Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие и сущность стиля руководства в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большими возможностями в качестве резерва рационализации стиля руководства в организации обладает коллегиальность (демократический стиль. В условиях все большего усложнения и разнообразия управленческой информации, усиления динамизма управленческих процессов, расширения комплексности, системной взаимозависимости разрешаемых вопросов коллегиальность управленческой деятельности выступает важнейшей предпосылкой ее рациональности. Ведь только надлежащая интеграция различных по содержанию знаний, умения и опыта, всесторонний учет многообразных целей, интересов и ценностей, причин и следствий дает возможность подготовить и реализовать оптимальное управленческое решение или действие.

Таким образом, необходимо все категории управленческих кадров приучать к коллегиальной деятельности, умению в ее рамках выражать собственное мнение и воспринимать чужое, методике организации и проведения «мозговой атаки», уважению к коллективно принятым решениям и другим навыкам и социально-психологическим факторам, связанным с рациональной и эффективной совместной деятельностью. Коллегиальность управленческой деятельности не следует путать с анархией, дезорганизованностью и иными негативными проявлениями.

Если следовать объективной тенденции демократизации управления, то коллегиальность должна распространяться на организацию и деятельность все большего числа сотрудников, становясь постепенно доминирующим элементом стиля управления.

Т. Коно предложил концепцию рационального управления и описал четыре типа управления[20]:

  • новаторско - аналитический;
  • - интуитивный;
  • консервативно - ;
  • консервативно - интуитивный.

Экспериментально доказано, что наиболее эффективен первый тип управления. Т. Коно называет такой тип управления – разновидностью соучаствующего руководства. В поведении такого управляющего элементы технократизма сочетаются с широким видением ситуации и умением работать с людьми. Многое зависит также от ситуации, от умения руководить, включать людей в процессы управления.

Многие исследователи считают, что критерии эффективности управления находятся в области психологии и могут выражаться так: «Эффективное управление = эффективный руководитель. Эффективный руководитель обладает определенными качествами личности и профессионализма»[21]. Американскими специалистами экспериментально выявлено, что эффективен лишь тот руководитель, который обладает такими управленческими качествами как лидерство. Только лидер может быть эффективным руководителем вне зависимости от стиля управления. Можно привести не мало теорий лидерства. Большинство из них будут строится на определении лидерства как способности человека использовать имеющиеся ресурсы.


Интеллектуальные качества руководителя в сочетании с его личным профессиональным опытом формируют индивидуальную управленческую концепцию – систему устойчивых взглядов относительно путей, приемов, методов, форм и способов управления, его целей и задач, требований к подчиненным и отношений с ними.

Как правило, среди руководителей высокого уровня женщин мало, управленческий труд считается мужским делом. Но в последние годы и в зарубежных странах, и в России, и в Беларуси наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступенях. Можно привести пример американского менеджера К. Фиорлину, которую в 1998 году журнал «Fortune» признал самой влиятельной женщиной-руководителем в мире. С 1999 года она возглавляет компанию «Hewlett-Packard». Рассмотри сравнительную характеристику стилей управления между мужчинами и женщинами (Таблица 4).

Таблица 4

Мужской и женский стиль руководства, сходства и различия.

Мужской стиль руководства

Женский стиль руководства

больше ориентируются на содержание разговора, чем на все общение

более чувствительны к словам, интонации и силе голоса, более уязвимы

чаще меняют свое мнение и ссорятся

более требовательны к внешности, жестам и манерам

больше нравится слушать себя, склоняется не слушать собеседника до конца и быстро давать готовые ответы

в 2 раза чаще страдают депрессией, более раздражительны

в 2-3 раза меньше, чем говорят, лаконично излагаются идеи и больше беспокоятся о себе

более хитры и ловки

по отношению к окружающим проявляют меньшую чувствительность и отзывчивость

лучше прислушиваются к чужому мнению

быстрее устают, хотя обладают большей энергией

слабее владеют умением убеждать ввиду большей импульсивности

склонны к большему риску и подвержены более частым болезням

многие женщины-руководители боятся публичных выступлений

Женщины в речи пользуются илевым и правым полушариями головного мозга (мужчины только левым), произнося до 20 тысяч слов в день ( мужчины до 7 тысяч. )

Эффективное общение между представителями разных полов чрезвычайно важно во всех организациях для достижения их общих целей. Чтобы возникающие вследствие различия мужского и женского стилей общения противоречия свести к минимуму, необходимо прежде всего признать сам факт их существования, определить их суть и сформировать в людях стремление приспосабливаться друг к другу. Как мужчины, так и женщины должны понимать, что их стили отличаются, что один стиль не лучше и не хуже другого и что для эффективного общения друг и другом всем следует приложить определенные усилия.


