Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств
1.1 Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств
1.2 Методика аудита денежных средств
Глава 2. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами в торговой компании ООО «Феникс»
2.1 Организация бухгалтерского учета в торговой компании ООО «Феникс»
2.2 Бухгалтерский учет операций на расчетных, валютных и специальных счетах в банках
2.3 Аудит кассовых операций и операций на счетах в банках компании ООО «Феникс»
Помимо этого учреждения банков также производят проверки соблюдения предприятиями действующих правил ведения кассовых операций. Что касается бюджетных организаций, то состояние их кассового хозяйства проверяется финансовыми органами [15, c. 37].
Наиболее характерными нарушениями учета денежных средств в кассе предприятия являются:
- наличие сверхустановленных норм расходования кассовой выручки;
- случаи несвоевременно сдачи выручки в банк;
- допущение остатка наличных денег в кассе сверх установленного лимита;
- нецелевое расходование полученных в банке денег;
- выдача наличных денег из кассы взаймы другим организациям;
- прямое хищение денежных средств;
- преднамеренное искажение или подсчет итогов в кассовых документах и отчетах;
- расход денежных средств без оснований или по поддельным документам;
- присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям;
- некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Аудиторская проверка состояния учета денежных средств на расчетном счете начинается с того, что аудитору следует определить круг счетов: расчетных, валютных, ссудных, текущих и других, которые могут быть открыты предприятием в коммерческих банках. При наличии в действительности таких счетов, аудитор должен быть убежден в том, что по каждому из них имеется договор и по ним имеется официальное уведомление органов налоговой службы.
В ходе проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности оборотов и сальдо по счетам предприятия в банках аудитором применяется ряд процедур в том числе:
- наличие и полноты выписок банка по расчетному счету (счетам) и документов, приложенных к нам;
- соответствия сумм в банковских выписках по расчетному счету (счетам) с данными первичных документов, приложенных к выпискам;
- полноты банковских выписок по валютному счету (счетам) и приложенных к ним документов;
- соответствия сумм в банковских выписках по валютному счету (счетам) с данными первичных документов, приложенных к ним;
- правильности расчетов и отражения в учете курсовых разниц по валютному счету;
- своевременность и правильность отражения в учете операций по покупке валюты.
В тех случаях, когда за какие-то дни (периоды) отсутствуют банковские выписки или они заменены копиями, аудитору следует получить в банке заверенные дубликаты и сличить их с первичными документами и бухгалтерскими записями в учетных регистрах. При этом необходимо также проверить правильность оформления выписок и убедиться, что в них нет каких-либо исправлений, подчисток [11, c. 109].
Одним из основных моментов проверки операций по расчетному счету является проверка остатков на счетах клиента, путем подсчета оборотов по каждому счету на основе выписок банка за каждый месяц и сверки их с данными бухгалтерского учета.
Серьезное внимание по расчетному счету следует уделять содержанию операций, которые позволяет выявить перечисление авансов поставщикам по товарным операциям; операциям по оплате за выполненные работы по капитальному ремонту или капитальным вложениям, за счет оборотных средств; незаконные зачеты при расчетах во встречных операциях.
Проверяя перечисления средств с расчетного счета за материалы, работы и услуги аудитору необходимо установить фактическое оприходование предприятием оплаченные ценности и принятие их по актам выполненных работ и оказанных услуг.
Характерными ошибками, допускаемыми при совершении хозяйственных операций по расчетному счету могут быть:
- отсутствие выписок банка, подчистки и исправления в выписках банка;
- неполное представление оправдательных документов к выпискам банка;
- отсутствие на документах штампа банка о принятии документов для обработки;
- нарушение порядка аккредитивной формы расчетов [18, c. 68].
Глава 2. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами в торговой компании ООО «Феникс»
2.1 Организация бухгалтерского учета в торговой компании ООО «Феникс»
ООО «Феникс» появилось на базе уже существующей фирмы: ИП Жуков В.И., созданной более 12 лет назад, поэтому в дальнейшем все, что касается достижений ООО «Феникс» будет базироваться с учетом всего пути развития.
