Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 6
Введение
В условиях формирования в России гражданского общества и демократических начал переосмысливаются сущность и назначение правоприменительной деятельности. Неслучайно в исследованиях последнего десятилетия процессу правоприменения уделяется большое внимание. В свою очередь, следует отметить, что динамика развития современного российского общества требует модернизации качества правового регулирования, позволяющего максимально эффективно разрешать ту или иную жизненную ситуацию, при этом обеспечить законность и правопорядок в целом.
Вопросы, связанные с реализацией правовых норм, особенно с правоприменением, всегда были актуальны и активно изучались учёными-юристами, но это не делало их проще. Наоборот, изучение обозначенных проблем ставили перед учеными все более трудные задачи.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие при реализации правовых коллизий.
Предметом исследования являются пробелы в российском законодательстве.
Целью исследования является изучение пробелов в российском законодательстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие и сущность правотворчества.
2. Рассмотреть понятие и сущность правоприменения.
3. Охарактеризовать пробелы в праве, способы их устранения и восполнения.
4. Проанализировать проблему пробелов в уголовно-процессуальном законодательстве.
При написании данной работы использовались следующие методы исследования: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический. А так же специально-юридические методы: сравнительно-правовой, метод структурно-функционального анализа.
При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации,Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
При написании работы использовались работы ученых-теоретиков: Аверьянов А. Н., Арбузов А.В., Булаевский Б.А., Бабаев В.К., Дедов Д.И., Емельянов Б.Н., Кашанина Т.В., Коршунов Н.М., Кудрявцев В.Н., Лазарев В. В., Перевалов В.Д., Российская Е.Р.,Сериков Ю.А.
1 Правотворчество и правоприменение
1.1.Понятие и сущность правотворчества
Правотворчество, принципы, формы, стадии которого будут представлены далее , является объектом многих теоретических осмыслений. Эта работа ученых повлекла за собой появление понятия правотворчества. Согласно его дефиниции, это процесс, посредством которого осуществляются специальные действия юридического характера, направленные на разработку, принятие и опубликование НПА. При этом абсолютно все без исключения нормативные акты имеют специальное процессуальное оформление, что говорит об их официальном характере. Учитывая все представленные моменты, можно сделать вывод, что правотворчество – это системы конкретных действий, следствием которых является появление новых норм права или же целых нормативных актов. Представленное понятие также можно рассматривать в узком и широком смысле, так как эта проблематика на сегодняшний день является одной из наиболее популярных в сфере теории государства и права. Ведь именно от её качества будет зависеть эффективность дальнейшего процесса юридического регулирования в целом. Правотворчество в узком и широком смысле В узком понимании термин представляет собой деятельность компетентных органов по изданию нормативно-правовых актов. Иными словами, термин трактуется в буквальном смысле. Широкое понимание имеет значительные отличия. Потому что в него входит не только сам процесс принятия нормативных актов, но также деятельность, которая предшествовала ему [1]. Ведь эффективность регулирования общественных отношений зависит не только от качества НПА, но еще и от уровня правовой культуры, механизма правореализации и т. п. Таким образом, правотворчество, понятие, принципы, виды, стадии которого представлены, является целым комплексом действий как во время непосредственного издания формализированных правил поведения, так и до этого момента. Принципы правотворческого процесса Как и любой процесс, имеющий юридический характер, правотворчество основывается на определенных общих принципах. Благодаря им указанная система различных действий может реализовываться без каких-либо нарушений в пределах правового поля. На сегодняшний день известны следующие принципы, на основе которых правотворчество осуществляется, а именно: - Демократизм. Эта основная идея заключается в том, что при издании нормативных актов должны быть учтены интересы абсолютно всех слоев населения. Иными словами, не может возникать преимущество чьих-то интересов. - Принцип законности заключается в том, что правотворческая деятельность всегда, без каких-либо исключений, осуществляется в рамках соответствующей юридической процедуры. - Достаточно весомое значение играет принцип профессионализма. Это значит, что процесс должен осуществляться преимущественно профессионалами в тех областях жизнедеятельности, регулирование которых организовывается данным нормативным актом. Ведь все без исключения нормы влияют на большие социальные группы. Поэтому их «недоразвитость» может негативно сказаться не только на отношениях в обществе, но и на самом социуме. - Все нормативные акты должны отвечать принципу своевременности. Таким образом, регулирование общественных отношений необходимо организовывать в том случае, если в конкретной сложившейся ситуации это необходимо. - Принцип исполнимости, по сути, обеспечивает реальное действие всех «продуктов» процесса правотворчества. Для этого они должны отвечать юридическим, экономическим и иным стандартам. Следует заметить, что принципы и стадии правотворчества достаточно сильно зависят друг от друга, так как непосредственная реализация процесса всегда осуществляется лишь с учетом выше представленных исходных направлений этой юридической категории. Помимо того, весомую роль играют функции правотворчества, о которых пойдет речь далее.
