Файл: Коммуникации в организациях (Внутрикорпоративные коммуникации как средство развития корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и виды коммуникаций в организации
1.2. Инструменты коммуникаций в организации
1.3. Внутрикорпоративные коммуникации как средство развития корпоративной культуры
2. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ООО «ЛЮКС ГРАНД»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Характеристика коммуникационных процессов в организации
2.3. Направления совершенствования коммуникаций в организации
Как видно из данных, представленных в таблице 2.1 выручка от реализации услуг возросла на 15,47%. Схожим образом выросли показатели «Фонд заработной платы» и «себестоимость продукции». Таким образом, по данным таблицы наблюдается улучшение основных показателей ООО «Люкс Гранд» по итогам 2017 года. За отчетный период прибыль увеличилась на 21,95%, составив 14314 т. руб. (рис. 2.1)
Рис 2.1 Основные финансово-экономические показатели ООО «Люкс Гранд» за 2016-2017 гг.
Переходя к показателям, характеризующим эффективность деятельности ООО «Люкс Гранд», можно отметить, что в 2016 г. значение показателя рентабельности деятельности составляло 9,7%. В отчетном периоде произошло повышение значения показателя рентабельности до 10,3%.
Рис. 2.2 Динамика значения показателей рентабельности деятельности и рентабельности продаж ООО «Люкс Гранд» за 2016-2017 гг.
Таким образом, проанализировав основные показатели деятельности ООО «Люкс Гранд» за 2016-2017 гг. следует отметить, что на предприятии наблюдается постепенное увеличение прибыли от всех видов деятельности, включая и результативный показатель чистой прибыли. Отрицательно на деятельности предприятия может сказаться увеличение себестоимости и расходов операционной деятельности, которые отрицательно влияют на объем прибыли и показатели рентабельности.
Организационная структура ООО «Люкс Гранд» представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3 Организационная структура ООО «Люкс Гранд»
Как видно из схемы на рис. 2.3 организационная структура ООО «Люкс Гранд» является линейно-функциональной, то есть, основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
В должностных инструкциях ООО «Люкс Гранд» поверхностно фиксируется существующее разделение труда на определенный момент и не учитываются происходящие в процессе работы изменения, в силу чего они теряют значение документа, регламентирующего работу управляющих различных уровней. Обязанности, права и ответственность, как правило, оказываются несбалансированными и несогласованными в масштабе организации. Не обеспечивается необходимая полнота и четкость при определении обязанностей, прав и ответственности персонала.
Зафиксированные в должностной инструкции обязанности, права и ответственность работника оказываются оторванными от тех условий, которые необходимы для успешного выполнения.
Далее рассмотрим характеристику существующей организационной структуры согласно критериев, представленных в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Характеристика организационной структуры ООО «Люкс Гранд»
Ключевые характеристики |
Оценочная шкала |
||||||||
Описание значения 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Описание значения 5 |
|||
Степень централизации |
Централизованная Все вопросы стратегического и тактического управления сосредоточены в руках ограниченной группы людей. Фактически любое решение принимается на уровне первого лица или его замов |
2 |
Распределенная Власть распределена по центрам ответственности или прибыли. Организация представляет собой сетевую структуру, характерную для матричных и проектно-ориентированных организаций |
||||||
Степень формализации |
Формализованная Все внутренние процессы и операции жестко-регламентированы на основе политик, регламентов, правил и инструкций |
4 |
Неформализованная Характер выполнения внутренних процессов и операций определяется текущей целесообразностью |
||||||
Дистанция власти |
Высокий уровень Незыблемость организационной иерархии, четкое соблюдение субординации, стиль «начальник – подчиненный» |
3 |
Низкий уровень Партнерские отношения между руководителями и подчиненными, свободный, неформальный стиль отношений |
||||||
Стиль принимаемых решений |
Административный стиль Исключительно на основе жесткого подчинения и выдачи приказов |
3 |
Континуум решений В различных ситуациях могут быть приняты разные формы принятия решения, включая широкое обсуждение, делегирование решений |
||||||
Стратегические ориентиры |
Внутренний фокус В основе – традиции, климат, отношения. Соблюдение иерархии, порядок и дисциплина, контроль |
4 |
Внешний фокус Быстрота реагирования на сигналы и вызовы внешней среды, готовность к изменениям, поощряется разумный риск |
На основании информации, представленной в таблице 2.2 можно сформировать представление о характеристиках существующей организационной структуре ООО «Люкс Гранд».
Степень централизации власти в организации достаточно высокая. Большинство решений стратегического и тактического характера сосредоточены в руках высшего руководства ООО «Люкс Гранд». Фактически все серьезные вопросы, касающиеся развития организации принимаются на уровне первого лица и его заместителей.
В ООО «Люкс Гранд» внутренние процессы и операции не имеют жесткой регламентации, так как по мнению руководства, подобный способ организации деятельности не является эффективным. Характер выполнения внутренних процессов и операций в большей степени определяется текущей целесообразностью.
Характеризуя уровень дистанции власти в ООО «Люкс Гранд», можно сделать вывод, что в данном вопросе соблюдается определенный баланс, согласно которому персонал соблюдает субординацию, однако при этом в организации прослеживаются партнерские отношения между руководством и подчиненными.
