Файл: КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
1.1 Привязанность – как основа благополучных отношений в системе родитель- ребенок
1.2 Безусловное принятие, как основной инструмент выстраивания гармоничных отношений с ребенком.
1.3 Ключи к становлению здоровых семейных отношений
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
2.1 Искусство слушать, как способ установления доверительных отношений с ребенком
2.2 Поиск решения конфликта родителя и ребенка
2.3 Дисциплина, еще один способ сохранения благоприятной обстановки в семье
2.4 Способы проживания детских конфликтов на практике
2.5 Исследование влияния климата семьи на развитие личностных качеств ребенка методом наблюдения
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. В этом и состоит актуальность темы настоящей работы. Практическая ценность работы заключается в том, что в мировой практике воспитания бесконечное множество «вечных вопросов», решение которых необходимо для построения «здорового общества».
Задачи данной курсовой работы: изучить основные критерии благоприятного климата в семье, рассмотреть методы улучшения эмоционального фона семьи, проанализировать влияние метода воспитания в отдельно взятой семье на психо-эмоциональное состояние ребенка, систематизировать практические рекомендации по улучшению климата в семье.
Объектом работы является взаимодействие в системе родитель- ребенок, а в качестве предмета рассматривается гуманное отношение к ребенку, как предпосылка для успешного развития его личности. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности. Поэтому целью работы является выявление методов благоприятного влияния семьи на становление личности ребенка. В данной работе использованы источники известных педагогов и психологов, чьи труды внесли достойный вклад в развитие мировой и отечественной педагогики в вопросе семьи и воспитания: Выготский Л.С. «Педагогическая психология», Асмолов А.Г. «Психология личности», Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?», Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», Бенджамина Спока, Людмилы Петрановской и других.
В работе использовались методы наблюдения, анализа и сравнения двух семей. Работа включает введение, две основные части: теоретическая и практическая, заключение и список используемых материалов. В теоретической части представлены материалы, выявляющие связь между воспитательным методом, применяемым в семье и развитием личностного характера ребенка. Вторая часть работы содержит анализ взаимоотношений двух семей в системе ребенок-взрослый, а также практические рекомендации родителям по установлению благоприятного климата в семье.
Данная курсовая работа может иметь практическую ценность для родителей и опекунов, а также материал может быть полезен к прочтению работниками дошкольных детских учреждений.
В последнее время в психологии и педагогике появилось множество открытий. Одно из них- о значении стиля общения ребенком для развития его личности. Иными словами, климат семьи определяет развитие личностных качеств ребенка. В данной работе мы не будем углубляться в виды семейных отношений, остановимся далее на двух из них: диктат и сотрудничество. Наибольший акцент этой работы сделан на принципе взаимодействия ребенок- родитель в свете гуманной педагогики.
Многие источники современной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что общение также необходимо ребенку, как пища. Малыш, получающий полноценный уход, но лишен постоянного контакта со взрослыми, плохо развивается не только психически, но еще и физически. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его эмоциональное здоровье, что в дальнейшем влияет на его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, также как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» дети, это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля были сформулированы психологами-гуманистами, одним из которых является основатель гуманистической психологии Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность человека. Гуманистический подход к человеку противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время присутствовал в школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка- его нужд и потребностей, на знании закономерностей его развития и роста его личности.
Гуманистическая педагогика в воспитании детей и составила основную идею данной работы. Климат семьи, как было сказано выше, определяет личностное развитие ребенка и, значит, особое внимание стоит уделить тому, каким образом можно выстроить отношения с ребенком, чтобы авторитарный способ общения не стал единственно возможным в понимании родителей.
1 КЛИМАТ В СЕМЬЕ - КАК ОСНОВА БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Климат, или иными словами отношения, сложившиеся в семье как ничто иное влияют на становление личности ребенка. В данной работе можно было бы рассказать про виды стилей воспитания и охарактеризовать каждый из них. Но хотелось бы рассмотреть данную тему немного с другого ракурса: раскрыть взаимосвязь важных аспектов жизни ребенка (привязанность к «своему взрослому», безусловное принятие и прочее) и благополучное развитие психо-эмоционального здоровья маленького человека. [1]
1.1 Привязанность – как основа благополучных отношений в системе родитель- ребенок
Начало взаимоотношений ребенок-взрослый идет с самого первого дня малыша, отнюдь не возрастные кризисы «портят» отношения в этой системы, а скорее изначальный настрой родителя по отношению к своему ребенку, неоправданные ожидания и неподготовленность или нежелание взрослого мириться с пониманием личности растущего человека.
Потребность ребенка в заботе взрослого- потребность жизненно важная, витальная. Это не про «хорошо бы», не про «без мамы одиноко и грустно», это- про жизнь или смерть. Это первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей.
В зависимости от степени реализации привязанности ребенка, от готовности взрослого эту привязанность поддержать и укрепить, во многом зависит, какие в будущем сложатся отношения между ребенком и родителем.
Часто родители, а также ближайшие родственники(бабушки, дедушки) в страхе избаловать малыша, или «вырастить неженку» которая не сможет справиться с жизненными невзгодами, необоснованны. Нередко родителям кажется, что тот, кто закален невзгодами с детства, будет лучше справляться с ними потом. Это не так, исследования показывают, что лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности, в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной, они обращаются за помощью и способны утешить себя сами. А те, кому уже в детстве досталось, и они были вынуждены справляться со страхом и болью без помощи родителей, напротив, крайне остро реагируют на стресс, сваливаются либо в агрессию, либо в отчаяние.[2] Отсюда вопрос: хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте и принимайте его чувства. Не нужно стараться его отвлечь и развлечь. Гораздо полезнее помочь прожить ему стресс, оставаясь «живым» и выходя из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться. Кстати, в панику тоже склонны впадать взрослые, которым не хватало контейнирования, и они пасуют перед стрессом. Если вместо сильного, спокойного, заботливого родителя ребенок получает рядом с собой такого же испуганного несчастного ребенка- какая уж тут психологическая защита.
О теории привязанности можно говорить бесконечно много и переоценить ее невозможно, поскольку именно привязанность ребенка к родителю определяет в дальнейшем зрелость его личности во взрослом состоянии. И не только. Именно послушание и непослушание в подростковом периоде, который вызывает ужас у родителей, именно эти понятия тесно связаны с привязанностью ребенка, и берут свое начало с младенческих лет. От того насколько крепкой была приявязанность родителей и малыша зависят их отношения в более сложном периоде взросления ребенка. Хотя, с другой стороны, сложно выделить более или менее сложные периоды развития детей, для них они все сложные, все нужные и необходимые для роста личности.
Родитель видит конфликтующего трехлетку, часто даже не задумываясь об истоках его бунта, даже о нужности этого бунта. Тогда как природа учит маленького вояку конфликтовать и отстаивать свое. Где же еще учиться конфликтовать, если не в семье, где все «на его стороне» теоретически.[3] На практике все оказывается сложнее, родители разводят руками, нимало не смущаясь говорить при ребенке о нем же, обсуждать его «невыносимый характер» с ближайшими родственниками, соседями и друзьями. В итоге, ребенок привыкает к роли бунтовщика, несносного и невыносимого. Поведение бунта закрепляется либо подавляется, что ведет еще к более сложному поведении. О чем все вышесказанное и как оно относится к теме работы?
А смысл изложенного в том, что отношения в семье, которые складываются отнюдь не главным образом между взрослыми, но между взрослыми и ребенком в большей степени влияют на его личностное развитие и рост. На его будущую судьбу, на выбор, который он всегда будет делать, исходя из того фундамента, который был заложен в нем его семьей еще в младенчестве.[4] Принимали ли ребенка и его нужды в семье, важно ли было его мнение, достаточно ли он был «напитан» вниманием и заботой, достаточно ли получил контейнирования при своих падениях, верили ли в него? Взгляды, фразы, вздохи, которые были обращены ребенку его взрослыми- все это тем или иным образом остается в подсознании и сознании неокрепшей личности человека. Все эти факторы являются следствием действий и бездействий человека в будущем, в решающей степени влияют на выбор профессии, спутника жизни, своего места под солнцем.
1.2 Безусловное принятие, как основной инструмент выстраивания гармоничных отношений с ребенком.
Ребенок взрослеет и проходит многие стадии становления своей личности. В этот период часто нарушается баланс в отношениях родитель –ребенок. Независимый малыш требует своего и часто у взрослого просто не хватает сил, терпения, а особенно знаний. На этом фоне и происходят неблагоприятные ситуации, угрожающих здоровому климату в семье. Когда родители в недоумении разводят руками, не понимая, как укротить маленького бунтаря. Конечно, чаще всего, любой родитель действует так, как заложено в его родовой программе: воспитывает ребенка также, как и воспитывали когда- то его (родителя) в семье. Вот здесь и начинается конфликт, когда на голову ребенка «сыпятся» обвинения в «неуправляемости», «непослушании», а в более старшем возрасте в «безынициативности» и «несамостоятельности». «грубости» и прочее. Какой уж тут благоприятный климат в семье. Родители на нервах и их сил хватает только на то, чтобы обвинять подрастающее потомство. Но всегда ли происходит таким образом? Ведь существует множество семей, где отношения родитель- ребенок сохраняются гармоничными и в период кризисов взросления и в подростковом возрасте. В чем же секрет таких отношений? [5]
Оказывается, не только привязанность ребенка к родителю играет важную роль при формировании его личности. Неоценимым инструментом в воспитании является безусловное принятие ребенка. По словам Ю.Б. Гиппенрейтер это «принцип, без соблюдения, которого все попытки наладить отношения с ребенком оказывается безуспешным». По словам этого же педагога « безусловно принимать ребенка- значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то , что он есть». Нередко родители делают акцент: « Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить».
К сожалению, в нашей культуре при воспитании детей чаще используется то, что называется «условным принятием». Ребенок получает знаки одобрения только в случае хорошего поведения, хорошей учебы или при выполнении своих обязанностей. В сознании ребенка четко отпечатывается, что его принимают, любят, «только если». Часто родители требуют от ребенка дисциплину, в ответ на которую они готовы поддерживать добрые отношения.[6] Где же тут ошибка? По мнению Ю.Гиппенрейтер, ошибка в самом начале: «дисциплина должна быть не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них».