Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств
1.1 Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета денежных средств
1.2 Методика аудита денежных средств
Глава 2. Бухгалтерский учет операций с денежными средствами в торговой компании ООО «Феникс»
2.1 Организация бухгалтерского учета в торговой компании ООО «Феникс»
2.2 Бухгалтерский учет операций на расчетных, валютных и специальных счетах в банках
2.3 Аудит кассовых операций и операций на счетах в банках компании ООО «Феникс»
Для обеспечения надлежащей сохранности денежной наличности, а также проведения операций в безналичной форме все субъекты бизнеса в любом банке, имеющем на это полномочия, открывают расчетный счет, посредством которого ведутся все операции, при этом применяется метод записей.
Необходимо отметить, что расчетные счета обязаны иметь абсолютно все юридические лица, ведущие свою деятельность на принципе самофинансирования и формирующие собственный баланс [7, c. 231].
Открывая расчетный счет, банковский персонал делает запрос у бухгалтеров предприятий – юридических лиц на наличие таких документов (рисунок 2).
Документы для открытия расчетного счета
Заявление на открытие счета
Копии документов о регистрации в Пенсионном фонде, ФОМС
Копии учредительных документов
Справка налогового органа о постановлении на налоговый учет
Карточка с образцами подписей директора, его заместителя, главного бухгалтера
Рисунок 2. – Документы, необходимые для открытия расчетного счета компании в банке
В случае полного соответствия списку требуемых документов их фактического наличия сотрудники банка дают определенный номер – код расчетному счету компании, при этом юридическое лицо, открывшее расчетный счет, автоматически становится его собственником. Директор компании имеет право управлять средствами, находящимися на счете в размере наличности, имеющейся на нем.
Работники отдела бухгалтерии компании открывшемуся счету придают номер 51 и на нем не формируют субсчета. Он является активным, состояние сальдо дает оценку имеющимся денежным средствам, находящихся на нем в конкретное время. Согласно правилам ведения учетных операций и действующему в России Плану счетов, все положительные движения денежных средств показаны по дебету, а все оттоки денежной наличности отмечаются по кредиту.
В процессе осуществления операций на расчетном счете банки ведут следующие типы бланков и документов:
- для расчетов в наличной форме (для взноса денежными средствами, а также денежные чеки);
- для ведения операций в безналичной форме используются различные схемы, например, поручения, требования – поручения, инкассовые счета, аккредитивная форма [11, c. 89].
Наиболее часто встречаемым бланком, используемым для документирования движения средств на данном счету компании ООО «Феникс», выступает выписка. Обычно бухгалтер компании получает ее периодически в одни и те же дни ежемесячно или по договоренности с работниками банка. Ведя запись в выписках, бухгалтером учитывается один нюанс. Вся наличность, хранящаяся на расчетном счете выступает в виде кредиторских обязательств, потому все денежные притоки учитываются по кредиту, а их использование и сокращение отмечается на дебете. Это ведет к тому, что операции, представленные в выписке, специалистом записываются по дебету счета 51.
Упомянутая выпуска представляет информационную базу для ведения учета, она также несет в себе и функции регистра для ведения аналитической работы. Бухгалтер сверяет с ней свои записи и анализирует информацию ежедневно, сразу после осуществления всех операций на счету. В том случае, если были совершены ошибки, то делается такая запись:
Д-т 51 К-т 63
При этом отмечается тот объем средств, который был учтен ошибочно, для этого применяется счет 63 «Расчеты по претензиям».
При переводе излишнего остатка наличности на счету, для их переноса в банковскую ячейку на имя специалиста компании ООО «Феникс» составляется расходный кассовый ордер, на основании его средства выводятся с кассы. В учреждении банка бухгалтер компании ООО «Феникс» обычно принимает от операциониста и вносит данные в «Объявление на взнос», данный документ включает в себя три раздела и пишется единожды. Затем проходит сверка заполненного документа и осуществляются такие процедуры:
- основной документ в банке находится;
- талон прикрепляется к данному документу;
- квитанция передается работнику кассы и для движения наличности она является документарной формой этого процесса [12, c. 112].
