Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Теоретические основы конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
Своё влияние совершенной конкуренции на ценовую систему представила неоклассическая школа. Всё более централизованной становилась экономика западного общества и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике намного чаще, вызывая интерес и воодушевляя многих известных экономистов. В этом отношении неоклассические концепции А.Маршалла можно считать особенно значительными.
Более полно и последовательно А. Маршалл обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности и впервые именно он указал на недостатки «условности» модели чистой конкуренции. Создание теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен сделали возможным создать основы теории новой модели конкуренции – монополистической.
Резкое замедление темпов роста экспорта, хронический дефицит платежеспособного баланса многих европейских стран, увеличение могущества монополий и другие последствия первого этапа общего кризиса в начале XX века подтвердили несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса. Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции.
В своих работах Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и Э.Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» сформулировали итог о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции.
Именно Чемберлиновский образец предполагает такое строение рынка, где соединяются всевозможные элементы конкуренции. К примеру, достаточно большое количество фирм, а также их независимость друг от друга и достаточно свободный доступ на рынок, с различными элементами монополии, например, потребители отдают предпочтение некоторым продуктам, за которые они готовы платить достаточно высокую цену.
Помимо этого, ученым была разработана определенная модель ценообразования при монополии, она была необходима для того, чтобы понять, как же работает монополистическая конкуренция.
По концепции так называемого «экономического человека», можно предположить, что предприниматель, в своем активном стремлении к извлечению максимальной прибыли, активно стремится захватить определенный контроль над предложением товара, а это даст возможность ему диктовать какую-либо цену на рынке.
Именно поэтому, он активно стремится создать такую продукцию, которая чем-либо отличается от определенной продукции фирмы-конкурента.
Каждая организация, добившись определенной незначительной дифференциации своей продукции, становится монополистом на рынке сбыта этой конкретной продукции. В данной ситуации возникает определенная монополия по дифференциации продукта. Она предполагает такую ситуацию, когда, производя некоторый товар, который отличается от товаров прочих фирм на рынке, компания обладает определенной частичной рыночной властью. [18]
Что это значит? Это значит, что определенный рост цен на ее продукцию совсем не обязательно приведет к полной потере всех потребителей (что являлось бы верным, хотя бы в теории, в условиях совершенной конкуренции, которая предполагает полную однородность продукта, и, значит, бесконечной эластичности спроса по цене).
Так как в условиях частичной монополии абсолютно любая компания получает большую прибыль, чем при определенной совершенной конкуренции, то каждый рациональный предприниматель будет в своей деятельности активно стремиться к дифференциации продукции, следовательно, абсолютно любой рынок, на котором существует совершенная конкуренция когда-нибудь придет к состоянию монополии или же монополистической конкуренции.
Можно сказать, что, по Чемберлину, дифференциация продукта, трактуется очень широко. То есть, она может включать в себя как разнообразные свойства продукции, так и пространственное нахождение.
Проблему спроса Чемберлин также ставит совершенно по-новому. В отличие от определенной неоклассической модели, в которой объем спроса, а также его эластичность выступают как что-то данное изначально, в определенной модели Чемберлина они выступают именно как определенные параметры, на которые монополист может влиять через формирование вкусов, а также предпочтений.
Можно сказать, что именно здесь находит подтверждение определенный тезис, что практически все потребности человека являются социальными, то есть они порождены именно общественным мнением. Поэтому Чемберлин сделал определенный вывод, что цены не являются решающим инструментом конкуренции, так как в создании спроса ключевой акцент делается именно на рекламу, а также на качество продукции, обслуживание клиентов.
Все это означает, что в определенных условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене снижается при росте эластичности спроса по качеству. А когда спрос является не эластичным по цене, зато он является эластичным по качеству, причем покупатели считают, что качество, а также цена находятся именно в прямой взаимосвязи, у фирм-производителей нет определенных стимулов уменьшать цены на свою продукцию. Вместо уменьшения цен компании увеличивают расходы на рекламу и т.п. [19]
Вообще по Чемберлину, определенный рынок абсолютно любого единичного производителя в современных условиях монополистической конкуренции определяется, а также ограничивается 3 ключевыми факторами, а это:
- цена товара;
- различные особенности товара;
- расходы по сбыту.
Э.Чемберлин отмечает, что определенный дифференцированный продукт имеет несколько большую цену. Он считает ее определенной неизбежной платой за так называемое дифференцированное потребление. В теории ученого монополия, а также конкуренция являются взаимосвязанными явлениями, монополия же присутствует абсолютно во всей системе современного рыночного ценообразования.
Ключевыми условиями, которые создают монополию, по мнению ученого, являются определенные патентные права и репутация компании, а также различные невоспроизводимые особенности компании, естественная ограниченность предложения.
Можно сказать, что за пределами определенного анализа Чемберлина остается та монополия, которая возникает именно на основе достаточно высокого уровня концентрации производств, капитала. Данный тип монополий является основным предметом анализа экономиста Джоан Робинсон.
Определенная теория Эдварда Чемберлина, хоть и объяснила различные механизмы превращения современного конкурентного рынка в рынок с монополистической неценовой конкуренцией, однако, все же, она не смогла определить ключевых границ между ценовой конкуренцией, а также неценовой конкуренцией. Именно за это она в дальнейшем была подвергнута определенной критике М. Фридманом, который заметил, что в модели Чемберлина полностью исчезает смысл такого понятия, как отрасль. [20]
Хотелось бы отметить, что некоторое отличие определенной теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина от определенной теории несовершенной конкуренции такого ученого и исследователя, как Дж. Робинсон, заключается в некоторой методологии анализа всех рассматриваемых проблем. Ключевым фактором определенной монополистической конкуренции, именно по Чемберлину, является некоторая монополия продукта, а совсем не монополия предпряития.
На основе определенной дифференциации продукта некоторый характер всей конкуренции существенно меняется. Все это дает возможность увеличить цену, а также привлечь совершенно новых потребителей, если компания производит так называемый «дифференцированный» продукт, который обладает достаточно специфическими свойствами.
Широкое распространение получает и неценовая конкуренция. Среди ее методов можно отметить следующие:
- увеличение качества продукции;
- выпуск совершенно новых моделей;
- достаточно броское оформление;
- особенно умелое обслуживание клиентов.
Чемберлин говорит о том, что продукт является самой подвижной во всей экономической системе категорией. Она является более подвижной, чем даже цена. На сегодняшний день конкуренция качества намного эффективнее определенной конкуренции цен. [21]
Э. Чемберлин, а также Дж. Робинсон в итоге приходят к выводам, которые существенно различаются. Так, Робинсон пишет именно о засилье определенных монополий, а Чемберлин обвиняет в определенной монополии различные профсоюзы, а также чрезмерно несговорчивых рабочих. Такой ученый, как Робинсон видит основной источник монополии именно в концентрации производства, а также капитала.
То есть, устанавливая определенные монопольно высокие цены, компания-монополист перераспределяет все доходы именно в свою пользу. Робинсон в итоге приходит к определенному выводу о некоторой необходимости усиления государственного регулирования. [22] Чемберлин в отличие от нее выступает именно против государственного вмешательства в современный рыночный механизм.[23]
Дж. Робинсон в результате своего исследования вполне могла бы сделать выводы о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции. Обстоятельное обоснование таких мер спустя несколько лет было предложено Дж. М. Кейнсом. Теории государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве имеют два направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей. Рекомендуемые ими меры государственного вмешательства называются «кейнсианскими». Другое направление обосновывает альтернативные кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами.
Заключение
Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.
Конкуренция на рынке вынуждает фирмы-производители учитывать все интересы покупателей, а это означает, и учет интересов всего общества. Вообще в процессе конкуренции рынок из множества видов продукции выбирает только лишь те, которые больше всего нужны покупателям.
Также конкуренция также побуждает фирмы-производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, а также постоянно расширять ее ассортимент. Таким образом, можно сказать, что фирмы-производители просто вынуждены постоянно бороться с фирмами-конкурентами за своих потребителей на рынке сбыта с помощью улучшения и расширения ассортимента предлагаемой продукции по более низким ценам.
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций.
Точкой отчёта в теории конкуренции является работа основоположника современной экономической теории Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем Альфред Маршалл (1842-1924) для обоснования теории равновесия рассматривал модель совершенной конкуренции, которая характеризовалась огромным числом независимых друг от друга продавцов и покупателей, свободным доступом на рынок и отсутствием возможности оказывать влияние на рыночные цены.
К началу ХХ века в экономической науке складывается статическая модель конкуренции и монополии как двух полярных состояний рынка, между которыми не существуют промежуточные состояния. Первой преодолеть этот разрыв попыталась Джоан Робинсон. Американский экономист Эдуард Чемберлин положил начало исследованию конкуренции как динамического по своей природе процесса.
Существенный вклад в развитие теории конкуренции внес американский экономист Майкл Портер (1947). Он обобщил взгляды различных экономических школ и предложил собственную модель пяти конкурентных сил, которые формируют структуру отрасли. На стыке ХХ-ХХI вв. подходы к изучению сущности и роли конкуренции воплощаются в новых концепциях стратегического менеджмента, когда разрабатывают и реализуют на практике различные способы достижения лидерства компании на рынке.