Файл: Проект и организационная структура компании (Оценка эффективности организационных систем).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Организационная структура
1.1 Понятие организационной структуры
1.2 Виды организационной структуры
1.3. Характеристика основных типов организационных структур
ГЛАВА 2 Особенности проектирования структуры организации
2.1 Сущность организационного проектирования
2.2. Процесс организационного проектирования
2.3. Методы проектирования организации
Глава 3 Оценка эффективности организационных систем
3.1 Методы оценки эффективности организационных систем
Все это предполагает необходимость не только формирования новых структур, но и совершенствования (реорганизации) существующих организационных структур и систем управления организацией.
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с непрерывным совершенствованием и развитием, связанным с постепенной адаптацией к условиям внешней среды.[16]
К основным факторам, обусловливающим необходимость постоянного совершенствования организации, можно отнести оценку состояния следующих сфер:
состояние рынка сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
состояние рынка поставщика (рынок потребителя) исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
состояние финансового рынка;
состояние рынка труда;
состояние окружающей природной среды.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития организации. Успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления при непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.
Выстраиваемая система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
а) обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий - больше;
б) быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
в) учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
г) учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
д) учитывать изменение структуры издержек производства;
е) принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Наиболее рациональным способом оценки эффективности организации является метод последовательного сравнения с помощью стандартных оценок, когда измерение эффективности производится путем расчета значений отдельных показателей по группам критериев и определения их относительной значимости по интервальной шкале.
Рассмотрим подробнее отдельные этапы расчета.
Первый этап - идентификация организационной системы - состоит в выявлении особенностей функционирования организации. На данном этапе определяются функции, цели и организационные ресурсы системы, устанавливаются предъявляемые требования и возможности их удовлетворения в конкретных условиях.
Второй этап - формирование критериев и измерителей эффективности - включает проведение работ по определению основных направлений оценки и критериев эффективности. Критерии выступают в качестве необходимой предпосылки вынесения решения об уровне эффективности организации, каждый из них характеризуется с помощью ряда показателей. Отбор показателей осуществляется исходя из следующих требований: используемые измерители должны фиксировать фактический уровень эффективности и одновременно подчиняться задаче анализа и управления экономическими процессами на основе выявления различных причинно-следственных связей.[17]
Завершающей процедурой формирования системы критериев является их ранжирование по степени влияния на эффективность организации производства. Ранжирование осуществляется по количественной шкале диапазона от 0 до 10. Максимальная оценка присваивается наиболее предпочтительной характеристике.
На третьем этапе - оценка эффективности организационной системы - производится расчет фактических значений показателей и преобразование полученных числовых оценок в баллы с помощью шкалы полезности. Балльные оценки используются для построения профиля эффективности, при составлении которого должно быть высказано мнение по каждой характеристике на основе ее количественной оценки и проведено сравнение с представлением о том, что соответствует понятиям «хорошо», «удовлетворительно» и т.д.
Четвертый этап - анализ состояния эффективности системы организации производства, - как видно из схемы, включает расчет резерва изменения эффективности, оценку значимости критериев для повышения результативности системы, установление направлений ее реорганизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочу заметить, что успех современных организаций все в большей мере зависит от своевременной работы по оценке эффективности организационного потенциала предприятия. К числу этих условий можно отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.
Эффективность деятельности организации - это ее свойство, связанное со способностью организации формулировать свои цели с учетом внешних и внутренних условий функционирования и достигать поставленных результатов путем использования социально одобренных средств, при установленном соотношении затрат и результатов.
Вся работа по проектированию организационных структур управления предполагает принятие нестандартных организационных решений с учетом внешней и внутренней среды.
В курсовой работе мной были рассмотрены теоретические аспекты проектирования структуры организации: что такое проектирование организационной структуры, ее виды и характерные черты. Также затронул вопрос видов организационной структуры. Наглядно рассказал о характеристиках методов структуры организации. Ознакомился со стадиями принятия управленческих решений.
Проектирование организации - это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, которые оказывают влияние на этот процесс, по многочисленным исследованиям, носят ситуационный характер.
Мы ознакомились с сущностью проектирования организационной структуры организаии, как происходит процесс проектирования.
Пришли к выводу, Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Есть семь основных факторов эффективности: действенность, экономичность, качество, производительность, качество трудовой жизни, прибыльность, нововведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Чуплыгин Г.Н. Теория организации: Учебное пособие. - Н.Новгород Нижегород. Госуд. Архитектурно-строительный университет, 2006.
2. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. - М.: Нефть и газ, 1993.
4. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - Пер. с англ. М., Прогресс 1986.
5. Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП, 1996.
6. А.И. Афоничкина. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2007.
7. Бобыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 1997.
8. Информационные ресурсы России: [Электронный ресурс]: научно-практический журнал / учредители: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России; гл. ред. Ю.Ю. Ухин. - М.: РЭА
9. Информационные технологии: теоретический и прикладной научно-технический журнал / учредитель: Изд-во «Новые технологии»; гл. ред. И.П. Норенков. - М.: Новые технологии.
- Электронно-библиотечная система «Znanium.com»: http://znanium.com/
- Электронно-библиотечная система «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru/
- Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: www.bibloclub.ru
- Научная электронная библиотека (НЭБ): http://elibrary.ru/defaultx.asp
- БД российских научных журналов на Elibrary.ru (РУНЭБ): http://elibrary.ru/projects/subscription/rus_titles_open.asp
- БД российских журналов East View : http://dlib.eastview.com
-
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997 с.30-34 ↑
-
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997 с.70-71 ↑
-
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997 с.120-127 ↑
-
Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. - М.: Нефть и газ, 1993 с 20-26 ↑
-
Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. - М.: Нефть и газ, 1993 с 90-95 ↑
-
Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. - М.: Нефть и газ, 1993 с 200-211 ↑
-
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - Пер. с англ. М., Прогресс 1986 с 130-132 ↑
-
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - Пер. с англ. М., Прогресс 1986 с 250-257 ↑
-
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - Пер. с англ. М., Прогресс 1986 с 301-303 ↑
-
Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП, 1996 с 10-17 ↑
-
Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП, 1996 с 60-65 ↑
-
Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП, 1996 с 130-138 ↑
-
Курочкин А.С. Организация управления предприятием: Учебник. - К.: МАУП, 1996 с 140-149 ↑
-
А.И. Афоничкина. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2007 с 250-256 ↑
-
А.И. Афоничкина. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2007 с 301-309 ↑
-
А.И. Афоничкина. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2007 с 330-335 ↑
-
Бобыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 1997 с 140-147 ↑