Файл: Менеджмент профессионального спорта (Модели менеджмента в профессиональном спорте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Спорт с самого своего возникновения всегда являлся некоторой силой, подвигающей как на физическое, так и на духовное развитие человека. Человек же, будучи существом социальным, всегда требует определенного внимания к своей натуре, а также определения своего места или ячейки в обществе. Инстинктивно мы пытаемся доказать, что мы лучше тех других, чтобы занять место получше, не осознавая, что запускаем соревновательный процесс, который в последствии может выливаться в целые групповые противостояния.

Конечно, под понятием соревнования ни в коем случае не нужно понимать только стремление к победе или учитывать только конечные результаты в каком-либо матче, турнире или выступлении. Соревнование – это, в первую очередь, стремление превзойти соперника в какой-либо деятельности, а во вторую очередь, соревнование – это сама борьба за достижение лучшего результата. А стремление – это осознанное и стойкое влечение к чему-либо, желание достичь этого.[1] Осознавая свои желания, человек начинает строить планы по их воплощению. Он ставит цели, разрабатывает определенный алгоритм, контролирует свои достижения и ошибки и, наконец, получая желаемое, подытоживает, отвечая на такие вопросы: стоило ли мне это таких усилий? Что я получил?

Как не назвать такую деятельность частично деятельностью менеджера? Разумеется, практически любое дело человека можно соотнести с менеджментом, но мы сейчас говорим именно о спорте. А спорт является прекрасным иллюстратором порождения управленческой деятельности, наряду, конечно, со становлением государства. Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать как о социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности.

В понятие же профессионального спорта коммерческая направленность имеет если не большее значение, то в половину долевой значимости «спорта» уж точно. Профессиональный спорт – это коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.[2]

Иными словами профессиональный спорт – это вид предпринимательский деятельности, которая за счет массовой вовлеченности дает коммерческую выгоду для организаторов, соучастников и самих спортсменов. Именно поэтому сейчас значение профессионального спорта так велико в современном мире.


Если где-либо появляется экономическая заинтересованность – возможность в получении прибыли, то тут же возникает и вопрос: а можно больше? И, разумеется, не получиться достичь максимальных коммерческих результатов для какого-либо мероприятия, если не подходить ко всему с грамотной организацией всего процесса, начиная никак не с разработки плана с учетом потребностей зрителей, нет, а с определения наличия нужного уровня спортсменов, потому что именно спортсмены являются, чуть ли не самым ключевым звеном в данной очень сложной, но тесно взаимосвязанной системе, как профессиональный спорт. Но наибольшее значение, конечно, имеют те люди, которые способны заметить и грамотного организовать спортивное мероприятие так, чтобы оно принесло выгоду, как самим организаторам, так и спортсменам.

Конечно, в этой очень упрощенной схеме взаимодействующих субъектов мы упускаем много главных составляющих: тренера, фанаты и болельщики, организатор (если организатор и менеджер по организации разные лица), просто зрители, государство. Но тем не менее, даже в такой упрощенной схеме и так прекрасно понятно, что достичь не только взаимопонимания, но и взаимодействия компонентов ради общей выгоды, довольно таки сложно.

Поэтому менеджмент профессионального спорта – эта та часть менеджмента и спорта, которая подробно анализирует все компоненты одной общей системы под названием профессиональный спорт, и строит новые цепочки коммерческого удовлетворения всех участников, поскольку главное отличие понятия профессионального спорта от спорта – выраженная коммерческая направленность.

Глава 1. Профессиональный спорт.

Прежде чем разбираться в таком сложном и многогранном понятии, как профессиональный спорт, нужно сначала ясно уяснить, что же такое спорт? Спорт - Физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний, имеющие целью  укрепление организма и развитие психической бодрости.[3]

То есть, из определения, мы можем уверенно сделать вывод о том, что спорт помогает человеку быть в хорошей физической форме, а кроме того он воспитывает характер и силу воли. Занятия спортом способствуют укреплению здоровья. Поэтому неудивительно, что спорт был и остается очень популярным среди населения любой страны, и люди с самого своего детства оказываются вовлеченными в ту или иную игру, которая в последствие оказывается тем или иным видом спорта.


Произрастая из самых низов человеческой истории, спорт был и остается неотъемлемой частью жизни общества. А сами люди не только развили его, придумав разнообразные виды, но и научились получать выгоду, организовывая спортивные мероприятия и соревнования. Разумеется, изначально главной целью таких мероприятий являлось установление лучшего в данном виде спорта, а только потом зашел вопрос о финансах. И, скорее всего, вопросы о спортивных состязаниях с точки зрения денег и с точки зрения достижений подняли два разных человека, но, тем не менее – сейчас мы имеем очень хорошую систему по удовлетворению как этих, так и тех потребностей.

Появление современного профессионального спорта приходится на начало XVIII века и связано с зарождением буржуазной культуры, а сами истоки профессионального спорта лежат в новых возможностях досуга и развлечений, которые предоставила эпоха развития капиталистических отношений. Родился профессиональный спорт в Англии и США - в этих странах возможность коммерческого использования таланта спортсмена, с одной стороны, и возможность спортсмена продать свой талант - с другой, стали объективной предпосылкой появления профессионального спорта.

Появление профессиональных спортсменов характерно, в первую очередь, для игровых видов спорта. Первыми из игровых видов как профессиональные стали развиваться бейсбол (США, 1858) и футбол (Англия, 1963). В американском бейсболе уже к началу XX века насчитывалось 256 профессиональных команд, более 4 тыс. профессионалов.