Функции правотворческого процесса Функциональная часть представленной категории дает возможность увидеть конкретные направления её деятельности. Иными словами, можно детально разобраться в том, какие сегменты этой отрасли регулируются правотворчеством. На сегодняшний день ученые выделяют ряд следующих функций, а именно: - Обновление нормативной базы, то есть посредством правотворчества все устаревшие нормы поведения отсеиваются, и создаются новые, которые больше подходят с учетом современных тенденций. - Важной функциональной частью правотворчества является восполнение правовых пробелов, то есть любые общественные отношения, не регулируемые юридическими нормами, «перекрываются» положениями конкретных НПА. - Правотворчество позволяет привести в порядок систему нормативных актов, путем её упорядочивания и сотворения иерархичности. Все эти функциональные направления полностью проявляются в стадиях правотворчества. Они, в свою очередь, являются конкретным «олицетворением» деятельности органов власти, по созданию нормативной базы государства. Стадии правотворчества Как уже было указано ранее, весь процесс правотворчества состоит из определенных стадий. Алгоритм их реализации обусловлен временными факторами, а также определенной последовательностью, которая не должна нарушаться. Существуют следующие основные стадии правотворчества, а именно: - подготовка проекта НПА; - официальное принятие НПА [2]. Некоторые ученые также выделяют стадию разработки положений нормативного акта. Однако его существование является крайне спорным вопросом, потому что фактическая разработка, как правило, реализуется на стадиях этапа подготовки. Тем не менее данная теория имеет право на существование, ведь её положения не лишены смысла. Особенности каждой стадии Стадии правотворчества в РФ отражают реальный процесс создания нормативной базы государства. В каждом этапе этого процесса содержится ряд отдельных шагов. Таким образом, первая стадия осуществляется посредством следующих шагов, а именно: Принятие решения о создании и подготовке проекта НПА. Формирование группы специалистов, которые будут работать над созданием нормативного акта. Подготовка текста нормативного акта. Обсуждение проекта НПА предварительное. Непосредственное согласование положений НПА с организациями. Утверждение проекта нормативного акта. Основной особенностью первого этапа является тот факт, что он может быть осуществлен вне стен правотворческого органа. Как правило, подготовка НПА ложится на плечи научных заведений государства.Но в правотворческом органе не всегда есть нужное количество специалистов той сферы общественных отношений, которая будет регулироваться конкретным НПА. Что касается второй стадии, то её шаги всегда реализуются в правотворческом органе. Она состоит из следующих пунктов: Внесение ведомостей о проекте нормативного акта, которое подлежит принятию. Обсуждение проекта нормативного акта уполномоченными лицами. Подписание НПА после его непосредственного принятия.