Для поступлений средств в сам офис компании необходимо предоставить бухгалтеру фирмы чек с именем самого специалиста. На дату вывода средств бухгалтер вносит все данные в этот бланк и переносит этот заполненный бланк кассиру со своей подписью, при этом собственно чек передается работникам банковского учреждения. Операционист рассматривает представленный документ на предмет обнаружения ошибок, затем отрезает от него марку контроля, а по ней уже получаются средства. Необходимо учесть такой момент, что каждый акт выдачи средств сопровождается получением приходный кассовый ордер, при этом обязательным условием является наличие чека с его номером. Затем данный ордер используется в системе учета таковым способом: квитанция передается вместе с выпиской, а ордер прикрепляется к отчету кассы.
Таким образом, существует несколько уровней учета денежных средств на расчетном счете:
1) Выписка с лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, перечисленные со счета, остаток на дату выписки. Выписка банка является первым накопительным документом, первой группировкой однородных проводок за одну дату.
2) Способ дальнейшей обработки банковских документов прямо зависит от количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день выполняется не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется более трех, то по счету 51 открывают сальдо-оборотную ведомость.
3) Не позже третьего числа месяца, следующего за отчетным, подводятся месячные итоги по строке «Итого за месяц». Данные этой строки из сальдо-оборотной ведомости переносятся в регистр счета 51. После этого подводятся итоги по графам «Дебет» и «Кредит» счета 51
4) После этого обороты и сальдо за отчетный меся по счету 51 переносят из регистра в «Сводную сальдо-оборотную ведомость».
После закрытия счета 51 за месяц в отчетные формы по пенсионному фонду, фонду медицинского страхования, фонду соцстрахования следует занести из регистра или сальдо-оборотной ведомости счета 51 суммы, перечисленные в первом месяце текущего квартала в погашение задолженности за предыдущий квартал. На этом обработка данных по счету 51 за месяц заканчивается.
При такой системе учета, вся информация по расчетному счету за год в разрезе по месяцам, концентрируется в одном документе-регистре или сальдо-оборотной ведомости, которые могут состоять из нескольких страниц или листов [17, c. 16].
2.3 Аудит кассовых операций и операций на счетах в банках компании ООО «Феникс»
Аудиторские проверки проводятся для выявления отклонений между фактическим состоянием учета движения денежных средств и нормативными требованиями по ведению учетной дисциплины, при этом основными направлениями аудита в компании ООО «Феникс» являются: Положение, в котором рассмотрены все принципы ведения учета в компании; кассовые ордера, кассовая книга, ведомости, учетные регистры к счету 50, журнал – ордер №1, Главная Книга, форма №1 баланс, форма 4 бухгалтерской отчетности.
Порядок проведения процедуры аудита, связанного с движением денежных средств на расчетном счете, состоит из такого алгоритма:
- проведение инвентаризации кассы и изучение порядка сбережения наличности;
- аудит корректности ведения документов по учету движения денежной наличности;
- контроль за состоянием принятия денежных средств и своевременностью их оприходования;
- аудит за процессом списания денежной наличности со счетов;
- контроль за выполнением предписаний к ведению основных правил учетной дисциплины;
- аудит корректности ведения бухгалтерских проводок по движению денежных средств;
- обобщение аудиторской проверки [18, c. 56].
В результате проверки выявляются в компании ООО «Феникс» ошибки следующего вида:
- нет договора с кассиром, возлагающего материальную ответственность в полном объеме;
- не выполняются требования по лимиту денежной наличности в расчетах между предприятиями;
- не ведется заполнение первичных документов, отражающих операции;
- кассовые документы заполняются в большинстве случаев не верно;
- проверка состояния кассы и излишков осуществляется некачественно;
- также встречаются ошибки при расчетах оборотов и остатков на счетах;
- неправильное отображение информации в форме 4 отчетности, то есть «Отчет о движении денежных средств».