Основное направление деятельности фирмы «Феникс» - торговля товарами бытовой химии, хозяйственных товаров, косметикой всех ведущих отечественных и зарубежных фирм-производителей, торговля профессиональными линейками химии, инвентарем для клининга, различных товаров для дома(изделия из пластмассы, текстиль для дома, постельное белье).
Основными покупателями ООО «Феникс» являются: индивидуальные предприниматели, мелкооптовые склады, организации и учреждения, райпо, клининговые компании, рестораны и другие сети питания города и области.
ООО «Феникс» работает с клиентами по безналичному расчету. ИП Жуков имеет право на продажи за наличный расчет. Благодаря этому фирма может предложить любой удобный клиенту вид оплаты (оплата по счету, или счет-фактуре или по факту).
ООО «Феникс» имеет линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель - подразделения - исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. Структура фирмы - это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.
ООО «Феникс» имеет небольшой штат сотрудников. Число сотрудников составляет двенадцать человек: директор фирмы, коммерческий директор, три ведущих менеджера, два оператора торгового зала, водитель и четыре человека, работающие на складе.
У каждого сотрудника есть свои обязанности. Опишу лишь основные. Директор занимается формирование заявок поставщикам товаров, контролем поставок и недопоставок, расчетом с поставщиками, таким образом становится понятно, что его основная функция: закупка товара; менеджеры принимают и обрабатывают заявки клиентов; полное сопровождение клиента: принятие заявки (телефон, электронная почта факс), контроль сбора заявки складом, подготовка документов, контроль доставки товара, контроль оплаты товара, поиск новых клиентов; операторы торгового зала имеют непосредственный контакт с клиентами, осуществляют выписку товара и расчет с клиентами, занимаются оформлением торгового зала; кладовщики осуществляют прием товара по накладным поставщиков и отпускают товар клиентам.
В таблице 1 дадим оценку основным показателям деятельности торговой компании ООО «Феникс» за 2015 – 2016 годы.
Таблица 1 - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
фактически за прошлый год |
Отчётный год |
В % к прошлому году |
|||
Фактических ценах |
Сопоставимых ценах |
Отклонение (±) |
фактическая цена |
сопоставимая цена |
||||
1. |
Товарооборот |
Тыс.руб руб. |
54 568 |
60 057 |
54 597 |
+5 489 |
110,06 |
100,05 |
2 |
Валовой доход (без НДС) |
Тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Уровень к товарообороту |
% |
83,33 |
83,33 |
83,33 |
- |
- |
- |
4. |
Издержки обращения |
Тыс. руб. |
42 115 |
45 689 |
41 535 |
+3 574 |
108,48 |
98,62 |
5. |
Уровень издержек обращения |
% |
77,2 |
76 |
76,1 |
-1,2 |
98,45 |
100,1 |
6. |
Прибыль от реализации |
Тыс. руб. |
12 453 |
14 368 |
13 062 |
+1 915 |
115,38 |
104,9 |
7. |
В % к товарообороту |
% |
22,8 |
24 |
23,9 |
+1,2 |
105,26 |
104,82 |
8. |
Внереализационные доходы |
Тыс. руб. |
173 |
179 |
180 |
+6 |
103,47 |
104,04 |
9. |
Внереализационные расходы |
Тыс. руб. |
2 114 |
2 188 |
2 345 |
+74 |
103,5 |
110,93 |
10. |
Балансовая прибыль |
Тыс. руб. |
10 512 |
12 359 |
10 897 |
+1 847 |
117,57 |
103,66 |
11. |
Уровень рентабельности |
% |
19,26 |
20,58 |
19,96 |
+1,32 |
106,85 |
103,63 |
12. |
Налог на прибыль |
Тыс. руб. |
2 102 |
2 472 |
2 179 |
+370 |
117,6 |
88,15 |
13. |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
8 410 |
9 887 |
8 718 |
+1 477 |
117,56 |
88,18 |
14. |
Уровень прибыли |
% |
15,4 |
16,46 |
15,97 |
+1,06 |
106,88 |
97,02 |
Индекс цен |
1,1 |
1,14 |
- |
- |
- |
- |
Расчет основных показателей деятельности торговой компании ООО «Феникс» в таблице 1 показывает, что в 2016 году наметилось существенное улучшение деятельности, так как вырос товарооборот компании на 5 489 тыс руб или в относительном выражении на 10,06%. В то же время себестоимость имеет меньшую динамику и выросла только на 8,48% или в денежном выражении на 3 574 тыс руб. Как результат, наблюдается прирост прибыли от реализации на 1 915 тыс руб, а это обеспечило рост чистой прибыли на 1 477 тыс руб и улучшение чистой рентабельности на 1,06%.
