Файл: Процессы принятия решений в организации (Анализ формирования и использования прибыли в ОАО «Брянские коммунальные системы»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Коммерческое предприятие стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Он касается большинства предприятий. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.). Эффективность использования данного источника зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Важная роль, которая предается анализу финансового результата, показывает его актуальность и значимость для всего предприятия.

Целью курсовой работы является изучение процессов  принятия решений об улучшении экономических показателей предприятия в условия финансового кризиса.


Объектом исследования является Брянский филиал ОАО «Брянские коммунальные системы».

Предмет исследования – экономические показатели.

Основные задачи, поставленные в работе:

- изучить теоретические и методологические вопросы анализа принятия управленческих решений;

- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

- провести анализ формирования и использования прибыли на предприятии;

- разработать решения по повышению прибыли на предприятии;

- оценить экономическую эффективность предлагаемых решений.

В ходе подготовки данной работы изучены теоретические разработки, специальная литература, официальные документы, законодательные акты.

Глава 1 Теоретические и методологические вопросы принятия управленческих решений

1.1 Сущность управленческих решений

Управленческое решение является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней среде организации, о ее сильных и слабых сторонах и принятии решений для достижения целей организации.

Управленческие решения также являются основным элементом каждой функции управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля, так как их осуществление также требует принятия решения.

Необходимость принятия решения вызвана тем, что предприятие подвержено воздействию со стороны окружающей его среды и вынуждено адаптироваться к ней с помощью обратных связей. Поэтому управленческое решение есть результат обработки менеджером обратной связи - информации о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от нормы (цели).

Управленческие решения являются важнейшим элементом процесса управления фирмой, своеобразным центром, вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Во многих случаях от решений, принимаемых руководителями, зависят реальные возможности достижения целей фирмы, ее эффективное функционирование. Г.А. Саймон в своей классической работе о науке принятия решений в менеджменте определяет управленческое решение как процесс, синонимичный самим процессам руководства. Когда в ходе выполнения своих обязанностей менеджеры принимают решения, то всегда присутствует ожидание успеха. Менеджеры всегда получают вознаграждение в той или иной форме за принятие эффективных решений, и их неизбежно критикуют или даже «наказывают» за допущенные ошибки. Неизбежным атрибутом эффективного менеджмента являются достигнутые успехи в области принятия решений. Они являются наиболее эффективным показателем управленческих навыков и умений. Они также являются наиболее существенным вкладом, который каждый менеджер может внести в профессиональную организацию.


Принимая во внимание столь большое значение управленческого решения, было бы полезным разграничить решения, которые принимаются в организациях от многочисленных других решений, которые могут приниматься кем угодно в неформальной обстановке. В организациях принимаются деловые решения направленные на достижение целей организации. Деловые решения подразделяются на экспертные и управленческие. Экспертные решения носят рекомендательный характер и принимаются лицами (экспертами, аналитиками, консультантами), не имеющими линейных полномочий, связанных с управлением организацией.

Управленческие решения принимаются линейными руководителями и направлены на достижение целей управления организацией.

Управленческие решения по формированию экономической политики организации определяют программу деятельности персонала по выполнению своего предназначения (миссии), по реализации своих уникальных способностей (компетенций), по удовлетворению потребностей собственников и работников организации, а также потребителей. В силу многообразия целей, определяющих все основные элементы деятельности организации, их создающие управленческие решения должны быть рассмотрены с позиций их сущности, функций, этапов принятия, применяемых методов решения, влияющих факторов и иных характеристик. Однако в силу того, что понятие «решение» относится к типу междисциплинарных понятий необходимо обозначить те различия, которые не специфичны для управленческих решений.

В научной литературе часто наряду с термином «управленческое решение» применяют словосочетание «предпринимательское решение».

Последнее является общим для решений, принимаемых управленческим персоналом любого уровня фирмы, в области маркетинговой, инновационной, стратегической и иной производственной деятельности.

Авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают различные аспекты и определяют его как[1]:

- продукт управленческого труда, организационная реакция на возникшую проблему;

- выбор определенного курса действий из возможных вариантов;

- обдуманный вывод о необходимости осуществлять какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей;

- результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы;

- общее имя для результатов управленческих функций.

Управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивида или группы), определяющий программу деятельности фирмы по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.


Часто решением называют как акт выбора, так и результат выбора (ответ). Далее употребление термина “решение” понимается как результат выбора; акт выбора называют “принятием решения”; а процедуру выбора – “процедурой принятия решения”.

В составе управленческого решения выделяют следующие аспекты (рисунок 1): организационный, психологический, социальный, информационный, экономический, технологический, правовой.

Рисунок 1 - Содержание управленческих решений[2]

Содержание управленческих решений выражается в следующем:

- экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение — убытки.

- организационная сущность УР — в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать их работу.

- социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР.

- правовая сущность УР — точное соблюдение законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании.

- технологическая сущность УР — возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.

1.2 Основные экономические показатели предприятия

Экономический потенциал, которым располагает предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы.


В системе целей, формируемых собственниками и руководителями любой коммерческой организации, задача генерирования прибыли без сомнения занимает центральное место.

В общем случае, деятельность организации не обязательно прибыльна – вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся в том числе, и более или менее значимыми убытками.

В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития фирмы, укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности. [1, с. 57]

Прибыль обеспечивает фирме возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников фирмы. Прибыль также является основным источников формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Следовательно, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности деятельности фирмы, степени ее надежности и финансового благополучия.

Прибыль характеризует эффект получаемый в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Практически любая фирма как коммерческая организация стремится максимизировать прибыль, вырученную при продаже производимого продукта.

Существуют различные объяснения природы возникновения прибыли. Считают, что прибыль — это дополнительный доход, не связанный непосредственно с платой за использование определенного производственного фактора - труда, капитала или природных ресурсов.

Иногда говорят, что прибыль (или ее часть) есть плата покупателя товара за предпринимательский фактор, т. е. за предпринимательскую деятельность производителя и продавца товаров, дополняющую его собственно производственную деятельность. Прибыль в этом случае, как часть этого дохода компенсирует расход предпринимательской энергии на производство и реализацию продукции.[11, с. 145]

Понятно, что в любом объяснении природы прибыли есть много условности и допустимо просто исходить из положения, что прибыль есть выраженный в денежном исчислении «прибавочный продукт создаваемый факторами производства. Впрочем, для производственников и продавцов все эти политэкономические премудрости не имеют никакого значения, им важно, что продукт производства можно продать по цене, превышающей собственные издержки, затраты, получить прибыль.