Стиль руководства лидера целесообразно рассматривать с использованием его особенностей. На основе теоретических разработок и практического опыта, можно выделить следующие определяющие черты стиля руководителя организации[22]:

  • эффективность, основанная на компетентности и профессионализме;
  • грамотное планирование;
  • обеспечение постоянного контроля за выполнением принятых решений;
  • умелый подбор персонала;
  • опора на прогрессивные традиции, преемственность и новаторство;
  • демократия, транспарентность;
  • коллегиальность в сочетании с личной ответственностью;
  • личное обаяние и авторитет; самокритика;
  • внимание и доверие к людям и т. д.

Все эти черты взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Таким образом, стиль руководства выражается в том, каким образом руководитель побуждает сотрудников проявлять инициативу и творчески выполнять возложенные на него обязанности, так как он контролирует результаты своих подчиненных.

Крайне важным в этом контексте является выявление путей повышения эффективности стиля деятельности руководителя организации. Технологии этого процесса целесообразно рассматривать в рамках общих позиций эффективности управления организацией, его критериев и процедур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На наш взгляд, одной из главных особенностей эффективного руководителя является гибкое мышление. В зависимости от специфики ситуации она должна умело использовать свои сильные стороны и нейтрализовать слабые.

На сегодняшний день существует стиль управления, который удовлетворяет это требование считается идеальным для управления – это творческий стиль. Он характеризуется тем, что руководитель в каждом из новой управленческой задачи применяет определенную технику как наиболее оптимальную и эффективную в этой ситуации. Также для творческого стиля управления допустимо варьирование стилей в зависимости от новизны и самого характера возникающие проблемы управления, поэтому его часто называют смешанным. Руководитель применяя данный стиль управления владеет креативным мышлением, нестандартными подходами к решению задач, конкурентоспособностью и уверен в себе.

В заключение можно сделать вывод, что руководитель является субъектом со своими личностными характеристиками, которые в какой-то степени влияют на его стиль взаимодействия с подчиненными. Для каждого руководителя свойственен определенный стиль управления, который во многом определяется его личностные свойства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги

Бирман, Л.А. Общий менеджмент. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.– 544 с.

Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, Мн.: Мисанта, 2009. – 624 с.

Кабушкин АИ. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое Знание, 2000. – 336 с.

Калигин Н.А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – 267 с.

Кейрси Д. Пожалуйста, пойми меня — II. Темперамент. Характер. Интеллект. – М.: Чёрная белка, 2011. – 320 с.

Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – С.366

Мельников И. Профессионализм менеджера. Серия «Профессия: менеджер». – 2015. – С. 9-10

Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: учебно-практическое пособие / Я.В. Михайлов. – М.: Гелан, 2011. – С. 135

Ногатов Т.П. Руководитель и стиль руководства. – М.: Лаборатория книги, 2013. – С. 144

Смирнова В.В. Руководитель на новом месте. Формула успеха [Текст]. Изд. «Вершина» - 2007. – С. 59

Житкус Л. Оссобенности европейского стиля управления как основные сферы компетенции менеджеров. – Каунасский технологический университет. – Каунас. – 2011. – 95 с.

Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. — СПб.: Энергоатом- издат. Санкт-Петербургское отделение, 1997. – 568 с.

Deci E.L. intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan N.Y.% Plenum Publishing Co., 1985 – P. 371

Статьи

Царев, А.И. Стиль работы руководителя – залог эффективности деятельности организации: ученые записки СКАГС. - 2014. - № 2.

Электронные ресурсы

Митин А.Н. Психология управления [Электронный ресурс]: учебник/ Митин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16794.html. (дата обращение: 05.05.2018)

Райхлен М. Влияет ли национальная культура на стиль управления?. «Europien Business Forum» (Spring 2001). Кельнский университет. URL: http://soob.ru/n/2001/11/c/4/print (дата обращения: 06.05.2018)

Энгельс Ф. Эффективное управление подчиненными: что мешает руководителям. URL: http://www.asfridman.com/userfiles/files/Effektivnoe-upravlenie-podchinennimi-chto-meshaet-rukovoditeljam.pdf (дата обращения: 05.05.2018)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Характерные черты стилей руководства в организации