Рассмотрим эффективность использования персонала компании ООО «Феникс» в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ производительности труда работников предприятия
Показатель |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
Отклонение (±) в сопоставимых ценах |
Темп роста % |
|
Фактических ценах |
Сопоставимых ценах |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 - 3 |
7 = 4/3 * 100 |
Товарооборот |
Тыс. руб. |
54 568 |
60 057 |
54 597 |
+29 |
110,06 |
Численность работников, всего |
Чел. |
11 |
12 |
12 |
+1 |
109,1 |
Численность работников прилавка |
Чел. |
6 |
6 |
6 |
- |
- |
Товарооборот на 1 работника |
Тыс. руб. |
4 960,73 |
5 004,75 |
4 549,75 |
+44,02 |
100,9 |
Товарооборот на 1 работника прилавка |
Тыс. руб. |
9 094,67 |
10 009,5 |
9 099,5 |
+914,83 |
110,06 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника |
Руб. |
24 |
25 |
25 |
+1 |
104,17 |
Среднемесячная заработная плата на 1 работника прилавка |
Руб. |
19 |
20 |
20 |
+1 |
105,26 |
Анализ эффективности использования персонала в торговой компании ООО «Феникс» за 2015 – 2016 годы показывает, что кадровая политика построена продуктивно, так как уровень производительности торгового персонала опережает рост расходов на оплату труда (110,06% ≥ 105,26%), это обеспечивает экономию данной группы затрат.
В то же время средняя производительность персонала компании ниже динамики изменения фонда оплаты труда (100,9% ≤ 104,17%).
Это свидетельствует о необходимости применения мер, направленных на изменение системы мотивации управленческого персонала и внедрение более прогрессивных форм оплаты труда менеджеров, нацеленных на результат.
В ООО «Феникс» вопросы, связанные с управлением финансами, денежным оборотом решаются директором компании, бухгалтером и экономистом.
Рассмотрим задачи, которые решают система учета компании:
- финансовый контроллинг;
- казначейская функция;
- привлечение финансирования;
- нормирование;
- экспертиза инвестиционных проектов;
- организация и ведение бухгалтерского и налогового учета;
- разработка и внедрение финансово-правовой схемы деятельности.
Структура финансовой службы представлена на рисунке 1.
Директор
Бухгалтер
Экономист
Рисунок 1. - Структура управления учетными операциями в ООО «Феникс»
Проведем оценку подсистем управления финансовой деятельности предприятия (таблица 3).
Таблица 3. - Оценка системы финансового менеджмента в ООО «Феникс»
Функции |
Исполнитель |
Финансовый контроллинг |
Бухгалтер |
Казначейская функция |
Бухгалтер |
Привлечение источников финансирования |
Бухгалтер + экономист (обоснование привлечения) |
Разработка нормативов |
Директор + бухгалтер |
Экспертиза инвестиционных проектов |
Экономист |
Организация и ведение учета |
бухгалтер |
Разработка и внедрение финансово – правовой схемы деятельности |
Директор |
Вывод: управление учетом денежных средств в компании осуществляется примитивно, на простом уровне. На предприятии отсутствует автоматизированный управленческий учет. Разрабатываются как долгосрочные так и краткосрочные финансовые и инвестиционные планы, связанные с организацией финансовой службы, что позволит проводить регулярные внутренние аудиторские проверки, позволяющие вовремя выявить и исправить ошибки ведения отчетности.