Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия (Внедрение и использование инновационных бизнес-моделей в современных условиях).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных бизнес-моделей предприятия
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности
1.2. Понятие стратегии бизнеса и модели бизнеса
1.3. Классификация бизнес-моделей
Глава 2. Специфика инновационные бизнес-моделей предприятия
2.1. Сущность и элементы инновационной бизнес-модели предприятия
2.2. Наиболее используемые инновационные бизнес-модели
Глава 3. Внедрение и использование инновационных бизнес-моделей в современных условиях
3.1. Внедрение инновационной бизнес-модели на предприятии
Введение
В последнее время активно расширяется непосредственное использование различных бизнес-моделей для управления организациями, какими-либо отдельными областями их деятельности. В целом, бизнес-моделирование является процессом разработки разных бизнес-моделей организации (процессы, стратегия, организационная структура, различные ресурсы и т.п.) для оптимизации и формализации деятельности компании.
Бизнес-модель на сегодняшний день превращает различные инновации в экономическую ценность для всего бизнеса. Она достаточно подробно описывает, как предприятие зарабатывает деньги путем достаточно четкого определения его места во всей цепочке создания ценности.
Современная бизнес-модель часто строится из различных компонентов бизнеса, они включают в себя стратегию и предпринимательство, а также финансы, экономику, операции, определенные конкурентные стратегии, маркетинг, различные стратегии устойчивого роста. То есть бизнес-модель подробно описывает, как современный бизнес позиционирует себя во всей цепочке создания ценности в рамках своей определенной отрасли, а также как он планирует себя обеспечивать.
Бизнес-модель является методом достаточно устойчивого ведения бизнеса. Что же касается бизнес-стратегии компании, то это определенный план того, как перевести фирму оттуда, где она находится на сегодняшний день, туда, где она хочет находиться. Иначе говоря, определенный поиск способа достижения ключевых целей в бизнесе.
Таким образом, в управлении организацией в целом, какими-либо отдельными аспектами ее деятельности обширно применяется бизнес-моделирование. Оно основывается на описании и построении соответствующих бизнес-моделей. Актуальным это является непосредственно для управления активным инновационным развитием организации. Создание современных инновационных бизнес-моделей – это важнейший фактор конкуренции на различных современных рынках. Изучение сущности и специфики инновационных бизнес-моделей предприятия представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Степень изученности темы вопросы разработки различных бизнес-моделей управления предприятием исследовались многие учеными. Среди них можно выделить М. Брауна, А. Бьерна, М. Робсона, Ф.Уиллаха, М. Ротра, Д. Шука, М. Хаммера, Дж. Чампи, Т. Питерса, Р. Уотермана, Р. Каплана, Д. Нортона и других. Среди отечественных ученых можно выделить Н.М. Абдикеева, В.Г. Баринова, Т.П. Данько, B.А. Елиферова, М.А. Иванову, С.В. Ильдеменова, Г.Н. Калянова, Г.Б. Клейнера, А.Д. Киселева, В.В. Репина, Ю.Ф. Тельнова, С.В. Черемных, П.В. Шингарева, Г.В. Широкову и других.
Объектом исследования являются инновационные бизнес-модели.
Предметом исследования является сущность, элементы и порядок внедрения инновационной бизнес-модели.
Целью курсовой работы является выявление сущности и специфики инновационных бизнес-моделей предприятия в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие инноваций и инновационной деятельности;
- изучить понятие стратегии бизнеса и модели бизнеса;
- рассмотреть классификацию бизнес-моделей;
- изучить сущность и элементы инновационной бизнес-модели предприятия;
- выделить наиболее используемые инновационные бизнес-модели;
- рассмотреть внедрение инновационной бизнес-модели на предприятии;
- привести примеры использования инновационных бизнес-моделей.
Структурно курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных бизнес-моделей предприятия
1.1. Понятие инноваций и инновационной деятельности
Инновацию или нововведение (от англ. innovation) можно определить как внедренное новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов или же продукции, востребованное рынком. Инновация – это результат интеллектуальной деятельности, а также изобретений, фантазии, рационализации и творческого процесса [8, c. 24]. Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь данное понятие получило в начале прошлого века в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно Шумпетером был впервые введен данный термин в экономике [16, c. 33].