Критерий

Авторитарный

Демократический

Либеральный

1. Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели – результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений6 минимальное участие руководителя

2. Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости о пожелания сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

3. Оценка работы

Руководитель лично вознаграждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работу группы

Руководитель дает спонтанные комментарии и оценка групповой работы отсутствуют

4.Трудовая атмосфера

Высокая напряженность, враждебность

Свободная дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных сотрудников

5.Групповая сплоченность

Покорное беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

6. Интерес к выполненным заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

7. Качество работы

Высокая интенсивность

Оригинальность на высшем уровне

-

8. Готовность к работе

Перерывы в работе в отсутствие руководителя

Продолжение работы в отсутствие руководителя

Перерывы на обед и отдых по желанию

9. Мотивация труда

Минимальная

Высокая мотивация сотрудников

Минимальная


Приложение 2

Решетка Блейка-Моутон (система ГРИД)

Душевный руководитель – дружеская атмосфера, высокие темпы работы в организации

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Потерянное управление – минимум усилий для выполнения конкретных объемов работ и достаточных для сохранения духа коллективизма

Командный руководитель – преданность людей, «общие установки» на достижение целей, атмосфера доверия и взаимного уважения

Сбалансированный стиль руководства – балансирование между необходимостью обеспечивать выполнение работы и поддерживать моральный дух работников

Властный стиль управления – создание условий труда, при которых человеческий фактор имеет минимальное значение

1,9

9,9

5,5

1,1

9,1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Забота в организации

  1. Смирнова В.В. Руководитель на новом месте. Формула успеха [Текст]. Изд. «Вершина» - 2007. – С. 59

  2. Кабушкин АИ. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое Знание, 2000. – С. 43

  3. Бирман, Л.А. Общий менеджмент. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.– С. 179

  4. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: учебно-практическое пособие / Я.В. Михайлов. – М.: Гелан, 2011. – С. 135

  5. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие, Мн.: Мисанта, 2009. – С. 367

  6. Калигин Н.А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 205-208

  7. Михайлов Я.В. Эффективный менеджмент: учебно-практическое пособие / Я.В. Михайлов. – М.: Гелан, 2011. – С. 102

  8. Мельников И. Профессионализм менеджера. Серия «Профессия: менеджер». – 2015. – С. 9-10

  9. Ногатов Т.П. Руководитель и стиль руководства. – М.: Лаборатория книги, 2013. – С. 144

  10. Deci E.L. intrinsic motivation and self-determination in human behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan N.Y.% Plenum Publishing Co., 1985 – P. 371

  11. Райхлен М. Влияет ли национальная культура на стиль управления?. «Europien Business Forum» (Spring 2001). Кельнский университет. URL: http://soob.ru/n/2001/11/c/4/print (дата обращения: 06.05.2018)

  12. Житкус Л. Оссобенности европейского стиля управления как основные сферы компетенции менеджеров. – Каунасский технологический университет. – Каунас. – 2011г. – С. 17

  13. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – С.366

  14. Короткова Л.В. Американские подходы к управлению производством. – СПб.: Северная Пальмира, 2001. – С.387

  15. Энгельс Ф. Эффективное управление подчиненными: что мешает руководителям. URL: http://www.asfridman.com/userfiles/files/Effektivnoe-upravlenie-podchinennimi-chto-meshaet-rukovoditeljam.pdf (дата обращения: 05.05.2018)

  16. Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. — СПб.: Энергоатом-

    издат. Санкт-Петербургское отделение, 1997. – С.19.

  17. Кейрси Д. Пожалуйста, пойми меня — II. Темперамент. Характер. Интеллект. – М.: Чёрная белка, 2011. – 320 с.

  18. Митин А.Н. Психология управления [Электронный ресурс]: учебник/ Митин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— С. 236 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16794.html. (дата обращение: 05.05.2018)

  19. Митин А.Н. Психология управления [Электронный ресурс]: учебник/ Митин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— С. 277- 278 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16794.html. (дата обращение: 05.05.2018)

  20. Царев, А.И. Стиль работы руководителя – залог эффективности деятельности организации: ученые записки СКАГС. - 2009. - № 2. – С. 56

  21. Митин А.Н. Психология управления [Электронный ресурс]: учебник/ Митин А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— С. 265 — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16794.html. (дата обращение: 05.05.2018)

  22. Царев, А.И. Стиль работы руководителя – залог эффективности деятельности организации: ученые записки СКАГС. - 2009. - № 2. – С. 74