Стиль принимаемых решений можно охарактеризовать как административный, однако при решении оперативных вопросов допускается делегирование полномочий, в целях принятия более быстрого решения.
При формировании стратегических ориентиров ООО «Люкс Гранд» в большей степени происходит фокусировка на внешние факторы, при этом внутренней среде организации не всегда уделяется должное внимание со стороны руководства.
2.2. Характеристика коммуникационных процессов в организации
Особенностью исследуемой организации является то, что она небольшая (30 человек), занимает один этаж административного здания, имеет специфические функции, вытекающие из названия организации и ее организационно-правовой формы: государственная и некоммерческая.
Коммуникационный процесс начинается с идеи сообщения (приказа, постановления, решения). Какое сообщение следует сделать предметом обмена, решает отправитель. Отправителем в данном случае выступает директор фонда. На этом этапе отправитель решает, какую точку зрения следует передать получателю. Но чтобы обмен информацией прошел эффективно, необходимо учесть множество ситуационных факторов характеризующих обстановку в целом, воспринимающую сторону и возможные последствия коммуникационного процесса. Так, например, если руководитель хочет обменяться информацией о результатах работы подчиненного, то он четко понимает, что речь идет о сильных и слабых сторонах личности работника. В таких случаях он не говорит только хорошо или только плохо, а придерживается дипломатической линии.
На втором этапе руководителю необходимо превратить идею в сообщение, т.е. закодировать ее с помощью символов – слов, интонации, жестов. Типу символов соответствует канал передачи информации. Характерными каналами является передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, электронная почта, реже всего - видеоконференции. Нужно заметить, что в ООО «Люкс Гранд», независимо от канала передачи сообщения, самым распространенными являются официальные коммуникации (прямые разговоры, письменные приказы), а также неформальные коммуникации, происходящие непосредственно через общение между сотрудниками отделов.
Для того чтобы быть уверенным в том, что информация поступила к получателю, нередко в ООО «Люкс Гранд» пользуются двумя - тремя каналами передачи. Так, например, переданное по телефону сообщение подтверждается письменным приказом. Эффективность двух, трехканальной связи подтверждается наблюдениями в ходе проведения анкетирования. Но все же без крайней необходимости многоканальные связи не употребляются, чтобы не увеличивать потоки бумаг. Они предназначены, прежде всего, для усиления контроля над выполнением работы, акцентированием важности предлагаемого задания, правильной интерпретации сообщения получателем. Нередко канал передачи сообщения зависит от самой информации, содержащейся в нем.
Информация, которая используется в организации для коммуникационного управления, подразделяется на:
- базовую, формируемую независимо от конкретной управленческой задачи;
- текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
- документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах);
- недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.)
По аспектам коммуникационного управления информация может быть экономическая, организационная, социальная, техническая. Кроме того, информация, заложенная в сообщении, может содержать разную степень срочности и актуальности, что, непременно сказывается на этапе выбора канала передачи сообщения, а также степени ее восприятия и возникновении обратной связи.
Анализ проведенный для выявления состояния организационных коммуникаций и путей их совершенствования показал: что работники имеют много побочной, не свойственной их квалификации работе и трое из пяти специалистов высказали пожелание освободить их от лишних работ, а также почти все сотрудники указали на недостаточное обеспечение информацией.
Таким образом, коммуникационные процессы в ООО «Люкс Гранд» можно охарактеризовать следующим образом:
1. По субъекту и средствам коммуникаций больше всего преобладают межличностные коммуникации, которые проявляются без помощи технических средств и информационных технологий. Кроме того, межличностная коммуникация в малой группе, где каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими – это самый характерный для такого предприятия, как ООО «Люкс Гранд». При этом возможности обратной связи ничем не ограничены. Заметны личностные коммуникации как случайный обмен информацией между людьми при встрече, так как люди ощущают постоянную потребность в общении.
Межличностные коммуникации могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые работники вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержений и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания со стороны руководителя в контексте общения с коллективом и совместной деятельности.
2. По форме общения, коммуникации в организации происходят при помощи устной речи, то есть вербальные.
3. По каналам общения, наряду с формальными коммуникациями присутствуют и неформальные, которые можно определить как «вероятностная цепочка». Этот вид неформальной коммуникации самый распространенный для такого типа организаций.
Кроме того, неформальные коммуникации распространяются на празднованиях дней рождений, встречи «Нового года», «Восьмого марта» коллективных поздравлениях с новорожденным ребенком. Ежегодно в организации отмечается «день создания предприятия». На данные мероприятия принято собираться всем коллективом. Также организуются совместные поездки на туристическую базу и выход на природу. Такой системой коммуникаций руководитель оградил себя от излишних сплетней и пересудов, организовал эффективную передачу формальной (деловой) информации между отделами, сократил, на сколько это возможно, утечку информации. В тоже время обеспечил вниманием своих подчиненных и предоставил всевозможные пути для «обратной связи». Также подчиненные с помощью такой организации коммуникаций могут видеть в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей; это достигается на коллективных праздниках.