

Можно выявить несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером производственного процесса:

· ограниченность масштабов применяемых средств производства и

технологических процессов;

· небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

· упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

· единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

· особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

· компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

· отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

· быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

· особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином

· гибкость, восприимчивость к нововведениям;

· небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

· низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

· высокая оборачиваемость капитала;

· существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий:

· локальность ресурсных и сбытовых рынков;

· не формальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

· положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

· сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

· ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов;