Файл: Коммуникации в организации (в стоматологической клинике «Ренессанс Дент»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и особенности коммуникационных процессов в современной организации
1.1. Понятие и принципиальные модели процесса коммуникации в организации
1.2. Типология коммуникаций в организации
Глава 2. Анализ коммуникаций в ООО «Ренессанс Дент»
2.1. Краткая характеристика организации. Оценка внешней среды
2.3. Анализ инструментов и источников информации
3.1. Концептуальное планирование. Определение целевых групп
3.2. Определение тактики коммуникаций
Ворошилов В. Теория и практика массовой информации. Учебник. – М.: КноРус, 2014.
Смирнов А.В. Коммуникационная политика предприятия. – М.: Инфра-М, 2012.
Рассмотрим элементы ближнего окружения, влияние которых и коммуникации с которыми имеют наибольшее значение в плане рыночной устойчивости клиники, а именно – конкурентов и клиентов.
Конкуренты. Сегодня в Москве больше полутора тысяч стоматологических клиник, которые можно разделить на три уровня: стандарт (эконом-класс), комфорт (бизнес-класс), элит (VIP-класс). Стоматологическая клиника «Ренессанс Дент» относится к категории «комфорт» и находится в среднем ценовом сегменте. Конкурентами выступают клиники того же класса: «Новая клиника», «Медио», «Дент Арт», «КСК-Дент», «Медсервис Сателлит».
Произведем оценку факторов конкурентоспособности на основе информации, представленной в таблице 5, и сведем данные в таблицу 5.
Таблица 5
Факторы конкурентоспособности стоматологических клиник[32]
Фактор |
«Новая клиника» |
«Медио» |
«Дент Арт» |
«КСК Дент» |
«Медсервис Сателлит» |
«Ренессанс Дент» |
Качество услуг |
Высокое |
Высокое |
Хорошее |
Высокое |
Высокое |
Высокое |
Уровень посещаемости |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Уровень цены |
Выше средней |
Средний |
Средний |
Средний |
Средняя и выше средней |
Средняя цена |
Ассортимент услуг |
Очень широкий |
Широкий |
Ограниченный |
Широкий |
Широкий |
Широкий |
Репутация |
Надежная репутация |
Надежная репутация |
Сомнительная репутация |
Надежная репутация |
Надежная репутация |
Надежная репутация |
Таблица 6
Оценка конкурентов по факторам, балл[33]
Фактор |
«Новая клиника» |
«Медио» |
«Дент Арт» |
«КСК Дент» |
«Медсервис Сателлит» |
«Ренессанс Дент» |
Качество |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
Уровень посещаемости |
1 |
1 |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
Уровень цены |
0 |
1 |
1 |
0,5 |
0 |
0,5 |
Ассортимент |
1 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Репутация клиники |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
4 |
4,5 |
1,5 |
3,5 |
3,5 |
4 |
Из таблицы 6 видно, что среди перечисленных конкурентов большая сумма баллов, равная 4,5 соответствует СК «Медио». Однако, СК «Ренессанс Дент» (вместе с СК «Новая клиника») находится на втором месте по сумме баллов, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности стоматологической клиники.
Клиентами клиники являются люди, проживающие либо работающие в территориальной близости. Распределение пациентов центра по полу представлено на рис. 1.
Рисунок 1 - Распределение пациентов по полу[34]
73 % пациентов составляют женщины, которые традиционно оказывают больше внимания своему здоровью.
На рис. 2 представлено распределение пациентов по возрасту.
Рисунок 2 - Распределение пациентов по возрасту[35]
По уровню доходов большая часть пациентов относится к среднему классу. Проведенные опросы показали, что цены на услуги клиники устраивают частично 34 % пациентов, полностью - 66 % пациентов (к примеру, лечение кариеса с использованием светоотверждаемого композитного материала Point 4 (USA) стоит 4 100 руб.; в клинике эконом-класса – 3 650 руб.).
Проведенное исследование показало, что в целом внешняя среда является благоприятной для развития услуг стоматологической клиники «Ренессанс Дент».
2.2. Анализ внутренней ситуации, существующих коммуникационных структур и участников внутренних и внешних коммуникаций
Организационная структура стоматологической клиники представлена на рис. 3.
Директор стоматологической клиники
Администраторы
Главный врач
Коммерческий директор
Главный бухгалтер
Врачи
Менеджеры по снабжению
Бухгалтеры
Медицинские сестры
Инженеры по обслуживанию техники
Рисунок 3 - Организационная структура стоматологической клиники[36]
Общая численность персонала клиники – 80 чел.
Коммуникационная структура компании представлена двумя основными блоками: системой внешних коммуникаций и системой внутренних коммуникаций.
Внешние коммуникации предполагают, что коммуникатор или получатель сообщения находится за пределами структуры. В системе внешних коммуникаций (рис. 4) имеют место как входящие, так и исходящие потоки. Входящие потоки, в большей своей части разнонаправлены, то есть не имеют исключительного предназначения для клиники «Ренессанс Дент». Исходящие потоки однородны по структуре, то есть, предназначены конкретным субъектам внешней среды. Основное содержание входящей и исходящей информации представлено в таблице 7.
Средства массовой информации, реклама
Органы государственной и местной власти
Профессиональные сообщества стоматологов
Клиника «Ренессанс Дент»
Широкая общественность
Пациенты
Поставщики
Конкурирующие клиники
Финансово-кредитные организации
Фискальные и контрольные органы
Рынок труда
Рисунок 4 - Система внешних коммуникаций стоматологической клиники «Ренессанс Дент»[37]
Таблица 7
Характеристики входящей и исходящей информации по внешним коммуникационным каналам стоматологической клиники «Ренессанс Дент»[38]
Объект внешней коммуникации |
Характеристика входящей информации |
Характеристика исходящей информации |
1 |
2 |
3 |
Средства массовой информации и рекламные носители |
Общеэкономическая, правовая, социальная информация; информация о рынке стоматологических услуг Информация о конкурентах |
Информация об услугах клиники; ценах; ассортименте услуг; предоставляемых скидках |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
Широкая общественность |
Ориентации общественности в области здорового образа жизни. Информация о потребностях в сфере стоматологических услуг |
Информация, ориентирующая людей на профилактику стоматологических проблем Информирование о современных возможностях стоматологии Убеждение в безопасности услуг клиники |
Сообщества стоматологов |
Информация о новейших технологиях, материалах и прочих возможностей стоматологии |
Информация о технологиях и материалах, применяемых в клинике |
Пациенты |
Потребности в ассортименте и качестве услуг. Покупательные возможности |
Информация об ассортименте услуг, новых возможностях клинике, ценах на услуги, гарантиях, системах скидок |
Поставщики |
Информация о возможностях поставки медицинского оборудования, материалов, препаратов и пр. Информация о ценах и условиях поставки |
Информация о потребностях клиники в медицинском оборудовании, материалах, препаратах и пр. Информация о ценах и условиях поставки |
Конкурирующие клиники |
Информация о ценах, ассортименте услуг, условиях предоставления услуг, скидках, рекламных компаниях |
Информация о ценах, ассортименте услуг, условиях предоставления услуг, скидках, рекламных компаниях |
Финансово-кредитные организации |
Условия кредитования Информация, формируемая в процессе кредитной работы |
Заявки на кредит Информация, формируемая в процессе исполнения кредитных договоров |
Фискальные органы |
Документы о регистрации в налоговых органах; предписания, уведомления; штрафные санкции |
Финансовая и налоговая отчетность в соответствии с законодательством РФ; письма; акты, пр. |
Институты рынка труда |
Информация о лицах, ищущих работу |
Информация о вакансиях |
Органы государственной власти |
Нормативные и законодательные акты |
Письма, обращения |
Из данных, представленных в таблице 7 видно, что стоматологическая клиника «Ренессанс Дент» является открытой системой, коммуникации которой направлены на формирование устойчивой положительной репутации, обеспечивающей в будущем гарантию стабильной работы клиники. Миссия клиники: «Мы всегда рады помочь Вам сделать улыбку доброй и лучезарной».
Рассмотрим внутренние коммуникации в компании, то есть коммуникации, когда и коммуникатор, и получатель сообщения находятся внутри организационной структуры. Система внутренних коммуникаций представлена на рис. 5.
Из представленной схемы видно, что формальные коммуникации в клинике, главным образом, определены линейно-функциональной системой организации. Исходящая информация передается от директора клиники по подчинению: главному врачу, коммерческому директору, главному бухгалтеру, которые, в свою очередь передают необходимую часть информации подчиненным в виде указаний, директив, распоряжений, приказов и пр. Восходящая информация также передается по иерархии, и представляет собой, главным образом, отчеты, запросы, просьбы и пр. По неформальным каналам коммуникации информация может передаваться, минуя промежуточные звенья иерархической цепи.
Директор стоматологической клиники
Администраторы
Главный врач
Коммерческий директор
Главный бухгалтер
Врачи
Менеджеры по снабжению
Бухгалтеры
Медицинские сестры
Инженеры по обслуживанию техники
Рисунок 5 - Система внутренних формальных коммуникаций в стоматологической клинике «Ренессанс Дент» [39]
Формальные горизонтальны связи определены производственной необходимостью. Так, например, бухгалтеры, минуя руководство, непосредственно обращаются к менеджерам по снабжению для согласования финансирования поставок, расчета запасов, расходов.
На эффективность коммуникаций в системе внутренних коммуникаций оказывают влияние:
- возможность доступа к информации. В стоматологической клинике «Ренессанс Дент» обеспечивается как индивидуальный, так и коллективный доступ к корпоративным базам данных: клиентской базе, картам пациентов, результатам анкетирования пациентов;
- способы осуществления коммуникаций. В стоматологической клинике, как правило, информация передается посредством печатных текстов, а также электронных средств связи;
- качество информации, то есть ее достоверность, оперативность, возможность адекватной интерпретации. Важной информацией в стоматологической клинике является информация о клиентах, сохранение и точность которой – обязательное условия обеспечения эффективности лечения. В связи с этим в клинике ведутся две базы данных: текстовая, представленная карточками пациентов, а также электронная, в которую периодически переносится информация из карточек;
- профессионализм персонала. Очевидно, что чем он выше, тем эффективнее коммуникации.
2.3. Анализ инструментов и источников информации
Важнейшей целью внешних коммуникаций стоматологической клиники является продвижение услуг, для чего используется ряд методов, представленных в таблице 8 в порядке убывания значимости.
Таблица 8
Методы продвижения услуги, используемые клиникой
«Ренессанс Дент» [40]
Метод |
Содержание |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Устные коммуникации |
Устная передача информации о клинике знакомым и родственникам пациентами |
Не требует затрат Эмоционально окрашена |
Субъективна Зачастую не профессиональная, в результате чего информация может быть искажена |
Интернет-реклама |
Информацию об услугах клиники, новых технологиях, специалистах Обеспечивается возможность записи на прием |
Относительно недорога Круглосуточная работа Содержательна и достоверна |
Требует постоянной поддержки и обновления Не доступна части (хотя и небольшой) потенциальных клиентов |
Презентации |
Информация о новых услугах с демонстрацией этих услуг |
Содержательна и достоверна Наглядна |
Охватывает небольшую аудиторию |
Наружная реклама |
Привлекает новых клиентов Сообщает о месторасположении клиники |
Работает длительное время |
Мало информативна |
Публикации в СМИ и рекламных изданиях |
Информирует об услугах, ценах, применяемых технологиях и их преимуществах Агитирует |
При относительно небольших затратах информативна Способствует повышению имиджа |
Модульная реклама с перечислением видов деятельности клиники малоэффективна |
Телевидение, радио |
Эмоционально воздействуя, вызывает интерес к компании Напоминает о необходимости обращения в стоматологическую клинику |
Эмоционально окрашена Запоминающаяся |
Высокая стоимость |
Почтовая рассылка |
Информирует об услугах, ценах, применяемых технологиях и их преимуществах Поздравления и информационные сообщения постоянным клиентам |
Высокий охват потенциальной аудитории при относительно небольшой стоимости |
В виду большого потока рекламных листовок может быть не замечена |