Как требуют основные положения, регулирующие систему учета, все компании должны передавать на хранение излишние остатки наличности банкам, для этого ведется счет 51 «Расчетный счет».
Аудит движения денежной наличности на расчетном счете проводится для выполнения таких задач:
- проверка корректности заполнения документальных форм в банковском учреждении;
- проверка необходимости проведения выполненных операций;
- проверка равенства фактически перенесенных денежных средств заявленным документально кредиторским обязательствам;
- проверка фактического остатка наличности указанной величине в форме №1 отчетности;
- проверка корректности учета операций в проводках, а также их отражение в журнале – ордере №2 и Главной книге [14, c. 211].
Для проведения аудита движения денежной наличности используются такие документы:
- бланк платежного поручения, в котором содержится информация о получателе;
- бланк платежного требования, он содержит информацию о наличии/отсутствии акцепта, необходимости проведения операции;
- обобщенные документы платежного поручения и требования – поручения;
- корешки чековой книжки на выдачу денежных средств;
- заполненные листы журнала – ордера №2;
- заполненные листы Главной книги, при этом особое внимание уделяется состоянию счета 51, а также таким проводкам как Дт51 – Кт 62 и Дт 60 – Кт51.
Проверяющий определяет первоначально количество расчетных счетов у компании ООО «Феникс», а также особенности ведения по ним учета операций, при этом рассматривается в отдельности каждый расчетный счет. Большая часть сведений находится в выписках банковского учреждения, а также дополняющих их первичных документах. Проверяющий также рассматривает наличие документального оформления каждой операции, указанной в выписке. В том случае, если при проверке выписок находятся исправления, подчистки, то необходимо сделать запрос на аудит и в банке.
Во время осуществления контроля проверяющий также рассматривает:
- особенности отражения операций во всех учетных регистрах;
- рассматривается порядок ведения всех регистров по расчетным счетам по отдельности, оформляется ли обобщающий регистр;
- указаны ли все акты движения наличности во всех учетных регистрах;
- имеет ли место отражение операции каждой выписки в учетных регистрах.
Порядок проведения операций осуществляется следующим образом: изначально рассматривают остатки денежной наличности во всех банковских выписках, а также все операции по счетам 51, 55, 57, во всех бухгалтерских регистрах, а также в Главной книге.
В первую очередь осуществляют проверку наличности, их движение в банковских выписках, учетных регистрах, а также бухгалтерской отчетности. Если имеют место несоответствие, то обнаруживаются также и факторы, их вызывающие. Во время осуществления аудита всех денежных средств, пришедших на расчетный счет, определяется корректность их учета и подробности изложения. Пришедшие средства как выручку сопоставляют с проводками по учету продаж (счета №№90, 91), а также по учету отношений с потребителями (счета №№62, 76). Приход наличности от других дебиторов сопоставляют по всем выпискам и регистрам.
К типовым нарушениям в ведении банковских операций можно отнести:
- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции;
- наличие документов, оформленных не надлежащим образом (ксерокопии документов, отсутствие на документе банковских отметок);
- отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций;
- полнота зачисления наличных денег, сданных в банк на расчетный (валютный) счет;
- несоответствие данных в платежных поручениях, хранящихся в делах проверяемой организации, с фактическим перечислением денежных средств (это можно установить только путем проведения встречной проверки в организациях, куда перечислялись денежные средства и за которыми длительное время числится невостребованная дебиторская задолженность и отсутствуют акты взаимной сверки);
- корреспонденция счетов, указанная на платежных документах, не соответствует аналогичной корреспонденции в учетных регистрах;
- платежный документ не соответствует коду в банковской выписке;
- тексты платежных документов, послуживших основанием для оплаты их в иностранной валюте с валютного счета, не имеют перевода на русский язык;
- при производстве платежей в иностранной валюте допускаются ошибки при расчете переводного курса инвалюты в рубли, неправильное определение даты совершения операций в иностранной валюте [8, c. 89].