Файл: КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1 Привязанность – как основа благополучных отношений в системе родитель- ребенок
1.2 Безусловное принятие, как основной инструмент выстраивания гармоничных отношений с ребенком.
1.3 Ключи к становлению здоровых семейных отношений
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
2.1 Искусство слушать, как способ установления доверительных отношений с ребенком
2.2 Поиск решения конфликта родителя и ребенка
2.3 Дисциплина, еще один способ сохранения благоприятной обстановки в семье
2.4 Способы проживания детских конфликтов на практике
2.5 Исследование влияния климата семьи на развитие личностных качеств ребенка методом наблюдения
2.5 Исследование влияния климата семьи на развитие личностных качеств ребенка методом наблюдения
Невозможно преувеличить роль семьи в становлении личности человека, как невозможно и переоценить ту силу и мощь, которую может заложить семья в характер подрастающего человека. Безусловная опора в жизни человека в любой ситуации-его семья, и в зависимости от того, какой ориентир, или, говоря словами Людмилы Петрановской, какую «тайную опору» дадут родители своему ребенку, будет зависеть насколько хорошо он сможет справляться с трудностями и в семь лет, и семнадцать, и в пятьдесят семь.
В этой части курсовой работы был проведен анализ влияния отношений в семье на становление личности ребенка методом наблюдения за двумя семьями.
Характеристика первой наблюдаемой семьи: полная, двое детей мальчик Денис 16 лет, девочка Марина 14 лет. Преобладающие в семье отношения: демократичные, дружеские. Характеристика второй семьи: полная, двое детей: мальчик Алексей 10 лет, девочка Анжелика 16 лет. Преобладающие отношения в семье: диктаторские, мнение детей не имеет значение для родителей, дети в семье не имеют права голоса. Особенностью второй семьи является, отсутствие матери, дети живут с отцом и его женой.
Рассмотрим подробнее первую семью и поведение детей как внутри семьи так и в социуме. В поведении Марины ясно видно доверие к родителям: девочка делится подробностями дружбы со своими друзьями, сердечными переживаниями, задает матери достаточно личные вопросы, которые уже возникают у подростков в этом возрасте. В школе и с друзьями тоже можно отследить достаточно раскрепощенное поведение ребенка: она активна в школьной жизни, у нее много друзей. Марина часто обсуждает с отцом «жизненные» вопросы, на что получает достаточно развернутые ответы. Из отношений ребенок-родитель-школа также видно, что родители всегда на стороне интересов своего ребенка: в ответ на жалобу учителя на ребенка, родители прокомментировали не совсем вежливое обращение учителя к родителям в дневнике, нежели сделали акцент на проблеме учебы ребенка. Такое положение вещей, конечно, говорит об уважительных и достаточно дружеских отношениях родителей с Мариной. Тесные и дружеские отношения в семье Марины позволяют избежать психологического насилия по отношению к детям, а доверие к родителям, по словам Людмилы Петрановской, это ключ к « управлению» нежелательным поведением ребенка. Ведь когда ребенок и родитель находятся в доверительных отношениях, ребенку нет необходимости обманывать, хитрить, выдумывать оправдания.
Что же можно наблюдать во второй семье? Семья, где растут Анжелика и Алексей менее демократична в отношении детей. Говоря точнее, в семье преобладает диктаторский тип отношений. Наблюдая за детьми в социальной среде: в школе, среди друзей вряд ли можно заметить постороннему глазу результат отражения таких отношений. Но при более близком рассмотрении, например поведения Анжелики, заметна скованность рассуждений. Даже на телесном уровне видно, что она «зажата». Анжелике присущи, как и многим детям с дефицитом внимания взрослых: самовосхваление, которое сочетается с нерешительностью высказать свое мнение. Часто можно заметить, как она хвалит свои достоинства, нарочно подчеркивая их, но в то же время, если попросить ее сделать выбор, требующий высказать личные желания или личное мнение, Анжелика испытывает трудности. Как и большинство детей ее возраста, она использует невербальный протест(так как вербальный жестко подавляется): стрижка волос вопреки запрету родителей, покраска волос, регистрация в социальных сетях, опять же вопреки запрету. При более подробном разговоре с бабушкой детей, выясняется, что нередко в семье подавляются личные предпочтения детей. К примеру, несмотря на то, что Анжелика хотела посещать музыкальную и театральную школу, родителями было принято решение записать девочку в секцию карате, несколькими годами позже карате сменилось секцией биатлона. В разговоре родители часто обозначали свои позиции: мнение детей никого не интересует.
Обращая внимание на поведение Алексея, также сложно с первого взгляда заметить сложности отношениях с родителями. Но воля ребенка достаточно сильно подавлена: при вопросе « что ты будешь есть» в кафе, либо другой вопрос также требующий проявить личное желание, Алексей чаще всего отвечает «не знаю». «Бегающий взгляд», быстрота ответа, все это говорит о повышенной тревожности ребенка.
На данном этапе развития детей второй семьи, сложно делать какие – либо точные прогнозы относительно их личностных качеств, так как много факторов могут повлиять на них: их отношения с друзьями, их педагоги в школе и на секциях, их родственники…Но, конечно, главным образом на него влияет семья, основу их отношений к миру заложат именно родители.
В семье №1 можно с больше степенью уверенности сказать, что в сложных жизненных ситуациях, дети будут более устойчивы и смогут выйти из них с наименьшими потерями.
