Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ и оценка реализации функций менеджмента на гостиничном предприятии).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Функции менеджмента, понятие, виды, пути развития
1.1. Понятие и виды функций менеджмента
1.2. Разнообразие функций менеджмента на современном этапе
2. Анализ функций менеджмента на примере «CookPro»
2.1. Организационная характеристика предприятия «CookPro»
2.2. Анализ и оценка реализации функций менеджмента на гостиничном предприятии
3.1. Дерево целей гостиничного предприятия
ВВЕДЕНИЕ
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций.
Функция — это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция — это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.Эти функции называются:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- координация.
Обращаясь к эффективности реализации функций управления гостиничными предприятиями и комплексами, отметим следующее.
Правильная организация коммерческой работы способствует росту товарооборота (в рамках рассмотрения особенностей функционирования гостиничных предприятий – росту оборота услуг), достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.[1]
Что касается проблем управления гостиничными предприятиями особенностей и тенденций рынка туристской индустрии в современной России, отметим, что определяющим является то, что они не всегда могут использовать стратегический менеджмент и маркетинг для своего поступательного развития. Этот факт обусловлен прежде всего порой быстро меняющейся экономической ситуацией в стране, а также внешними факторами. В то же время, применять инновационный менеджмент можно и нужно. Отметим, без введения определенных инноваций (особо подчеркнем – качественных инноваций), функционирование гостиничных предприятий просто невозможно. Следовательно, для их успешного развития необходимо использование комплексных способов и инструментов управления с целью повышения их устойчивости и конкурентоспособности.
Отметим, что в условиях современного экономического рынка, века жестокой конкуренции предприятий гостиничного бизнеса важным направлением деятельности гостиниц является правильная подготовка кадров, улучшение адаптационных программ и непосредственно выявления истинных возможностей каждого работника, что является одним из самых важных аспектов обеспечения качественного обслуживания гостей и поддержания интереса к работе непосредственно во внутриколлективной инфраструктуре персонала гостиницы.
Необходимость решения этих проблем и определила актуальность данного направления исследования.
Цель данной работы: теоретический анализ процессов реализации функций менеджмента на гостиничном предприятии и разработка проекта по совершенствованию данного направления деятельности в загородном клубе-отеле «CookPro».
В соответствии с целью работы были определены и рассмотрены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты реализации функций менеджмента и их эффективности.
2. Провести анализ эффективности реализации функций менеджмента в загородном клубе-отеле «CookPro».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию функций менеджмента в загородном клубе-отеле «CookPro».
Объект исследования – «CookPro».
Предмет исследования – эффективность реализации функций менеджмента.
Теоретическую базу настоящего исследования составили труды известных социологов, маркетологов, специалистов в области управления гостиничными предприятиями.
Методологическая база исследования включает анализ, синтез, обобщение.
Структура исследования. Согласно поставленным задачам была сформирована следующая структура исследования: введение, три главы, заключение.
1. Функции менеджмента, понятие, виды, пути развития
1.1. Понятие и виды функций менеджмента
Современная управленческая деятельность, менеджмент, руководство – есть управление, рассчитанное на перспективу.
Субъектом стратегического управления выступает человек либо группа лиц, обладающих определенными правомочиями по воздействию на объект управления.
Для субъекта стратегического управления, который может быть единоличным или коллегиальным, характерным является то, что он правомочен принимать волевые – управленческие – решения по отношению к объекту управления.
Субъект стратегического управления не только принимает управленческие решения, непременно направленные на перспективу, а также организует их реализацию.
При этом субъект управления не только организует реализацию, но и осуществляет контроль реализации, то есть соответствие достигнутых результатов определенным заданным параметрам и качественным и количественным показателям и индикаторам достижения необходимого состояния объекта.
Но, помимо вышесказанного, субъект стратегического управления несет ответственность равно как за принятое решение, так и за его реализацию, а также за достижение в определенный срок необходимого состояния объекта стратегического управления.
Однако ряд специалистов также выделяет и такой признак субъекта стратегического управления, как то, что его деятельность может быть описана поведенческими моделями принятия решений.
Авторский взгляд на данный вопрос состоит в том, что определяющими признаками субъекта стратегического управления являются волевое воздействие, среднесрочная или долгосрочная перспектива, наличие правомочий (то есть управление осуществляется на легитимной основе), а также персональная ответственность.
Последний выделяемый нами признак – ответственность персональная, не согласуется с тем, что субъект может быть не только единоличным, но и коллегиальным, однако несмотря на то, что стратегическое управление может осуществляться, например, командой, характерным является то, что у команды всегда есть лидер.
Говоря о развитии на перспективу – то есть собственно стратегическом управлении – команда всегда имеет лидера формального, то есть того, кто утверждает принятое решение (решения) и, следовательно, несет персональную ответственность за его принятие, а вот реализация данного решения – здесь возможна как персональная, так и коллегиальная ответственность.
При этом определяющим для субъекта стратегического управления, тем принципиальным моментом, который разграничивает его и субъекта управления в целом является именно объект стратегического управления.
Под объектом стратегического управления необходимо понимать некую систему, состоящую из определенных структурных элементов, находящихся во взаимосвязи.
При этом большинство авторов описывают объект стратегического управления как, с одной стороны, конструкт субъекта стратегического управления, с другой стороны, отражение объективной реальности, на которую и воздействует субъект управления, приводя ее в состояние реальности заданной, «субъективной».
При этом определяющим признаком объекта стратегического управления является то, что это именно система.
Так, например, процесс не является объектом стратегического управления, применительно к управлению им применяется термин управление процессное или управление процессами.
В то же время процесс является характеристикой определенной системы, в которой протекает и зависит от внешнего окружения которой и внутренних элементом и их воздействий и взаимосвязей, и именно данная система и будет рассматриваться как субъект управления стратегического, а процесс – объект управления оперативного.
Итак, управленческая деятельность – специфический вид труда людей, требующий адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах и так далее.
Цель — те конечные рубежи, на достижение которых через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения.
В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.
Представим ниже основные функции управления (рис. 1).
Рис. 1. Функции управления
Однако выделение данных функций прошло длительный этап.
Основоположником менеджмента является Фридерик Уинслоу Тейлор (1856—1915), который разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования, — которые не по отдельности, а вместе способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет уничтожено произвольно администрацией через понижение расценок.[2]
Американский специалист по управлению производством Фрэнк Гилъбрет первый в США организовал систематическую подготовку инструкторов по научной организации труда в специальной школе в Провиденсе.
Вопросы научной организации труда особенно широко изучались еще одним американским организатором производства, Г.Эмерсоном. Он разработал комплексный, системный подход к организации управления (рис. 2).
Рис. 2. Принципы производительности по Г. Эмерсону[3]
В европейском направлении школ научного менеджмента конца XIX — 20-х гг. XX в. самой яркой фигурой был А. Файоль. А. Файоль развил и углубил ряд важных концепций научного управления. Первая из них — вопрос о функциях руководства (рис. 3).
Рис. 3. Работу по руководству, разделенные А Файолем на группы[4]
Второе очень важное положение в теории управления, которое выдвинул и обосновал А.Файоль, положение об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупном предприятии.
Представим схематично ниже (рис. 4).
Руководитель |
Мастера |
Рабочие |
Рис. 4. Распределение функций по уровням персонала по А.Файолю[5]
В 1916 г. вышла в свет работа французского экономиста А. Файоля «Общее и промышленное администрирование», где автор предлагает новую систему организационной рационализации управления (рис. 5).
Рис. 5. Принципы эффективного управления по А.Файолю[6]
Реакцией на недостатки классического (научного) подхода в менеджменте явилось возникновение школы человеческих отношений. Время ее зарождения и расцвета — 30-50-е гг. XX в.
Основателем и самым крупным авторитетом в развитии школы человеческих отношений в управлении является американский психолог Э.Майо (1880-1949 (рис. 6).[7]
Рис. 6. Эффективность управления по Э. Майо[8]
Американский социолог Р. Лайкерт разработал структуру идеальной, по его мнению, организации менеджмента на предприятии (рис. 7)
Рис.7. Структура идеальной организации менеджмента по Р. Лайкерту[9]
Обратимся к социальному подходу и рассмотрим научные взгляды Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933).[10]
Теория управления, считала она, должна базироваться на достижениях научной психологии, а не на интуитивных, рутинных представлениях о природе человека и мотивах его поведения. В то время как для Ф. Тейлора[11] основным объектом анализа являлся изолированный индивид, Фоллетт начинала анализ с «индивида группового» — организации или целостного социального сообщества. Значительное место в работах Фоллетт занимала проблема организационных конфликтов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций. [12]
Приведем также рациональный подход М. Вебера.
Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, стала концепция социального действия. Приведем ниже схематично типы социальных действий по М. Веберу (рис. 8).
Рис. 8. Типы социальных действий[13]
С его точки зрения, идеальная, наиболее эффективная система управления — бюрократическая (рис. 9).
Рис. 9. Реализация бюрократии в организации[14]
Развитие математики, статистики, инженерных наук, количественный анализ (исследование операций), оценка военных и логических проблем (точность бомбометания во время второй мировой войны) – все это дало толчок к развитию школы науки управления.