Файл: Организация кассовой работы в банке (Анализ проведения расчетно-кассовых операций Сбербанка России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О росте результативности деятельности банка также можно судить по динамике численности его клиентов, которая показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика численности активных клиентов ПАО «Сбербанк»

Из рисунка видно, что численность активных клиентов банка из года в год увеличивается. В 2016 г. численность активных розничных клиентов составила 83,2 млн. чел, а численность активных корпоративных клиентов 1,8 млн. Корпоративные клиенты делятся банком на группы в зависимости от их потребностей: «Малый и микробизнес», «Крупный и средний бизнес», «Региональный государственный сектор», «Оборонно-промышленный комплекс», «Крупнейшие клиенты».

В целях привлечения клиентов и расширения доступа к услугам банка Сбербанк продолжает совершенствовать дистанционные каналы обслуживания. Изменение доли продаж в удаленных каналах обслуживания показано на рисунке 3.

Из данного рисунка видно, что к 2016 г. по сравнению с предыдущим периодом доля продаж в удаленных каналах обслуживания увеличилась почти в 2 раза и составила 32,3%. При этом число клиентов удаленных каналов за год увеличилось с 38,8 млн. чел. до 47,4 млн. чел.

Рисунок 3. Доля продаж в удаленных каналах обслуживания ПАО «Сбербанк»

Для обобщения экономических показателей ПАО «Сбербанк» рассмотрим его позиции в наиболее значимых рейтингах банков: рейтинги по сумме активов, капитала (и его составляющих), привлеченных средств, ликвидных, ссудных и других активов (таблица 2).

Таблица 2

Оценка рейтинговых позиций ПАО «Сбербанк»

№ п/п

Название рейтинга

Значение на 01 Января 2017 г. (тыс.руб.)

Позиция в рейтинге

1

По активам агрегированного баланса

23 101 733 627

1

2

по активам структурного баланса

22 877 854 629

1

3

по активам формы 806 (очищенных от резервов)

22 350 310 023

1

4

по капиталу (по ф. 123 и 134)

3 143 379 443

1

5

по капиталу (по ф.123 - "Базель-III")

3 143 379 443

1

6

по источникам собственных средств (из ф.101)

2 842 091 686

1

7

по прибыли до налогообложения

666 347 329

1

8

по прибыли текущего года после налогообложения

516 987 788

1

9

по расчетным счетам юридических лиц

2 593 271 335

1

10

по обороту по расчетным счетам юридических лиц

21 204 937 884

1

11

по вкладам физических лиц

11 278 299 052

1

12

по всем привлеченным средствам

18 438 580 724

1

13

по средствам в кассе

500 200 236

1

14

по обороту средств в банкоматах

2 958 539 014

1

15

по средствам на корсчете в Банке России

812 236 451

1

16

по кредитам предприятиям (юр.лицам и ИП)

10 429 463 849

1

17

по потребительским кредитам (физ.лицам)

4 336 331 349

1

18

по вложениям в ценные бумаги

2 778 532 534

1

19

по вложениям в имущество

515 173 687

1


Из таблицы видно, что в ведущих рейтингах банков РФ ПАСО «Сберабанк» занимает лидирующие позиции.

2.2 Анализ проведения кассовых операций за 2015-201гг. ПАО Сбербанка России

При составлении расчета по кассовому обслуживанию используются следующие показатели:

привлечение вкладов населения;

поступления безналичными перечислениями в уплату за товары;

денежные подкрепления, полученные от предприятий;

Принятая в расчете сумма подкреплений или сдаваемых излишков, должна быть отражена в тех же размерах в расчете прогноза по операциям предприятий;

поступления от погашения кредитов;

суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из федерального бюджета;

суммы поступлений торговой выручки, квартирной платы и коммунальных платежей, выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги;

безналичные перечисления во вклады заработной платы рабочих и служащих;

сальдо прочих операций (по приходу или расходу).

В отделении Сберегательного банка ежедневно составляется кассовый план на следующий рабочий день.

Таблица 3

Кассовый план отдела кассовых операций на 18 декабря 2016г. (тыс. руб.)

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Планируемый клиентский приход (ОПВ, РКО)

4550,00

Остаток наличных денег по состоянию на 18-00

450,00

Планируемый остаток на конец дня в кладовой

-

Планируемый остаток на утро следующего дня

6000,00

Поступление денежной наличности в вечернюю кассу

5000,00

Общая заявка на следующий рабочий день

11000,00

Подкрепление в РКЦ

-

Вывоз в РКЦ

-

Установление лимитов происходит с целью оптимизации остатков наличных денежных средств в кассе и затрат на инкассацию по отделениям Сберегательного банка с учетом необходимости качественного и своевременного обслуживания клиентской базы и ограничения неработающих активов.

Максимальный лимит остатка кассы рассчитывается на основе оптимизации соотношения расходов отделения по вызову или подкреплению денежной наличностью и недополученными доходами от возможного размещения временно свободных наличных денежных ресурсов по каждому внутреннему структурному подразделению территориального банка, отделения Сберегательного банка и операционному отделу отделения.


