Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Теоретические основы конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
Введение
На сегодняшний день рыночная экономика является очень сложной системой, которая состоит из разнообразных структур: коммерческих, производственных, информационных и финансовых, что позволяет активно взаимодействовать между собой на фоне широкой системы различных норм бизнеса. Все они объединяются одним понятием рынка. Вообще рынок - это определённая форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров. В результате их взаимодействия, то есть спроса покупателей, также предложения производителей на рынке устанавливаются определенные цены, а также объемы продаж различной продукции.
Важное значение в рыночной экономике имеет именно количество производителей и количество покупателей, так как они участвуют в непрерывном процессе обмена денег на различную продукцию. Это количество производителей и покупателей, а также структура и характер взаимоотношений между ними определяют взаимодействие таких величин, как предложение и спрос на рынке. Что можно назвать сущностью рыночных отношений? Безусловно, такое понятие, как конкуренция! Конкуренция — это такой процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише. Конкурентная борьба на рынке является динамической, то есть, она активно ускоряет все процессы. Именно конкурентная борьба и служит наилучшему обеспечению рынка различной продукцией. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
В курсовой работе теоретическое и практическое значение нацелено на то, что ее результаты позволяют более глобально и многогранно уяснить суть и особенности конкуренции, процесс эволюции теорий конкуренции.
Информационным обеспечением курсовой работы стали материалы периодической печати, информация сети интернет, научные труды современных ученых и исследователей таких, как Смит А. Гукасьян Г.М., Маршалл А., Юданов А.Ю., Николаева И.П., Портер М. и некоторых других.
Целью курсовой работы является изучение основных теорий конкуренции.
Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие конкуренции;
- рассмотреть роль конкуренции в развитии рыночных отношений;
- изучить эволюцию теории конкуренции;
- выделить основные теории конкуренции.
По содержанию курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Введение включает в себя цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы конкуренции. Во второй главе происходит рассмотрение теорий конкуренции. В заключении по итогам работы делаются основные выводы.
1. Теоретические основы конкуренции
1.1. Понятие конкуренции
Таким образом, можно сказать, что конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя, за лидерство. Конкуренция является «невидимой рукой», которая отражает тождество частных и общественных интересов. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание. Стремление обойти конкурента, не отстать от него создает колоссальный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в схватке за экономическое существование и материальное благополучие действуют надежнее всех прочих стимулов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Вообще конкурентная борьба на рынке способствует наиболее эффективному использованию различных ресурсов. Стоит заметить, что разнообразные ресурсы распределяются по всем отраслям, а также различным видам производства именно таким образом, чтобы товары, которые будут получены от этих ресурсов, приносили им максимальную прибыль. [1]
- Конкуренция вынуждает на рынке фирмы-производители брать в расчёт все интересы покупателей, что означает и учет интересов общества в целом. В ходе конкуренции рынок избирает только лишь те виды продукции, которые больше всего нужны покупателям. И только данную продукцию фирмам удается активно реализовывать. Невостребованной на рынке остается остальная продукция, а их производство просто прекращается впоследствии. Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что конкуренция представляет собой определенный механизм, с помощью которого экономика решает свои главные фундаментальные вопросы, такие, как: Что? Как? Для кого производить?
Присутствие высокого уровня на рынке фирмы-производители регулярно желают снижать свои производственные издержки с целью постоянного увеличения своей прибыли. Вследствие этого возникает рост производительности, к тому же заметно уменьшаются издержки и предприятие получает шанс на продукцию снизить цену.
Кроме того конкуренция подталкивает фирмы-производителей свою продукцию постоянно улучшать, а ее ассортимент регулярно увеличивать. Отсюда следует, что фирмы-производители просто обязаны непрерывно соперничать с фирмами-конкурентами за своих потребителей на рынке сбыта путём улучшения и укрупнения ассортимента предложенной продукции по более низким ценам.
Таким образом, можно сказать, что конкуренция является борьбой между товаропроизводителями, продавцами, поставщиками за лидерство, а также за первенство на определенном рынке.
Хотелось бы отметить, что конкуренция является ключевым способом повышения эффективности, как всей экономической системы, так и различных ее звеньев. [2]
Конкуренция является достаточно цивилизованной формой борьбы за выживание, то есть это особенно сильный способ непрерывного стимулирования сотрудников, трудовых коллективов. Именно благодаря экономической свободе, которая сопутствует конкуренции, рыночная экономика существенно превосходит командно-административную, где вообще нет места конкуренции. [3]
Определим основные виды конкуренции. Всего их 4, а именно:
- чистая (совершенная) конкуренция;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция;
- чистая монополия.
Однако, если немного углубиться в данную тему, то можно расширить данный список до 6 пунктов, а именно:
- функциональная конкуренция, которая основывается на том, что определенную потребность потребителя можно удовлетворить совершенно по-разному;
- видовая конкуренция, то есть конкуренция между аналогичной продукцией, однако разной по оформлению;
- предметная конкуренция, то есть конкуренция между аналогичной продукцией, однако разной по качеству, по притягательности марки;
- ценовая конкуренция, то есть уменьшение цены увеличивает объем продаж, а это приводит к существенному расширению рынка;
- скрытая ценовая конкуренция, то есть продажа личного товара по цене фирмы-конкурента, уменьшение цены потребления продукции;
- незаконные методы, например, антиреклама продукции фирм-конкурентов, производство имитаторов, то есть подделка.
Далее рассмотрим понятие совершенной конкуренции. Она предполагает в первую очередь то, что предприятия на рыке являются абсолютно свободными в своих действиях. Данный рынок является наиболее упрощенным для обмена и ценообразования. На нем существует большое количество фирм-продавцов, а также большое количество потребителей продукции. [4]
Практически можно сказать, что чистая (совершенная) конкуренция является такой конкуренцией, которая происходит на определенном рынке, где работает огромное количество предприятий-производителей, которые производят однородную, стандартную продукцию. В таких условиях любое предприятие может вступить на данный рынок, то есть здесь нет контроля за формированием цен на продукцию.
На рынке чистой конкуренции ни один продавец или же потребитель не может оказывать достаточно большого влияния на уровень рыночных цен на продукцию. Фирма-продавец не может устанавливать цену выше рыночной, так как потребители в такой ситуации могут свободно купить по данной цене любое необходимое им количество продукции. Здесь имеется в виду именно рынок какого-то определенного товара или услуги, в пример можно привести пшеницу. На данном рынке все фирмы-продавцы предлагают одинаковую продукцию, то есть можно сказать, что потребитель будет в одинаковой степени удовлетворен той пшеницей, которую он купил у разных фирм-продавцов. Все потребители и продавцы имеют абсолютно одинаковую, а также полную информацию о определенном рынке. Можно сказать, что действия отдельного потребителя или же продавца не окажут особого влияния на рынок. [5]
1.2. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений
Сравнительно новое направление хозяйственно-правовых исследований представляет собой проблематика законодательства о конкуренции. Перед законодателем в условиях рыночной экономики появляется сложная проблема понятия методов государственного регулирования, направленных на ограничение монополизма, на защиту и развитие конкурентных основ рынка.
Надо сказать, что одной из самых сложных сфер правового регулирования являются отношения, связанные с экономической конкуренцией, так как содержат в себе единство двух институциональных систем – юридической и экономической.
Одной из задач хозяйственно-правовой науки в условиях реформирования экономической системы России является формирование полноценной рыночной среды, которая имеет способность к саморегулированию, это и есть создание современной концепции становления и развития антимонопольно-конкурентного права, которая могла бы быть положена в основу решения острых вопросов социально-экономического развития страны. Из этого следует, что не тяжело проследить в рыночной экономике страны важную роль конкуренции.
Своеобразный почерк в экономике России имеет становление конкурентных отношений. Их формирование происходило при реформировании монополизированной огосударствленной собственности, отсутствия рыночной инфраструктуры и основных институтов рынка, четкого законодательного обеспечения и нормативного.
Эти процессы обусловили определенные особенности конкурентных отношений в аграрном секторе, среди которых такие, как: проявление их в условиях несоответствия спроса и предложения на продукцию, необходимость постоянного государственного вмешательства и действенного регулирования, изобилие рыночных структур, наличие межотраслевой конкуренции, преимущественно ценовой характер конкурентоспособности отечественной продукции, которая предопределяется сравнительно низкой себестоимостью ее производства.
Ещё конкуренция прочно связана с конкурентными преимуществами предприятия, которые своей очередью формируют его конкурентоспособность.
В России специальное регулирование хозяйственных отношений в связи с экономической конкуренцией осуществляется нормами, которые содержатся в актах законодательства о защите экономической конкуренции (антимонопольно-конкурентного законодательства).
Механизм правового регулирования конкуренции отображает действенную сторону переведения нормативности антимонопольно- конкурентного права в упорядоченность хозяйственных отношений.
При этом самое правовое регулирование защиты конкуренции представляет собой долгодействующий процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические нормы и юридические средства, которые образовывают сам механизм. Исходя из критериев разграничения антимонопольно-конкурентных норм на основании предмету правового регулирования осуществленная их научная классификация.
Запреты, разрешения и обязательства это наиболее глубинный пласт механизма правового регулирования конкуренции. Они приводят в действие другие звенья механизма государственно-правового регулирования: правоотношение антимонопольных органов с субъектами хозяйствования и органами власти, правоприменение антимонопольно-конкурентного законодательства, принятие актов реализации конкурентного права.