Файл: Разработка бизнес-плана сети кафе (Факторы макросреды, влияющие на рынок услуг кафе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
При разработке ценовой политики следует учитывать следующие этапы ценообразования:
- Выход на новый рынок.
Чтобы возбудить интерес потребителей к продукции кафе и постепенно закрепиться на новом рынке, целесообразно будет установить более низкие цены по сравнению с ценами конкурентов. Такая ценовая политика выгодна на первоначальном этапе проникновения на новый рынок. Далее, по мере завоевания определенной доли рынка и формирования устойчивой клиентуры, цены на продукцию постепенно будут повышаться до уровня цен конкурентов.
- Защита позиции.
Кафе в условиях конкуренции будет стремиться сохранить ту долю рынка, которой он владеет. К основным факторам, учитываемым при конкуренции, относятся: цена, качественные показатели продукции, время обслуживания, условия платежа, реклама, работа с общественностью и другие мероприятия системы стимулирования сбыта. Кафе может быть использована открытая ценовая “война”, которая заключается в том, что кафе может резко снизить цену на продукцию. Тогда в ответ другие кафе должны будут также снизить свои цены, при этом наиболее слабым конкурентам придется уйти с рынка.
- Последовательный проход по сегментам рынка.
На этом этапе продукция будет предлагаться сначала тем сегментам рынка, где потребители готовы заплатить высокую цену. После получения повышенных («премиальных») цен кафе перейдет последовательно к сбыту продукции по более низким ценам на такие сегменты рынка, которые характеризуются большей эластичностью спроса (увеличением объема покупок при снижении цены).
- Удовлетворительное возмещение затрат.
На этом этапе будет использоваться политика «целевых цен», то есть таких, которые в течение 1-2 лет при оптимальной загрузке производственных мощностей (обычно 80%) обеспечивают возмещение затрат и расчетную прибыль на вложенный капитал (обычно 15-20%). При этом, как правило, риск минимален.
Одной из основных задач бизнес-планирования является осуществление постоянного контроля. При этом задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение решения, а в том, чтобы не допустить срыва решения, то есть достигнуть цели в намеченные сроки.
Система контроля реализации бизнес-плана включает в себя контроль мероприятий и финансовый контроль.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов предприятия;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств;
- выявления внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии;
- содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечение соблюдения законодательных и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятия.
Комплексный контроль состоит из следующих элементов системы контроля: контроль запасов, производственный контроль, контроль качества, контроль продаж и контроль расходов.
Что касается плана мероприятий, то это могут быть известные всем администраторам таблички (кто делает, что делает, когда делает, результат исполнения), а в более сложном случае, когда мероприятия связаны между собой, различные сетевые графики.
Выводы по 1 главе:
Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего предприятия и содержащий анализ проблем, с которыми оно может столкнуться, а также способы их решения.
Выполнение бизнес-планов невозможно без контроля, который, по сути, является объективной необходимостью. Контроль принимает форму обратной связи, посредством которой можно получить информацию о реализации плановых мероприятий.
Поэтому важна не только разработка грамотного бизнес-плана, но и контроль последовательности его исполнения.
Главной задачей стратегического бизнес-плана является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества создаваемого предприятия по всем направлениям деятельности, которое оценивается по трем моментам: наличие факторов успеха, значимость преимуществ фирмы перед конкурентами, возможность активно использовать эти преимущества длительный период. Для этого необходимо:
1. Обеспечить стабильное финансовое и материальное положение кафе на целевых рынках.
2. Организовать эффективную рекламу услуг кафе
3. Увеличение прибыли для финансирования и исследовательских работ.
4. Увеличение объемов продаж.
5. Поднятие престижа кафе
6. Снижение производственных издержек.
Кафе позиционируется как идеальное место для романтического свидания, деловой встречи или дружеского ужина. Большое значение в меню уделяется кофейным и чайным напиткам. Посетители кафе могут и поесть в данном заведении и выпить чашечку отличного кофе или чая, поэтому кофейная и чайная карты будут призваны удовлетворить любой спрос. В обстановке городского кафе за демократичные деньги человек со средним достатком может позволить себе пообедать, поужинать и т.д.
Сегодня кофейня в чистом виде – не самый прибыльный вид бизнеса. Поэтому в поиске новых форматов общепита возникает необходимость разнообразить традиционный ассортимент кофе и выпечки блюдами ресторанного меню.Мода от кофеен в чистом виде сместилась к кафе-ресторанам.
Найти удачное место для кофейни в центре непросто, однако сейчас уже в развитии кофейных сетей наблюдается общая тенденция – открывать кофейни в торговых центрах.По словам директора по маркетингу сети «Шоколадница», инвестиции в открытие кофейни окупаются примерно за три года. Около года требуется кофейне, чтобы выйти на уровень рентабельности.
Разработка бизнес-плана сети кафе позволит успешно решить следующие стратегические задачи:
1. Увеличение доли существующего рынка за счет более эффективной рекламы и стимулирования сбыта.(Стратегия расширения доли рынка).
2. Создание услуги, не имеющей на рынке аналогов ( в данном случае услуга «Доставка на дом»). (Стратегия инноваций).
3. Внедрение совершенных форм обслуживания, а также улучшение системы сбыта и качества продуктов. (Стратегия дифференциации продукции).
4. Снижение издержек путем уменьшения накладных расходов, сокращение эксплуатационных и административных расходов.
5. Внедрение мероприятий по охране окружающей среды.
Цель исследования рыночного сегмента состоит в оценке существующей ситуации и разработке прогноза развития рынка.
Факторы микросреды, влияющие на рынок услуг кафе
Положительные факторы
1. Бесперебойность работы кафе-ресторана.
2. Стабильность поставок сырья.
3. Приобретение новых потребителей.
4. Потребители удовлетворены качеством, оказываемых услуг.
5. Положительное отношение контактной аудитории.
6. Нестабильная работа конкурентов.
Отрицательные факторы
1. Задержки в работе, связанные с настроением работников.
2. Нестабильность поставок сырья.
3. Потеря существующих связей с потребителями.
4. Неудовлетворенность потребителей качеством продукции.
5. Отрицательное отношение контактной аудитории.
6. Стабильная работа конкурентов.
Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов, мне кажется, можно следующим образом:
1. Создать производственные запасы.
2. Наладить контакты с новыми поставщиками.
3. Постоянно контролировать настроение работников.
4. Постоянный поиск нового рынка сбыта.
5. Действовать по обстоятельствам.
Факторы макросреды, влияющие на рынок услуг кафе
Положительные факторы
1. Принятие законов, предусматривающих льготы для производителей такого вида услуг
2. Повышение общего уровня покупательной способности.
3. Спад инфляции.
4. Снижение уровня безработицы.
5.Рост уровня образования.
6. Быстрый рост субкультур.
7. Быстрое изменение в ценностях и идеях.
8. Использование новых технологий.
Отрицательные факторы
1. Принятие законов, ущемляющих права производителей услуг.
2. Снижение общего уровня покупательной способности.
3. Рост инфляции.
4. Увеличение уровня безработицы.
5. Снижение уровня образования.
6. Медленный рост субкультур.
7. Медленное изменение в ценностях и идеях.
8. Не использование новых технологий.
Для обеспечения продвижения товаров к потребителю немалую роль играет сегментирование рынка, то есть деление большого числа потребителей на более мелкие группы, которым свойственны какие – то общие характеристики, тип поведения, запросы или нужды. Цель исследования рыночного сегмента состоит в оценке существующей ситуации и разработке прогноза развития рынка.Чтобы оценить существующую ситуацию и разработать прогноз развития рынка необходимо провести следующую исследовательскую работу:
- посредством анкетирования собрать информацию о потребностях населения;
- посредством построения дерева потребностей определить пути удовлетворения общей потребности;
- посредством построения субъектно–объектной схемы определить конкретный способ удовлетворения потребности;
- посредством составления портрета потребителя определить емкость рынка.
Причины посещения кафе
Рис.1
Портрет посетителей концептуальных кафе
Рис.2
- Наиболее частые посетители кафе (см. наше позиционирование) – молодые менеджеры (23%) и студенты (22%).
- Большая часть посетителей (58%) – люди с высшим образованием.
Ценовая политика (средняя величина счета на человека)
Рис.3
Более 55% посетителей кафе на развлечения тратят более 1000 рублей в неделю
- Чаще других перекусить в обеденное время, желают мужчины в возрасте от 30 до 40 лет, совместив это с бизнес встречей;
- Для всех остальных посетителей кофеен на первом месте стоят встречи с друзьями и чашка кофе;
Обедать в кофе ходят чаще всего в одиночестве или, в крайнем случае, в компании из 2-3 человек.
Время посещения кафе
Время посещения в выходные:
Рис.4
Время посещения в будни:
Рис.5
Структура заказов в кафе:
Рис.6
Анализ конкурентов
Анализируя ситуацию на рынке сбыта услуг кафе можно прийти к выводу, что основными конкурентами являются «Хлеб Насущный» и « Шоколадница». Их продукция почти всегда отличается хорошим качеством, широким ассортиментом. Основной недостаток – достаточно высокие цены.
Результаты исследования конкурентов можно представить в виде сравнительной таблицы 1.:
Таблица 1.
Параметр |
Кафе «Шоколадница» |
Кафе «Руккола» |
Кафе «Хлеб Насущный» |
Кафе «Флоренция» |
---|---|---|---|---|
Качество продукции |
4 |
5 |
4 |
5 |
Качество обслуживания |
5 |
4 |
3 |
4 |
Цена |
4 |
4 |
5 |
4 |
Реклама |
5 |
5 |
5 |
2 |
Местоположение |
4 |
5 |
5 |
4 |
Привлекательный внешний вид (вывеска, фасад) |
4 |
5 |
5 |
4 |
Интерьер |
5 |
3 |
5 |
5 |
Оценка параметров производиться по пятибалльной шкале (от наиболее слабых позиций по данному параметру до доминирующей позиции). Далее оформляется матрица конкурентной реакции. Для этого необходимо оценить финансово-экономическое, рыночное положение конкурентов.
Таблица 2.
Услуги кафе «Флоренция» |
Услуги кафе «Хлеб Насущный» |
Услуги кафе «Шоколадница» |
||||
Цена |
Реклама |
Качество |
Цена |
Реклама |
Качество |
|
Цена |
5% |
10% |
5% |
10% |
12% |
5% |
Реклама |
2% |
5% |
2% |
5% |
5% |
3% |
Качество |
10% |
2% |
10% |
15% |
2% |
10% |