Футбольная лига Англии к 1920 г. состояла из 88 клубов, насчитывала более 3 тыс. профессиональных футболистов. В Англии конные скачки сыграли важную роль в возникновении профессионального спорта. Развитие профессионального спорта шло быстрыми темпами.[4]

В России истоки профессионального отечественного спорта находятся в середине XIX века, когда в России начинают формироваться капиталистические отношения и пробуждается интерес к различным аспектам физической культуры. В отличие от других государств, где появление профессионального спорта предшествовало развитию любительского (США, Англия и др.), в России он возникает практически одновременно с любительскими спортивными организациями. Важным социальным фактором быстрого становления профессионального спорта послужила народная любовь к игрищам, где демонстрировались сила и ловкость. Соревнования профессионалов сыграли значительную роль в популяризации спорта в России. К началу XX века профессиональный спорт занял прочное положение в системе общественных ценностей.[5]


1.1.Понятие профессионального спорта.

Ранее, в этой же работе, определение профессионального спорта уже было дано. Но, тем не менее, мы еще раз затронем данное понятие, стараясь охарактеризовать его другим способом и, тем самым, подойти к этому понятию с конца. Еще раз: профессиональный спорт - это коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.[6] Таким образом, не думаю, что будет неправильно, сказать, что профессиональный спорт – это бизнес, построенный на спорте. То есть главная цель деятельности которого – получение прибыли, которая не просто покроет расходы и затраты на организацию данного события, но перекроет их, иными словами, что все участники этого события будут «в плюсе».

Многие ученые присваивают и другое название профессиональному спорту, которое дополняется всего лишь одним словом, но достаточно хорошо и в довольно краткой форме характеризующей само понятие – профессиональный коммерческий спорт.

Само понятие "профессиональный коммерческий спорт" предполагает наличие определенных сущностных характеристик, отличающих его от других разновидностей современного спорта. В литературе существуют попытки подобного анализа. Критериями дифференциации различных "типов" спорта служат: цель проведения соревнования, цель участия в них спортсмена, источники финансирования, социальные функции, выполняемые тем или иным типом (разделом) спорта, субъект управления, условия спортивной деятельности, уровень спортивных достижений, мотивация спортсменов и др.

Используя разные критерии, авторы выделяют различные градации современного спорта: массовый, олимпийский, коммерческий (Р.А. Пилоян), оздоровительный, соревновательный, зрелищный (С.И. Гуськов), массовый, полупрофессиональный, профессиональный (В.Б. Коренберг), любительский и профессиональный (Федеральный закон о ФКиС), народный, любительский, профессиональный (коммерческий) (Н.И. Пономарев). Существуют как иные точки зрения (Л.П. Матвеев, Ю.А. Фомин и др.), так и различные термины ("большой" спорт, спорт высших достижений, супердостиженческий, профессионально -коммерческий спорт и др.).

В целом соглашаясь с имеющимися подходами к градации современного спорта, попытаемся выделить отличия профессионального коммерческого спорта от так называемого спорта высших достижений (олимпийского). Данные отличия можно разделить на две группы, условно обозначив первую как "общие", а вторую как "специфические". К числу первых относятся:


• Выраженный коммерческий характер как видов спорта, так и технологии проведения соревнований.

• Правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения).

• Организационно-управленческие отличия, проявляющиеся в стремлении профессиональных клубов к созданию объединений (лиг, союзов и т.п.), задача которых - не только проведение соревнований, но и отстаивание общих экономических интересов партнеров .

• Иная функциональная ориентация, в первую очередь на зрелищность и рекламу, приятное времяпрепровождение и досуг зрителей.

• Источники финансирования.

• Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).

• Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).

Ко второй группе следует отнести:

• Отличия в календарях соревнований с акцентом на общей продолжительности и насыщенности соревнованиями.

• Отличия в классификации спортсменов: коммерческие отношения в спорте предполагают иные критерии, чем спортивные разряды и звания. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т.п.

• Отличия в правилах проведения соревнований, направленные в первую очередь на усиление зрелищности и контакта соперников.

• Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.[7]

Как мы видим, профессиональный спорт не очень сильно отличается от такого вида спорта, как спорт высших достижений. Действительно, обладая некоторыми схожими чертами, к примеру, такими как: затратность и полная занятость спортсмена, эти два понятия можно довольно легко спутать между собой.

Однако, ни в коем случае, эти два вида спорта не стоить приплетать друг с другом, поскольку различия все же есть. Если спорт высших достижений или олимпийский спорт направлены именно на физическое и духовное развитие человека (эта задача стоит в приоритете – то есть выиграть, занять хорошее место на довольно серьезном по уровню соревновании), то профессиональный спорт – это чистой воды бизнес, где главную роль играют, безусловно, деньги. Так высказался президент МОК (Международного Олимпийского Комитета) в 1980 г. – Майкл Килланин: «Опасность профессионализма спорта состоит в том, что он превращает спорт в «шоу-бизнес». Спортсмен теряет свою свободу и становится инструментом в руках коммерческого агента, который определяет, где он или она должны выступать и против кого, обращая особое внимание на доходы от продажи билетов и телевизионных прав. Я лично ничего не имею против профессионального спорта. Но если на Олимпийские игры будут допущены профессионалы, то олимпийское движение попадёт в руки менеджеров и импресарио.»