Лимит максимального остатка кассы отделений рассчитывается отдельно в иностранной валюте и в рублях по формуле:

Limрасч (i) =, где

Limрасч (i) - расчетный лимит максимального остатка кассы.

qоптим - количество инкассаций;

N - фактическое количество рабочих дней в расчетном периоде;

- среднедневной расход наличности в расчетный период;

- среднедневной приход наличности в расчетный период;

mod - модуль числа.

Максимальный лимит остатка денежной средств в отделе кассовых операций устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации кассового обслуживания филиальной сети и клиентской базы с учетом следующих факторов:

состава клиентской базы;

от объема инкассируемой денежной наличности, подготовка разменной монеты для отправки в торговые организации;

от особенностей налично-денежного обращения, в том числе в иностранной валюте.

Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций не может превышать 30% от суммы расчетных лимитов.

Для головных отделений, осуществляющие кассовые операции с денежной наличностью других отделений остаток денежной наличности не может превышать 50% от суммы расчетных лимитов.

Лимит максимального остатка денежной наличности в кассе устанавливается в размере меньшем либо равным арифметической сумм, операционного отдела и отдела кассовых операций, скорректированной на коэффициент динамики:

Lim (ВОСБ) где

Кдин. - коэффициент динамики.

Коэффициент динамики - это отражение тенденций среднедневных объемов расхода денежной наличности по отделению.

Рассчитывается отдельно в рублях и в иностранной валюте по формуле:

Кдин = где,

р (ОСБ) - это среднедневной расход наличности в расчетном периоде;

  • р пред (ОСБ) - среднедневной расход наличности в предыдущем расчетном периоде.

Лимиты максимального остатка кассы отделений устанавливаются и пересматриваются уполномоченным органом территориального банка, в подчинении которого находятся данные отделения.

При установлении лимитов необходимо принимать во внимание следующие факторы:

Наличие круглосуточной физической охраны кассового узла и внутреннего структурного подразделения;


размер кладовой ценностей отделения;

максимальный расход и приход по кассе за расчетный период;

экономическую целесообразность кассового узла в отделении;

оптимальность существующих маршрутов инкассации;

состав клиентской базы;

виды и количество иностранных валют, в которых отделение совершает валютно-обменные операции и вклады;

уровень развития регионального межбанковского рынка банкнотных сделок.

Органом территориального банка может быть принято решение, разрешающее отделениям превышения установленных лимитов в следующих случаях:

приход денежной наличности в кассу пересчета по понедельникам;

получение денежной наличности для выплаты значительных сумм по вкладам, а также предварительная подготовка сумм для выплаты пособий пенсий, заработной платы бюджетным и другим организациям;

значительное поступление как рублевых, так и валютных средств по валютно-обменным операциям.

Пересмотр лимитов максимального остатка кассы осуществляется раз в полугодие в последнем месяце текущего полугодия на основании статистических данных за расчетный период.

Вся информация об лимитах доводится до организационно подчиненных отделений не позднее 25-ого числа последнего месяца полугодия.

Контроль за соблюдением установленных лимитов отделения осуществляется на основании балансовых данных, исходя из ежеквартальных остатков.

Структура приходных и расходных кассовых операций банка ведется в банковской ведомости "Учет кассовых операций".

ЦБ РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат.

Расчетно-кассовый центр и Центральный Банк РФ также осуществляет кассовое обслуживание.

Особенностью формирования результатов расчетно-кассового центра является возможность привлечения денежных средств из хранилищ - резервных фондов, что является не просто возврат денег в обращение за счет выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов.

Недостатком ресурсов расчетно-кассового центра является пополнение только за счет перечисления средств из резервных фондов, по специальному разрешению Центрального Банка Российской Федерации.

Анализа расчетно-кассового обслуживания параграф не содержит, лучше назвать - Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке


Глава 3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц

В настоящее время формы организации безналичных расчетов и в платежные системы, соответствуют современным стандартам, поэтому прежде всего остановимся на совершенствовании организации расчетного и кассового обслуживания.

Электронные расчеты - это расчеты, проводимые с помощью электронных устройств и средств связи.

Данный способ расчетов широко развивается, и существуют такие его виды и формы, как расчеты с помощью интернета и компьютеров, электронные деньги, расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков.

Использование электронных технологий позволяет банкам не только увеличивать скорость расчетов, но и обеспечивать при этом дополнительные удобства для клиентов, предоставлять возможность управления средствами на своих счетах непосредственно со своего рабочего места, и в режиме реального времени.

Система "Банк-Клиент" - это программно-технический комплекс, который позволяет юридическому лицу передавать информацию в обслуживающий его банк, в электронной форме расчетные документы. Основанием для применения расчетных документов является договор между банком и клиентом.

Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому клиенту системы "Банк-Клиент" присваивается идентификационное имя и пароль, без них связь с банком невозможна.

Безопасность передачи расчетных документов осуществляется за счет использования специального алгоритма и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Помимо этого, подлинность расчетных документов и передаваемой информации подтверждается с помощью электронно-цифровой подписи клиента, которая представляет собой набор математических символов.

Преимущество систем "Банк-клиент" заключается в том, что клиенту для непосредственной работы с клиентской частью системы не требуется постоянное подключение к банковской части системы ДБО (дистанционное банковское обслуживание).

У дистанционного банковского обслуживания через Интернет есть ряд как преимуществ, так и недостатков: