Файл: Предпринимательское право в российской правовой системе.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика предпринимательского права
1.1 Понятие предпринимательского права
1.2. Место предпринимательского права в российской правовой системе
2. Предмет, метод и принцип предпринимательского права
2.1. Предмет и метод предпринимательского права
Введение
Актуальность. Предпринимательство, которое берет свое начало в далеком прошлом, имело отличие в том, что оно призвано было удовлетворить потребности общества через экономическую деятельность. На каждом этапе развития общества потребности росли и отличались. На этапе развития рыночной экономики главным объектом становится товар. Причем особенностью рыночной экономики в угоду предпринимательской деятельности становится конкуренция, которой образуется здоровый интерес к привлечению большего количества клиентов за счет улучшения качества товара или увеличения объема продукции.
Конституцией РФ закреплены основы ведения экономической деятельности в государстве с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, политики руководства страны, курса на обеспечение демократического правового государства и развитие рыночной экономики.
Закладывая основы предпринимательского правопорядка, Конституция РФ выступает "точкой отсчета" для остальных внутригосударственных форм предпринимательского права. Тем не менее, по мнению Верховного Суда РФ, содержащего в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", Конституция РФ определяется в качестве акта прямого действия, который может быть применен судами непосредственно, в частности когда для использования ее норм не требуется дополнительной регламентации или когда Конституционный Суд РФ выявил пробел в правовом регулировании посредством признания неконституционным нормативного правового акта или его отдельных положений. В качестве принципа предпринимательского права выступает основополагающее положение, которое заложено в основу всей системы правового регулирования предпринимательства и определяет суть системы. Переход от командно-плановой к рыночной системе экономики во многом обеспечивается основополагающими принципами предпринимательства, которые закрепляются преимущественно в Конституции РФ или принятых в соответствии с ней иных формах права.
Актуальность выбранной тематики определена, конечно, не только удельным весом норм о предпринимательских договорах в ГК РФ. Эффективное регулирование гражданско-правовых отношений с участием предпринимателей выступает в качестве главнейшего фактора экономического роста, создания благоприятного инвестиционного климата в государстве.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные правоотношения, складывающиеся в рамках предпринимательского права.
Предметом исследования курсовой работы является само предпринимательское право, как отрасль российского права.
Целью исследования курсовой работы является изучение понятия предпринимательского права и его места в структуре российского права.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие предпринимательского права;
- определить место предпринимательского права в российской правовой системе;
- исследовать предмет и метод предпринимательского права;
- проанализировать принципы предпринимательского права.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, философский, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический, системно-структурный и другие методы познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
1. Общая характеристика предпринимательского права
1.1 Понятие предпринимательского права
Долгое время в нашем государстве предпринимательская деятельность являлась для граждан нелегальной, и подавляющее большинство ее проявлений регулировалось нормами уголовного права. Однако с течением времени и с неизбежными изменениями в Российском обществе и государственном устройстве некоторые из бывших некогда противоправными деяний стали абсолютно правомерными, в том числе, предпринимательская деятельность, именуемая ранее спекуляцией. Она всеобъемлюще поглотила российское общество и появилась необходимость создания новой отрасли права, которая бы всецело ее регулировала[1].
Учитывая тот факт, что социальная жизнь изменилась фактически мгновенно, и появление новых видов деятельности не заставило долго ждать, а регулирование этих новых видов старыми, либо новыми, заимствованными у Европы, методами и инструментами представлялось невозможным, законодательная ветвь власти приступила к нормотворчеству.
Одной из целей этого нормотворчества являлось правовое регулирование новой для уже Российской Федерации предпринимательской деятельности[2].
Российское предпринимательское право имеет глубокие исторические корни, которые переплетаются с торговым и хозяйственным правом дореволюционного и советского периодов развития нашего государства.
В России предпринимательство возникло как социальное явление в XVI веке. Самыми значительными представителями деловой среды были иностранные купцы и промышленники, российские торговцы, государственные предприниматели, монастыри[3].
В XIX веке основные черты предпринимательства уже сформированы и сформулированы достаточно четко:
1) владение капиталом;
2) сочетание и комбинирование факторов производства;
3) ориентация деятельности на получение прибыли;
4) независимость, способность принимать риски, инициативность, креативность, способность преодолевать окружающую среду, новые методы управления производством и т. д.
В истории советского государства предпринимательство, вспыхнувшее от кратковременного НЭП, мгновенно рухнуло буквально на два года как явление, противоречащее основной идее социализма. Все те, кто сумел «торчать» в этот период, были наказаны, не говоря уже об их имуществе и капитале, причем не только сами, но и были обречены на пытку своих родственников и родственников. Предпринимательство было анафемой, и предприниматели тщательно и систематически переживали общество или были изгоями[4].
В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание этой концепции:
- предпринимательство - специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в строгом смысле слова в российском обществе являются только те, кто олицетворяет синтез экономической независимости, финансовой мощи и технических и технологических инноваций;
- предпринимательство - это любая деятельность, направленная на объединение факторов производства с целью получения дохода. Соответственно, предпринимателем может быть признан любой субъект, независимо от того, выполняет ли он чисто репродуктивные или инновационные функции, только лишь бы он способствовал максимальному доходу[5].
Разнообразие нормативных актов, изданных в области предпринимательских отношений, большое количество органов, имеющих право выпускать нормативные акты в этой области, создает огромный спектр несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта.
Одной из проблем российского коммерческого права является отсутствие четкого законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность.
В настоящее время правовой основой для предпринимательской деятельности в России является:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- а также федеральные законы[6].
Современную систему «предпринимательского» федерального законодательства предлагается условно разделить на шесть групп:
1) законы, регулирующие предпринимательскую (хозяйственную) деятельность в целом и гарантии ее осуществления;
2) законы, устанавливающие правовое положение отдельных субъектов права, действующих на рынке;
3) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
4) законы, устанавливающие статус субъектов права и их деятельность;
5) законы, устанавливающие правовой режим объектов предпринимательско-правовых отношений;
6) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности[7].
Каждый пройденный этап общественно-экономического развития России можно охарактеризовать благодаря особому подходу государства к регулированию экономической деятельности, и потому заслуживает научного анализа для выявления динамики становления и развития предпринимательского права как системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Законодательством развитых государств Запада обычно не предусматриваются требования о регистрации индивидуальных предпринимателей по причине отсутствия ее целесообразности как дополнительного ограничения прав предпринимателей. Не случайно требование о регистрации отсутствует в отношении лиц свободных профессий (врачи, юристы, аудиторы, архитекторы). Вместо этого данные лица должны получать право практиковать на территории страны лишь при успешной сдаче квалификационных экзаменов в профессиональной ассоциации.
Именно знания и признание коллег, а не регистрация, выступают в качестве гарантии защиты потребителей отмеченных услуг. Данного рода тенденции можно наблюдать и в нашем государстве (в риэлтерской деятельности, деятельности аудиторов, адвокатов, арбитражных управляющих кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, главных бухгалтеров коммерческих организаций)[8].
Следовательно, зарубежное предпринимательское право выступает в качестве совокупности норм, которые регулируют бизнес с позиций экономической целесообразности и необходимости учета и соблюдения баланса частных и публичных интересов.
В качестве предмета предпринимательского права в развитых государствах с рыночной экономикой выступают все отношения, которые прямо или косвенно связаны с бизнесом - от защиты прав потребителей до вопросов увольнения персонала в случае продажи предприятия.
Благодаря анализу текста ст. 34 Конституции РФ, можно отметить, что предпринимательство выступает в качестве формы реализации способностей субъекта права, а также формы использования его имущества. Как известно, использование представляет собой одну из форм реализации права. В теории права реализацию права можно определить в качестве претворения, трансформации права в жизнь, реального воплощения содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов[9].
Некоторыми исследователями под реализацией права понимается воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и других лиц предписаний действующих норм права. Осуществление реализации права в каком-либо из его значений происходит в конкретных формах.
Под использованием обычно понимается такая форма реализации, выражающаяся в осуществлении возможностей, которые вытекают из дозволений (к примеру, реализация права на защиту, права распоряжения объектами собственности)[10].
Соответственно, предпринимательская деятельность в конституционно-правовом смысле представляет собой форму реализации возможностей всякого лица, к тому же данные возможности связаны с применением личных способностей, а также имущества данного лица. Конституционная норма отмечает, что данное использование должно являться свободным.
Потому можно заметить, что инициатива в осуществлении предпринимательской деятельности должна исходить от самого субъекта и установление пределов данной свободы может осуществляться лишь законом. Если толковать данную норму в связи со ст. 8 и 71-72 Конституции РФ - то законом федеральным.
Признаком самостоятельности предпринимательства отмечается и ст. 2 ГК РФ[11].
Как справедливо отмечено в литературе, данным признаком указывается на волевой источник предпринимательской деятельности. Гражданами и юридическими лицами самостоятельно, то есть своей властью и в своем интересе осуществляется предпринимательская деятельность.
Решением об осуществлении предпринимательской деятельности охватывается выбор:
- вида предпринимательской деятельности;