По словам А.С. Бикеевой, «несмотря на причины, по которым могут разладиться, испортиться отношения между родителями и детьми, взрослым всегда следует чинить заборы. Эта самая починка заборов является сугубо взрослой обязанностью, а не детской». Понятно, что под « починкой заборов» автор имеет ввиду налаживание отношений, установление дружеского контакта. Также, по словам Бикеевой, отношения взрослого и ребенка- это отражение настоящего, реального, отражение родителя, они показывают, каким родитель является на самом деле, а не каким себя представляет, или каким хотел бы казаться или быть.
Безусловно, взрослея дети меняют свое поведение, так как и окружение в школе и секциях( как и в социальных сетях) влияет на их мировоззрение, меняется и поведение взрослых по отношению к детям. На ряду с повышенной требовательностью может появиться и уважение к подростку. Сложно предугадать как повернется модель взаимоотношений родителей и детей, на это влияет очень много факторов. Но как показывает практика, в период взросления и созревания, психика ребенка претерпевает сложные изменения, и, если взрослые не проявляют понимание и терпение- отношения в семье очень усложняются. [11]
Таким образом, подводя итог этой главы, важно отметить, что ключ к «здоровым отношениям» является ключом к правильному и гармоничному развитию ребенка. Конечно, это огромная работа, главным образом со стороны родителя- выстроить отношения, основанные на доверии и принятии, вопреки отношения, основанным на страхе и диктате.
Диктат, как показал анализ отношений в семье №2, приводит к неуверенности и тревожности детей, что не является верным путем развития личности. И напротив, демократический стиль общения в семье помогает установить дружеские, доверительные отношения между детьми и родителя. При этом не стоит путать демократические отношения в семье со вседозволенностью. Где вседозволенность отличает отсутствие границ, тогда как демократия подразумевает добровольное установление границ в дружелюбной обстановке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся эволюция жизни- это эволюция родительской заботы о потомстве. Чтобы выросло существо, которое не просто реализует записанные в генах программы, а строит свою жизнь, думает об устройстве мироздания, имеет ценности- одним словом существо разумное и свободное, необходим довольно долгий период полной беспомощности и зависимости. Каким-то чудесным образом эта зависимость перерастает в свободу, именно полная изначальная неприспособленность к миру- в способность в этом мире самостоятельно существовать.
Немало проблем, отравляющих жизнь множества людей, можно было бы просто не создавать, если знать, как устроены отношения ребенка с родителем. И многие уже созданные и даже вполне привычные можно было бы успешно и надежно решить, если бы родители были более осведомлены в механизмах этих детских проблем. Развитие ребенка многопланово, меняются и развиваются его тело, его интеллект и его способности, меняются его отношения со «своим взрослым», часто эти изменения, как мы могли убедиться в практической части работы, оказываются для родителя сложными. Тогда и нарушается гармония в отношениях между родителями и детьми, вследствие чего теряется нить доверия между ними. В данной главе работы стоит сказать, что благополучное развитие личности ребенка напрямую зависит от отношения взрослого к нему. Как говорилось выше, именно взрослый формирует в самом начале жизни ребенка его «я-состояние», которое чаще всего со временем только укрепляется отношение родителя к нему. На примере сравнения двух семей с разным стилем воспитания, видно как сильно влияет отношение родителя на самооценку ребенка, а также на его мировоззрение.
Кроме того, на примере этих семей заметно насколько сильно положительное влияние родителей на успехи ребенка и мотивацию. В это главе уместно задать вопрос: кто же из детей будет лучше справляться с жизнью, кто окажется сильнее, успешнее, удачливее? Ведь справляться с трудностями гораздо проще человеку гармонично развитому, получившему сильную опору в своей семье. Именно в этом вопросе и заложен ответ на самый главный вопрос работы: как же влияет климат семьи на развитие личности ребенка? От того насколько близкими и доверительными будут отношения в семье, насколько родители будут принимать ребенка с его ошибками, насколько сильную поддержку будет получать в семье ребенок- зависит то, каким человеком выйдет ребенок в мир, насколько состоятелен он будет в выборе, насколько устойчив к трудностям.
В спокойном состоянии мы все, возможно, являемся гармоничными личностями, но в стрессе, когда лимбическая система в состоянии напряжения, кортикальный мозг не в форме, решающую роль играет то, что за установки мы получили в семье, что за голос звучит у нас изнутри и будет ли это голос защиты и заботы, голосом привязанности, способной перекрыть любое расстояние и время, любую разлуку или даже смерть. Когда родитель обнимает, утешает, защищает малыша, он конечно не думает, что, может быть, несколько десятков лет спустя именно эти слова родителя, эти объятия, любовь могут спасти его от депрессии, от опасного пренебрежения собой, от роковой ошибки, от капитуляции перед бедой или болезнью. Но именно так и работает взаимосвязь ребенка и родителя, и чем она крепче, тем сильнее ребенок в борьбе со сложностями.
Таким образом, положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ахметов И.Г. Актуальные вопросы современной педагогики. М.: Сентябрь, 2018, 284 с
2 Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. История педагогики. М.: Издательство АСТ, 2017, 215 с
5 Гиппенрейтер Ю.Б. Большая книга общения с ребенком. М.: Издательство АСТ, 2016, 490 с
6 Петрановская Л.Тайная Опора. М. : Аспект Пресс, 2016, 257 с