Инновационную деятельность можно определить как вид деятельности по воспроизводству фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, а также опытно-конструкторских, проектных работ и различных маркетинговых действий для вовлечения результатов данной деятельности в гражданско-правовой оборот для реализации уже непосредственно в виде инновационного продукта. К инновационной деятельности относится [2, c. 18]: выполнение опытно-конструкторских, научно-исследовательских, а также технологических работ по созданию нового инновационного продукта или услуги; комплексное индикативное, научно-технологическое планирование, а также целевое программирование и организация работ по созданию инновационного продукта или услуги; технологическая подготовка, а также переоснащение производства для выпуска инновационной технологии, продукта или услуги; проведение испытаний продукта или услуги, а также освоение потребителем нового продукта или услуги; управление процессами коммерциализации инновационного продукта или услуги; маркетинговая деятельность по продвижению инновационного продукта на различные рынки, а также правовая защита результатов интеллектуальной деятельности; развитие и создание новой инновационной инфраструктуры; информационные, консультационные, юридические услуги, а также экспертиза по реализации и созданию нового или усовершенствованного продукта или услуги [8, c. 26].
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационная деятельность является процессом, который направлен на реализацию результатов научных разработок и исследований или других научно-технических достижений в усовершенствованный или качественно новый продукт, который планируется к реализации на рынке.
Инновационная деятельность состоит из [19, c. 21]: выявления определенных проблем организации; осуществления инновационного процесса; организации на предприятии инновационной деятельности.
Ключевой предпосылкой всей инновационной деятельности компании является то, что все существующее постепенно стареет. Именно поэтому требуется систематически отбрасывать те вещи, которые износились и устарели, стали тормозом на определенном пути к прогрессу, то есть нужно учитывать все ошибки и неудачи, а также просчеты. Некоторая прибыль от реализации определенного инновационного проекта кардинально отличается от прибыли, которая получается за выпуск отлаженной продукции [2, c. 23]. На протяжении достаточно длительного времени новаторские начинания могут совсем не давать прибыли или же роста, а только постоянно потреблять ресурсы. Далее инновация на протяжении длительного времени должна разрастаться, а также возвращать все вложенные в разработку в 5 кратном или же более размере. То есть инновация начинается именно с малого, однако результаты его должны быть крупномасштабными. Хотелось бы отметить, что инновационная деятельность может проводиться в рамках компаний специально созданными для этого структурными подразделениями или же самостоятельными венчурными организациями.
Таким образом, можно сказать, что инновационный процесс в наиболее общем виде является последовательностью перехода от определенной идеи возможного нововведения до создания и продажи, а также диффузии данного нововведения. То есть инновационный процесс является инновационной деятельностью определенного субъекта экономики [23].
Это процесс, который направлен на разработку и реализацию некоторых результатов законченных научных исследований, различных разработок или же прочих научно-технических достижений в совершенно новый или же усовершенствованный продукт, который реализуется на рынке, в совершенно новый или же усовершенствованный технологический процесс, который применяется на практике, а также все связанные с данным дополнительные научные исследования, определенные разработки [22]. Хотелось бы отметить, что инновационная активность является определенной самостоятельной категорией. Именно с ее помощью происходит оценка характера определенной инновационной деятельности. Вообще инновационная деятельность, в первую очередь, характеризуется некоторым содержанием, а также составом различных конкретных действий, которые совершаются по какой-либо технологии. Данным признаком один вид определенной деятельности и отличается от другого [17, c. 5]. Можно сказать, что активность деятельности современной коммерческой организации является такой ее характеристикой, которая должна показать определенную связь между некоторым намеченным содержанием деятельности, а также ее результатами, так как инновационная деятельность может дать или положительный, или же отрицательный результат. Возникает вопрос: почему же при одних и тех же планах и стратегиях, различных целях, потенциале у различных руководителей, различных предприятий совершенно разные результаты? Все это, в первую очередь, объясняется разной активностью. Некоторые различия в определенной инновационной активности и объясняют неоднозначные инновационные результаты при абсолютно одинаковых исходных посылках.
