Файл: Коммуникации в организациях (Внутрикорпоративные коммуникации как средство развития корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и виды коммуникаций в организации
1.2. Инструменты коммуникаций в организации
1.3. Внутрикорпоративные коммуникации как средство развития корпоративной культуры
2. АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ООО «ЛЮКС ГРАНД»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Характеристика коммуникационных процессов в организации
2.3. Направления совершенствования коммуникаций в организации
4. По пространственному расположению каналов или организационному признаку коммуникации в ООО «Люкс Гранд» происходят по горизонтальному признаку из-за малого количества структурных единиц, но периодически возникают и вертикальные коммуникации.
Каждый месяц (в конце месяца) начальники отделов в письменном виде докладывают о проделанной работе директору. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих докладчиков, так и рядовых работников, которые находятся у них в подчинении. Предварительно их просьбы и пожелания обсуждаются с их начальниками. Таким образом, в организации организованы восходящие вертикальные коммуникации.
Руководитель, рассмотрев, доклады менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер фонда для получения информации о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п. Таким образом, налажены вертикальные нисходящие коммуникации.
Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных собраниях всего трудового коллектива ООО «Люкс Гранд», где обсуждаются успехи, достижения, неудачи и перспективы как организации, так и сотрудников.
Горизонтальные коммуникации в основном протекают неформальным образом, непосредственно через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация чаще всего поступает напрямую, минуя директора, образуя следующую схему, представленную на рис. 2.4.
Бухгалтерия
Служба сервиса
Директор
запрос - ответ
2.4 Схема горизонтальные коммуникаций в ООО «Люкс Гранд»
Таким образом, основными видами коммуникаций в ООО «Люкс Гранд» являются: коммуникации межличностные, вербальные, горизонтальные, а также имеют неформальный характер в связи с особенностями структуры и специфики деятельности.
2.3. Направления совершенствования коммуникаций в организации
В ООО «Люкс Гранд» каждый исполнитель, орган управления специализирован на выполнении отдельных видов деятельности, и каждый орган выполняет указания вышестоящего органа только в пределах своей компетентности.
Руководитель организации разрешает основные, базовые вопросы, которые касаются корпоративной политики, направления развития и других важных аспектов деятельности.
Заместитель директора является посредником в управлении между директором и остальными участниками коллектива, а так же имеет исполнительную и социальную функцию. Принимает управленческие решения и в некоторых случаях полностью замещает руководителя.
Каждый из заведующих отделов отвечает за некоторую область. Они осуществляют непосредственное планирование и руководство работой отделов. Каждый из них выполняет несколько функций как производственных так и административных, общий смысл которых сводится к достижению главной цели организации – увеличению товарооборота и повышению уровня продаж при максимально сниженных издержках.
Остальные «рабочие» звенья организации имеют узкопрофильную работу и минимальные обязанности по исполнению приказов вышестоящего начальства.
Перемещение информации в организации происходит сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали. Сверху вниз проводится информация о стратегии развития фирмы, о корпоративной политике фирмы, миссии, целях и задачах. Одновременно существует поток информации снизу вверх. Горизонтальные потоки информации необходимы для согласования действий отделов компании.
Во время работы задействованы формальные коммуникации, но существуют и неформальные связи между работниками и менеджментом разного уровня.
Неформальные коммуникации выходят на первый план во время праздников и ежегодных корпоративных мероприятий.
Из внешних коммуникаций особо стоит отметить коммуникации с разными государственными органами.
Рассмотрим проблемы коммуникационного процесса. Следует улучшить коммуникации между руководителем и рабочими, так как это повышает эффективность и способствует лучшему информационному обмену.
Между рабочими и директором нет эффективного обмена информацией – иногда она отсутствует полностью, поэтому невозможна совместная работа над определением текущих и перспективных идей и проблем. Главная сложность заключается в том, что руководитель считает достаточной информацию, передаваемую заведующими отделов, однако они не всегда в полном объеме могут передать пожелания продавцов и в ответ решение руководителя и собрания учредителей. В результате этого возникают слухи-пугало, слухи-желания, а так же нелепые слухи.
Слухи вполне нормальная реакция людей на сложившиеся условия, поэтому в целом ситуацию нельзя назвать острой. Так как организация не слишком велика и возникающие слухи удается остановить. Как правило, при этом директор использует способ опровержения.
Желательно учредить ежемесячные совещания по сбыту продукции, проблемах коллектива, чтобы наладить двусторонний обмен информацией между директором и рабочими, генерировать новую информацию и обеспечивать в определенной мере обучение персонала. Возможно, будет легкое сопротивление со стороны общего персонала, но вскоре от подобных мероприятий станет заметен результат и появится все больше и больше предложений. Возможно даже улучшение производительности труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационная коммуникация – это сложная система коммуникативных сетей, каналов и методов осуществления обмена информацией. Эффективность функционирования этой системы зависит от совокупности факторов, среди которых основными являются:
- коммуникативные навыки членов организации, которые определяют установление взаимопонимания между отправителем сообщения и его получателем на основе адекватной интерпретации содержания;
- исходное качество информации, содержащейся в сообщениях, и ее практическая ценность для получателей (оба эти фактора подкрепляют доверие к информации и ее источнику);
- доминирование двусторонней коммуникации, которая обеспечивает согласование восприятия сообщения и адекватность его интерпретации всеми участниками;
- построение таких коммуникативных сетей, которые обеспечивают активное вовлечение в организационную коммуникацию всех членов коллектива;
- регулярное использование различных методов организационной коммуникации, которые позволяют совершать взаимообмен наиболее важной информацией (или ее дублирование), объективно анализировать и оценивать деятельность сотрудников подразделений и организации в целом.