Оглашение о принятии НПА в официальных источниках. Стадии правотворчества в РФ могут отличаться в зависимости от вида этого процесса и органа, в котором он осуществляется. Ведь разные государственные ведомства принимают различные по своей юридической силе НПА. Это значит, что процедура их издания также будет разниться. Таким образом, учитывая все вышеприведенные факты, можно сделать вывод, что стадиями правотворчества являются, элементы определенных этапов этого процесса. При этом они имеют собственную специфику, если смотреть на них через призму специфики «органа-издателя», юридической силы акта и законодательства, которое регулирует данный процесс в конкретном органе. Стоит также отметить тот факт, что виды и стадии правотворчества – это достаточно взаимосвязанные понятия. Так как их специфические черты обуславливают непосредственное влияние друг на друга. Иными словами, от вида правотворчества будет зависеть суть его процессуальной реализации. Виды правотворческого процесса Ранее мы уже указали, что виды и стадии правотворчества являются взаимосвязанными понятиями. Однако вторая категория была уже рассмотрена выше. Теперь же попытаемся разъяснить суть классификации процесса правотворчества. Итак, на сегодняшний день ученые-теоретики, рассматривающие представленную проблематику, выделяют ряд следующих видов правотворчества, а именно: - Правотворчество непосредственное, то есть осуществляемое народом, через референдум, а не выборные органы. - Правотворчество, которое осуществляют органы государственной власти в процессе своей деятельности. Примером подобной деятельности являются акты Российской Федерации, Государственной думы, правительства и т. п. - Правотворчество, исходящее от отдельных должностных государственных лиц, таких как президент и министры. - Правотворчество может осуществляться органами местного самоуправления. - Некоторые учреждения и организации имеют полномочия выпускать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции. Относительной новеллой в нормативном полисе Российской Федерации является правотворчества общественных организаций, таких как профсоюзы [3].
С одной стороны, их возможность выдавать свои акты – это нонсенс. Так как подобная вольность идет вразрез с доктриной любой правовой системы. С другой стороны, общественные организации можно отождествить с теми же учреждениями, которые выдают локальные акты в пределах своей компетенции. Существует также пример иной классификации видов правотворческого процесса. Например, все виды можно разделить между собой на основе значимости для общества и государства. Таким образом, выделяют следующие виды, например: 1. Законотворчество. Стадии правотворчества и законотворчества в классическом варианте очень схожи между собой. По своей сути последняя категория является совокупностью стадий, при помощи которых в государстве создаются законы – первые после Конституции акты высшей юридической силы. 2. Делегированное правотворчество осуществляется, как правило, исполнительными органами. Они выполняют поручения парламента, для оперативного решения каких-либо проблем в сфере своего ведения. 3. Подзаконное правотворчество схоже с делегированным. Однако в первом случае мы говорим о системе нормативных актов, которые ниже по своей юридической силе законов. Они также принимаются в сфере деятельности отдельных исполнительных органов и ведомств. Отсюда следует, что правотворчество, понятие, стадии, принципы которого были представлены, может осуществлять в разных «измерениях» в зависимости от степени важности регулируемой совокупности общественных отношений. Помимо того, большое значение играет орган, который осуществляет этот процесс. Ведь на выходе получаются совершенно разные по своей юридической силе нормативные акты, о чем.
Итак, мы рассмотрели правотворчество, понятие, виды, стадии этого процесса. В заключение следует отметить, что на сегодняшний день данная проблематика все еще является актуальной в научной среде. Так как её совершенствование приводит людей к новым рубежам регулирования общественных отношений и общества в целом. Помимо этого, благодаря изучению правотворчества, как процесса, мы существенно развиваем технику создания уникальных и эффективных законодательных актов.
1.2. Понятие и сущность правоприменения
Статья 18 Конституции РФ гласит: «... права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» .
Применение норм права основано на необходимости государства разрешать социальные конфликты правовыми и судебно-правовыми средствами. По мнению С. С. Алексеева, В. М. Горшенева и В. В. Лазарева, право без правоприменения вообще не может «приступить к работе».
Правоприменением большинство ученых считают государственно-властную деятельность компетентных органов, в результате которой участников общественных отношений наделяют конкретным субъективными правами или обязанностями на основании принятых индивидуальных правовых актов.
С. С. Алексеев отмечает, что « применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к данному конкретному случаю, складывающемуся из определенных фактов, которые образуют фактическую основу дела. Без фактической основы дела применение права невозможно»[4].
В. В. Лазарев правоприменением называет решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам [5].
Непосредственное действие прав и свобод проявляется в том, что они подлежат обеспечению правосудием, т. е. пользуются напрямую судебной защитой.
Основной формой правоприменения выступает деятельность органов правосудия, которую в общей теории права принято именовать судебным правоприменением.
Судебное правоприменение - это вид правоприменения, отличающийся от административно-исполнительной деятельности наличием судебной власти. «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей» .