Рассмотрим основные черты инновационной деятельности. Определенная инновационная деятельность должна носить именно стратегический характер, причем в долгосрочной перспективе, а также стратегической даже в реальном масштабе времени. Инновационная деятельность должна носить также и тактический характер, то есть она должна являться рациональной как по последовательности действий, так и по их определенной своевременности, что в итоге обеспечит требуемую по ситуации определенную динамичность инновационной деятельности. Именно в стратегическом плане инновационная активность определяется такими показателями, как качество определенной инновационной стратегии конкуренции, уровень мобилизации определенного инновационного потенциала, уровень привлеченных капиталовложений, то есть инвестиции, уровень различных методов, которые применяются при проведении инновационных изменений, обоснованность реализуемого уровня определенной инновационной активности [8, c. 33].
В определенном тактическом плане инновационная активность выражается 2 основными показателями, а это соответствие реакции компании характеру определенной конкурентной стратегической ситуации, а также скорость или темпом действий и проведения различных стратегических инновационных изменений [9, c. 10]. Содержание определенных элементов такого признака, как «инновационная активность» заключается в следующем [13, c. 311]:
1. Определенное качество инновационной стратегии конкуренции. То есть соответствие всей стратегии миссии-предназначению, а также миссии-ориентации, определенной внешней среде и потенциалу, ключевым целям, прочим стратегиям предприятия.
2. Уровень определенной мобилизации всего инновационного потенциала. То есть проявленная руководством предприятия способность активного привлечения требуемого потенциала, а также способность привлечь, как очевидную и известную часть, так и скрытую (латентную) часть потенциала, то есть определенная способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
3. Некоторый уровень определенных привлеченных капиталовложений – инвестиций. То есть проявленная руководством предприятия некоторая способность привлечения инвестиций требуемых по объему, а также приемлемых по различным источникам [13, c. 311].
4. Различные методы и культура, а также ориентиры, которые используются при проведении различных инновационных изменений. Главным является это применение в определенной инновационной деятельности различных концепций и методов, которые направлены на получение именно реальных конкурентных преимуществ.
5. Обоснованность определенного реализуемого уровня инновационной активности. То есть определенный уровень стратегической, а также тактической активности всегда должен полностью соответствовать состоянию всей внешней среды, а также состоянию организации. Достаточно резкое необоснованное усиление определенной активности в итоге может превратить предприятия в «мертвого героя», а не совсем адекватная пассивность обрекает его стать неудачником [8, c. 35].
6. Соответствие определенной реакции компании характеру конкурентной стратегической ситуации. То есть инновационная ситуация всегда определяется некоторым состоянием объекта, а также состоянием среды [3, c. 207].
Известными являются 3 типа определенного поведения или же реакций на стратегическую ситуацию, а это: реактивное поведение, то есть когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и лишь затем предприятие приступает к ее решению; достаточно активное поведение, то есть когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и уже после этого разрабатывается и реализуется определенная стратегия; планово-прогнозное поведение, когда реализуется метод управления по так называемым «слабым сигналам» [3, c. 208].
7. Скорость или темп определенной разработки, а также реализации инновационной стратегии. Имеется в виду некоторая интенсивность действий по созданию, а также продвижению новшеств, проведению различных стратегических инновационных изменений [13, c. 312].
Данная интенсивность характеризуется некоторым комплексом показателей, которые включают показатель инновативности, а также обновляемость продукции, определенную обновляемость технологии и всего технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, а также обновляемость организационных структур и прочие показатели [6, c. 10].
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что инновация – это результат интеллектуальной деятельности, а также изобретений, фантазии, рационализации и творческого процесса. Можно сказать, что активность деятельности современной корпорации является такой ее характеристикой, которая должна показать определенную связь между некоторым намеченным содержанием деятельности, а также ее результатами.