Файл: КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. В этом и состоит актуальность темы настоящей работы. Практическая ценность работы заключается в том, что в мировой практике воспитания бесконечное множество «вечных вопросов», решение которых необходимо для построения «здорового общества».

Задачи данной курсовой работы: изучить основные критерии благоприятного климата в семье, рассмотреть методы улучшения эмоционального фона семьи, проанализировать влияние метода воспитания в отдельно взятой семье на психо-эмоциональное состояние ребенка, систематизировать практические рекомендации по улучшению климата в семье.

Объектом работы является взаимодействие в системе родитель- ребенок, а в качестве предмета рассматривается гуманное отношение к ребенку, как предпосылка для успешного развития его личности. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности. Поэтому целью работы является выявление методов благоприятного влияния семьи на становление личности ребенка. В данной работе использованы источники известных педагогов и психологов, чьи труды внесли достойный вклад в развитие мировой и отечественной педагогики в вопросе семьи и воспитания: Выготский Л.С. «Педагогическая психология», Асмолов А.Г. «Психология личности», Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?», Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», Бенджамина Спока, Людмилы Петрановской и других.


В работе использовались методы наблюдения, анализа и сравнения двух семей. Работа включает введение, две основные части: теоретическая и практическая, заключение и список используемых материалов. В теоретической части представлены материалы, выявляющие связь между воспитательным методом, применяемым в семье и развитием личностного характера ребенка. Вторая часть работы содержит анализ взаимоотношений двух семей в системе ребенок-взрослый, а также практические рекомендации родителям по установлению благоприятного климата в семье.

Данная курсовая работа может иметь практическую ценность для родителей и опекунов, а также материал может быть полезен к прочтению работниками дошкольных детских учреждений.

В последнее время в психологии и педагогике появилось множество открытий. Одно из них- о значении стиля общения ребенком для развития его личности. Иными словами, климат семьи определяет развитие личностных качеств ребенка. В данной работе мы не будем углубляться в виды семейных отношений, остановимся далее на двух из них: диктат и сотрудничество. Наибольший акцент этой работы сделан на принципе взаимодействия ребенок- родитель в свете гуманной педагогики.

Многие источники современной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что общение также необходимо ребенку, как пища. Малыш, получающий полноценный уход, но лишен постоянного контакта со взрослыми, плохо развивается не только психически, но еще и физически. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его эмоциональное здоровье, что в дальнейшем влияет на его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, также как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» дети, это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля были сформулированы психологами-гуманистами, одним из которых является основатель гуманистической психологии Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность человека. Гуманистический подход к человеку противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время присутствовал в школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка- его нужд и потребностей, на знании закономерностей его развития и роста его личности.


Гуманистическая педагогика в воспитании детей и составила основную идею данной работы. Климат семьи, как было сказано выше, определяет личностное развитие ребенка и, значит, особое внимание стоит уделить тому, каким образом можно выстроить отношения с ребенком, чтобы авторитарный способ общения не стал единственно возможным в понимании родителей.

1 КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Климат, или иными словами отношения, сложившиеся в семье как ничто иное влияют на становление личности ребенка. В данной работе можно было бы рассказать про виды стилей воспитания и охарактеризовать каждый из них. Но хотелось бы рассмотреть данную тему немного с другого ракурса: раскрыть взаимосвязь важных аспектов жизни ребенка (привязанность к «своему взрослому», безусловное принятие и прочее) и благополучное развитие психо-эмоционального здоровья маленького человека. [1]

1.1 Привязанность – как основа благополучных отношений в системе родитель- ребенок

Начало взаимоотношений ребенок-взрослый идет с самого первого дня малыша, отнюдь не возрастные кризисы «портят» отношения в этой системы, а скорее изначальный настрой родителя по отношению к своему ребенку, неоправданные ожидания и неподготовленность или нежелание взрослого мириться с пониманием личности растущего человека.

Потребность ребенка в заботе взрослого- потребность жизненно важная, витальная. Это не про «хорошо бы», не про «без мамы одиноко и грустно», это- про жизнь или смерть. Это первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей.

В зависимости от степени реализации привязанности ребенка, от готовности взрослого эту привязанность поддержать и укрепить, во многом зависит, какие в будущем сложатся отношения между ребенком и родителем.

Часто родители, а также ближайшие родственники(бабушки, дедушки) в страхе избаловать малыша, или «вырастить неженку» которая не сможет справиться с жизненными невзгодами, необоснованны. Нередко родителям кажется, что тот, кто закален невзгодами с детства, будет лучше справляться с ними потом. Это не так, исследования показывают, что лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности, в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной, они обращаются за помощью и способны утешить себя сами. А те, кому уже в детстве досталось, и они были вынуждены справляться со страхом и болью без помощи родителей, напротив, крайне остро реагируют на стресс, сваливаются либо в агрессию, либо в отчаяние.[2] Отсюда вопрос: хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте и принимайте его чувства. Не нужно стараться его отвлечь и развлечь. Гораздо полезнее помочь прожить ему стресс, оставаясь «живым» и выходя из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться. Кстати, в панику тоже склонны впадать взрослые, которым не хватало контейнирования, и они пасуют перед стрессом. Если вместо сильного, спокойного, заботливого родителя ребенок получает рядом с собой такого же испуганного несчастного ребенка- какая уж тут психологическая защита.


