Файл: Внеоборотные активы предприятия на примере ООО Торговый Дом «Светоч» (ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 2 . ОЦЕНКА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «СВЕТОЧ»
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «СВЕТОЧ»
АНАЛИЗ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «СВЕТОЧ»
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «СВЕТОЧ»
ВВЕДЕНИЕ
Действительная возможность выполнения требований к развитию конкурентоспособности организации формируется под действием некоторых факторов. Если принять во внимание научную современную трактовку термина «фактор» и адаптировать ее к конкурентоспособности компаний, предлагается понимать фактор как основное условие, движущую силу приведения организаций к конкурентоспособным. В воздействии разных факторов, которые формируют конкурентоспособность организации, обнаруживаются их отличительные особенности. Необходимость учета данных факторов определена возможностью выявления источников роста конкурентоспособности организаций.
В процессе кредитования и финансирования компаний особую важность имеет информация о действительных результатах их деятельности. Финансовая информация нужна для всестороннего и полного анализа состояния активов и пассивов компании. Эффективно управлять финансовыми ресурсами и привлекать альтернативные источники кредитования и финансирования предпринимательской деятельности дает возможность предприятию его комплексный характер использования информации, полученной от финансовой службы. Организация хозяйственной деятельности компании вызывает необходимость надлежащего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, образуемого из вкладов учредителей организации и принимаемого форму уставного капитала. Это наиболее значимый источник формирования имущества любой организации.
Определенные методы образования уставного капитала находятся в зависимости от организационно-правовой формы компании. При организации предприятия уставный капитал направляют на покупку основных фондов и создание оборотных средств в тех размерах, которые необходимы для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, он вкладывается в приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, применение которых является существенным доходообразующим фактором. Внеоборотные активы – это одна из наиболее важных экономических категорий деятельности предприятия. Эта экономическая категория не изучена комплексно и с достаточной глубиной. Поэтому предприятию необходимо всестороннее рассмотрение определяющих его сущностных характеристик.
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время руководители компаний встречаются с такой проблемой, как выбор источники финансирования внеоборотных активов.
Объект исследования: ООО Торговый Дом «Светоч».
Предмет исследования: внеоборотные активы ООО Торговый Дом «Светоч».
Цель работы: провести анализ внеоборотных активов ООО Торговый Дом «Светоч» и определить пути их оптимизации.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы анализа внеоборотных активов предприятия;
выполнить оценку внеоборотных активов ООО Торговый Дом «Светоч»;
определить основные направления оптимизации внеоборотных активов ООО Торговый Дом «Светоч».
В процессе работы применялись следующие методы:
теоретические – анализ литературы по теме работы, обобщение и классификация данных;
эмпирические – вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентные методы анализа, графические методы анализа, математическая обработка данных.
В результате исследования были определены основные направления совершенствования оптимизации внеоборотных активов ООО Торговый Дом «Светоч».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Внеоборотными активами являются средства, используемые предприятием более одного года. Они отражены в разделе I актива и содержат следующие агрегированные статьи баланса: основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и незавершенное строительство (рисунок 1).
Рис. 1. – Внеоборотные активы
Правила управления нематериальными активами регулируются в бухгалтерском учете Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) [2][1].
Нематериальными активами называются активы коммерческих предприятий (помимо кредитных), которые находятся у них в праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения и не имеют вещественной формы, но принимают участие в его хозяйственной деятельности [10, с. 92][2].
К нематериальным активам относится имущество, одновременно отвечающее следующим условиям:
а) они не имеют материально-вещественной или физической структуры;
б) они могут быть идентифицированы (выделены, отделены) от другого имущества;
в) они предназначены для применения в производстве продукции, при оказании услуг или выполнении работ или для управленческих нужд предприятия;
г) используются в течение длительного времени (более 12 месяцев или в течение типичного операционного цикла, если он длится более 12 месяцев);
д) последующая перепродажа этого имущества не предполагается;
е) они способны приносить предприятию экономическую выгоду;
ж) существуют соответствующе оформленные документы, которые подтверждают наличие самого актива и исключительные права предприятия на итоги интеллектуальной деятельности (свидетельства, патенты, другие охранные документы и т. п.).
При выполнении указанных условий к нематериальным активам относятся:
произведения науки, литературы и искусства;
изобретения;
программы для ЭВМ;
полезные модели;
ноу-хау;
селекционные достижения;
товарные знаки и знаки обслуживания;
другие объекты.
В составе нематериальных активов предусматривается также деловая репутация предприятия [21][3].
С увеличением научных технологий растет количество типов невещественных форм имущества предприятия. Еще около десяти лет назад к ним относили только лишь исключительные авторские права, а теперь эта группа насчитывает около семи категорий, в которые входят: право на использование природных ресурсов; обозначения коммерческого характера, т. е. использование товарного знака, марки, наименования; имущественные права; объекты собственности в промышленной отрасли; гудвилл (деловая репутация); авторские права; ругие нематериальные активы (в частности, некоторые затраты) [22][4].