Эффективность сложившейся системы организационной коммуникации также определяется ее адекватностью стратегическим и тактическим целям и задачам, а еще культуре организации. Если существует большой разрыв между потребностью членов организации в качественной и своевременной информации ее фактической доступностью, снижается влияние официального руководства, зато усиливается влияние неформальной коммуникации и неформальных лидеров. Наоборот, внимание представителей менеджмента всех уровней управления к совершенствованию коммуникации способствует возрастанию их роли и обусловливает более эффективную деятельность организации в целом.
Эффективность менеджмента в целом непосредственно связана со способностью руководителей управлять организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. Смешение формального и неформального характера коммуникации дезориентирует собеседников и затрудняет достижение организационных целей, поскольку сотрудникам приходится сосредоточивать внимание на развитии отношений между субъектами коммуникации. Утверждение процедур и норм кооперативной коммуникации в организации приводит к развитию открытого коммуникативного пространства и усилению взаимного обмена информацией. В результате использования процедур и норм, определяющих соревновательный характер коммуникации, перекрываются некоторые коммуникативные каналы и ограничивается объем информации. Тем не менее соревновательный характер коммуникации позволяет выявить индивидуальные мотивы и раскрыть потенциал персонала.
основные показатели деятельности ООО «Люкс Гранд» за 2016-2017 гг. следует отметить, что на предприятии наблюдается постепенное увеличение прибыли от всех видов деятельности, включая и результативный показатель чистой прибыли.
Организационная структура ООО «Люкс Гранд» является линейно-функциональной, то есть, основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
Анализ проведенный для выявления состояния организационных коммуникаций и путей их совершенствования показал: что работники имеют много побочной, не свойственной их квалификации работе и трое из пяти специалистов высказали пожелание освободить их от лишних работ, а также почти все сотрудники указали на недостаточное обеспечение информацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абакумов В.В. Менеджмент: учебник. СПб.: СПБГУ ИТМО, 2010. – 76 с.
- Балашов А. П. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
- Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для вузов/ Е.М.Бабосов. – 2-е изд., стереотип. – МН.: ТетраСистемс, 2013. – 288 с.
- Викулова Л.Г. Основы теории коммуникации. Практикум. М., 2014. С. 32.
- Гавра Д.П. Теория коммуникации. СПб., 2011. – 168 с.
- Гойхман О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхман. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 352 с.
- Гундарин М.В. Книга для руководителя отдела PR. Спб.: Изд-во Питер, 2014. – 365 с.
- Жигун Л. А. Теория менеджмента: теория организации: Учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
- Зуб А.Т. Невербальные коммуникации в управленческой деятельности: эволюционно-биологический аспект /А.Т. Зуб // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18 Социология и политология. – 2009. – № 2. – с. 109-122.
- Ивановская Л.В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. М., 2010. – 244 с.
- Каймакова М.В. Коммуникации в организации. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 73 с.
- Кан А.С. Внутрикорпоративные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.livecoach.ru/ (дата обращения: 08.06.2018)
- Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Б. Кашкин. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 224 с.
- Кривокора Е. И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. – М.: НИЦ Инфра-М, 2014. – 190 с.
- Кулагина Н. В. Деловые коммуникации / Кулагина Н.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 234 с.
- Кожемякин Е. А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Кожемякин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 189 с.
- Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Лапыгин Ю.Н. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 329 с.
- Маслова В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом. М.: Изд-во Вузовский учебник, 2016. – 207 с.
- Морозова Н.А. Управление коммуникациями в организации/ Вестн. Воронеж. ун-та. 2010, вып. (№) 2. – С. 173–180.
- Несмеева А. Как построить систему внутрикорпоративных коммуникаций [Электронный ресурс] // Внутренний PR. URL: https://insidepr.ru/zhurnal/kommunikatsii/kommunikatsii/item/1122-kak-postroit- sistemu-vnutrikorporativnykh-kommunikatsij (дата обращения: 12.06.2018)
- Папкова О. В. Деловые коммуникации: Учебник / О.В. Папкова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 160 с.
- Подлесных В. И. Теория организации: Учебное пособие / В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов; Под ред. проф. В.И. Подлесных. – 5-e изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 334 с.
- Пивоваров А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: учеб. пособие / А.М. Пивоваров. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 145 с.
- Сахнюк Т. И. Деловые коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. Т.И. Сахнюк. – Ставрополь: СтГАУ, 2013. – 92 с.
- Смирнов Э. А. Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Смирнов; Государственный Университет Управления. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 248 с.
- Тимофеев М.И. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / М.И. Тимофеев. – 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. – 120 с.
- Тихомирова О. Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
- Чамкин А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 350 с.
- Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: Учебное пособие / Шарков Ф. И. – 2-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 320 с.