О теории привязанности можно говорить бесконечно много и переоценить ее невозможно, поскольку именно привязанность ребенка к родителю определяет в дальнейшем зрелость его личности во взрослом состоянии. И не только. Именно послушание и непослушание в подростковом периоде, который вызывает ужас у родителей, именно эти понятия тесно связаны с привязанностью ребенка, и берут свое начало с младенческих лет. От того насколько крепкой была приявязанность родителей и малыша зависят их отношения в более сложном периоде взросления ребенка. Хотя, с другой стороны, сложно выделить более или менее сложные периоды развития детей, для них они все сложные, все нужные и необходимые для роста личности.

Родитель видит конфликтующего трехлетку, часто даже не задумываясь об истоках его бунта, даже о нужности этого бунта. Тогда как природа учит маленького вояку конфликтовать и отстаивать свое. Где же еще учиться конфликтовать, если не в семье, где все «на его стороне» теоретически.[3] На практике все оказывается сложнее, родители разводят руками, нимало не смущаясь говорить при ребенке о нем же, обсуждать его «невыносимый характер» с ближайшими родственниками, соседями и друзьями. В итоге, ребенок привыкает к роли бунтовщика, несносного и невыносимого. Поведение бунта закрепляется либо подавляется, что ведет еще к более сложному поведении. О чем все вышесказанное и как оно относится к теме работы?

А смысл изложенного в том, что отношения в семье, которые складываются отнюдь не главным образом между взрослыми, но между взрослыми и ребенком в большей степени влияют на его личностное развитие и рост. На его будущую судьбу, на выбор, который он всегда будет делать, исходя из того фундамента, который был заложен в нем его семьей еще в младенчестве.[4] Принимали ли ребенка и его нужды в семье, важно ли было его мнение, достаточно ли он был «напитан» вниманием и заботой, достаточно ли получил контейнирования при своих падениях, верили ли в него? Взгляды, фразы, вздохи, которые были обращены ребенку его взрослыми- все это тем или иным образом остается в подсознании и сознании неокрепшей личности человека. Все эти факторы являются следствием действий и бездействий человека в будущем, в решающей степени влияют на выбор профессии, спутника жизни, своего места под солнцем.


1.2 Безусловное принятие, как основной инструмент выстраивания гармоничных отношений с ребенком.

Ребенок взрослеет и проходит многие стадии становления своей личности. В этот период часто нарушается баланс в отношениях родитель –ребенок. Независимый малыш требует своего и часто у взрослого просто не хватает сил, терпения, а особенно знаний. На этом фоне и происходят неблагоприятные ситуации, угрожающих здоровому климату в семье. Когда родители в недоумении разводят руками, не понимая, как укротить маленького бунтаря. Конечно, чаще всего, любой родитель действует так, как заложено в его родовой программе: воспитывает ребенка также, как и воспитывали когда- то его (родителя) в семье. Вот здесь и начинается конфликт, когда на голову ребенка «сыпятся» обвинения в «неуправляемости», «непослушании», а в более старшем возрасте в «безынициативности» и «несамостоятельности». «грубости» и прочее. Какой уж тут благоприятный климат в семье. Родители на нервах и их сил хватает только на то, чтобы обвинять подрастающее потомство. Но всегда ли происходит таким образом? Ведь существует множество семей, где отношения родитель- ребенок сохраняются гармоничными и в период кризисов взросления и в подростковом возрасте. В чем же секрет таких отношений? [5]

Оказывается, не только привязанность ребенка к родителю играет важную роль при формировании его личности. Неоценимым инструментом в воспитании является безусловное принятие ребенка. По словам Ю.Б. Гиппенрейтер это «принцип, без соблюдения, которого все попытки наладить отношения с ребенком оказывается безуспешным». По словам этого же педагога « безусловно принимать ребенка- значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то , что он есть». Нередко родители делают акцент: « Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить».

К сожалению, в нашей культуре при воспитании детей чаще используется то, что называется «условным принятием». Ребенок получает знаки одобрения только в случае хорошего поведения, хорошей учебы или при выполнении своих обязанностей. В сознании ребенка четко отпечатывается, что его принимают, любят, «только если». Часто родители требуют от ребенка дисциплину, в ответ на которую они готовы поддерживать добрые отношения.[6] Где же тут ошибка? По мнению Ю.Гиппенрейтер, ошибка в самом начале: «дисциплина должна быть не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них».