Нематериальные активы – это долгосрочные вложения, не обладающие материальной структурой, но используемые в хозяйственной деятельности компании, они приносят доход. Это объекты интеллектуальной собственности, деловая репутация компании или ноу-хау.
Объекты интеллектуальной собственности – это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности сотрудников: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы и др.
Ноу-хау предполагает такую информацию технического, коммерческого или организационного содержания, обладающую потенциальной или фактической коммерческой ценностью по причине ее неизвестности другим людям. К этой информации не возможно найти свободный доступ на законном основании и обладатель данной информации берет на себя обязанность принимать необходимые меры для охраны ее конфиденциальности.
Деловая репутация определяет степень доверия контрагентов и имеет большую значимость при совершении сделок, например, кредитных.
В Российской Федерации к нематериальным активам относятся также организационные расходы по организации деятельности предприятия (это подготовка учредительных документов, регистрация предприятия и т. п.), при условии, что данные расходы оплачиваются одним из учредителей и оформляются как его вклад в уставный капитал компании [17][5].
Основные средства – это средства труда, которые используются в хозяйственной деятельности предприятия в течение длительного времени (больше года), не изменяя внешнего вида и своей материальной формы. Они постепенно изнашиваются, и их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а по частям при помощи процедуры амортизации по мере их эксплуатации.
Отличительной особенностью основных средств является неизменность их материальной формы в ходе их эксплуатации: например, через три года эксплуатации швейная машина остается швейной машиной, в отличие от ткани и ниток, которые в которое время из рулона и катушки превращаются в платье, костюм, брюки и т. д., при этом обратно в рулон и катушку их уже не возможно восстановить.
Внеоборотные активы большинства предприятий большей частью состоят из основных средств.
В состав основных средств входят: здания и сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; некоторые виды инструментов, хозяйственного и производственного инвентаря; многолетние насаждения; рабочий и продуктивный скот; капитальные затраты по улучшению земель.
Вложениями во внеоборотные активы являются затраты на формирование, приобретение и приумножение величины внеоборотных активов, которые не предназначены для продажи. К ним относят: затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, объектов недвижимого имущества, инструмента, нематериальных активов, затраты на буровые и проектно-изыскательские работы и пр. Данная категория внеоборотных активов представлена недомонтированным оборудованием, объектами незавершенного строительства и т. д. [5, с. 225][6]
По мере окончания работ по монтажу или строительству и юридическому оформлению объекта, данный объект вводится в эксплуатацию, т. е. переводится в нематериальные активы или основные средства из категории «вложения во внеоборотные активы».
Долгосрочные финансовые вложения – это отвлечение средств на время больше одного года, целью которого обычно является получение прибыли в длительном периоде. Долгосрочные финансовые вложения можно представить несколькими разновидностями:
инвестиции в ценные бумаги, т. е. покупка долгосрочных облигаций, финансовых векселей, депозитных сертификатов и т. п., в итоге организация будет получать проценты, а по окончании срока, который установлен для этой ценной бумаги, получает назад вложенные средства;
вложения в уставные капиталы других предприятий – с помощью покупки акций (ПАО, НПАО) или получения долей (ООО) для исполнения контроля над этим предприятием, а также получения дивидендов или доходов;
предоставление другим предприятиям долгосрочных займов [17][7].
Внеоборотные активы помимо функциональных признаков имеют также классификации по другим признакам:
по видам деятельности, в которой они используются:
операционные, которые характеризуют внеоборотные активы, используемые собственно в производственно-коммерческой деятельности компании;
инвестиционные, т. е. долгосрочные внеоборотные активы, сформированные в результате реализации процесса инвестирования;
непроизводственные, которые применяются для удовлетворения социальных потребностей персонала организации.
по характеру владения:
собственные – это активы, принадлежащие предприятию, и отраженные в балансе;
взятые в аренду, которые используются компанией на правах временной собственности согласно заключенным договорам.
по формам залогового особенностей страхования и обеспечения кредитов:
движимые, т. е. это группа долгосрочных активов, которые можно извлечь из владения организации с целью оплаты по кредиту при наличии залога;
недвижимые, т. е. это активы, которые невозможно извлечь из владения организации, при наличии залога по кредиту [16][8].
Внеоборотные активы в ходе их использования и применения в операционной деятельности имеют некоторые достоинства и недостатки.
Достоинствами являются:
внеоборотные активы почти не подвергаются инфляции, а, следовательно, больше защищены от ее воздействия;
эти активы имеют наименьший коммерческий риск потерь вследствие операционной деятельности;
внеоборотные активы имеют способность приносить прибыль постоянно, чем обеспечивают производство разной продукции в соответствии с конъюнктурой рынка;
эти активы при хранении содействуют уменьшению потерь товарно- материальных ценностей;
с помощью этих активов имеется возможность увеличивать объем производственной деятельности, за счет созданных резервов при подъеме конъюнктуры рынка.