Файл: Проектные структуры управления (Теоретические аспекты организационных структур. Проектные структуры управления).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организационных структур. Проектные структуры управления
1.1 Сущность и элементы организационной структуры управления
1.2 Принципы формирования управленческих структур
1.3 Типы и виды организационных структур управления
Глава 2 Проектные структуры управления
2.1 Особенности построения организационных структур при проектном подходе
Введение
В современных условиях хозяйствования стремительные изменения внешней среды требуют от предприятий построения и функционирования качественных систем управления, поскольку от этого зависит эффективность работы этих предприятий. В решении этого вопроса большая роль отводится практическому решению комплекса вопросов организации, методики и внедрение новых подходов к оценке качества системы управления. Для науки и практики управления, предметом повышенного внимания должны стать вопросы совершенствования качества системы управления с целью обеспечения условий для эффективного и долговременного функционирования предприятий.
В современном экономическом пространстве функционирует множество организаций, которые представляют собой совокупность людей, объединенных для достижения определенной цели, решения определенной задачи на основе принципов разделения труда и обязанностей.
Согласованная и взаимосвязанная коллективная деятельность предусматривает реализацию функции управления этой деятельностью.
Растущая сложность и комплексность внутренней среды, наряду с усилением негативного влияния внешней среды, обусловливают тот факт, что эффективность функционирования любой организации все в большей степени зависит от качества системы управления ею. Соответственно, приобретает актуальность вопрос установления сущности и исследования процессов повышения эффективности системы управления предприятием.
Целью работы является анализ теоретических аспектов проектных с структур и исследование реализации на практике теоретических методов построения системы управления.
Исходя из поставленной цели в работе будет решен ряд задач:
- Рассмотрена сущность и элементы организационной структуры управления;
- Обозначены принципы формирования структур и их реализация;
- Исследованы основные виды структур управления;
- Дана характеристика проектных структур управления;
- На примере организации рассмотрен практический аспект курсовой работы.
В работе использован диалектический метод научного познания действительности, исторический, а также специальные методы исследования - формально-логический, системно-структурный, сравнительный, методы моделирования, обобщения и др. Названные методы исследования использовались в работе во взаимосвязи и взаимозависимости, что обеспечило всесторонность, полноту и объективность полученных научных результатов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организационных структур. Проектные структуры управления
1.1 Сущность и элементы организационной структуры управления
Создание предприятий различных организационных форм собственности предусматривают построение соответствующей организационной структуры управления.
Структура происходит от лат. слова " structura " (построение, строю) предусматривает внутреннее построение определенного объекта, который отражает взаимосвязи внутри объекта.[1] Многие ученые исследуют сущность понятия "организационная структура управления ", давая свои определения и понимание, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение организационной структуры
Ученый |
Определение |
---|---|
Барышева А. |
Упорядоченная совокупность подразделений, которые формируют уровни управления, их взаимосвязи и механизмы управления организацией[2] |
Гальцова Л.А. |
Упорядоченная совокупность органов, которые дают управляют организацией и ее отношениями[3] |
Лапыгин Ю.Н. |
Совокупность взаимосвязанных элементов объектов управления[4] |
Тебекин А.В. |
Упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых отношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единого целого[5] |
Пархомчук М.А. |
Один из элементов механизма хозяйствования, она отражает прежде всего процессы производственно-экономического характера и должна отвечать интересам развития производства[6] |
Воронцова Г.В. |
Форма системного управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов с использованием линейных, функциональных и межфункциональных связей в процессе общения[7] |
На основе изучения литературных источников можно сформировать авторское определение организационной структуры управления (ОСУ), под которой целесообразно понимать совокупность определенных элементов, подразделений, которые формируются на каждом предприятии в соответствии с его целями и задачами, отражая при этом взаимосвязи между подразделениями, их иерархическое построение, способствуя координационной деятельности предприятия.
Как объект проектирования организационная структура управления (ОСУ) предприятия отражает два аспекта. Во-первых, в организационной структуре управления отображаются технологические, информационные, административно - организационные, экономические воздействия, подлежащих непосредственному анализу и рациональному проектированию, во-вторых, в ней проявляются квалификационные характеристики персонала.[8]
С помощью организационной структуры можно изучить и оценить распределение функций и полномочий, финансовой отчетности, кадровую политику, а также особенность хозяйственной деятельности, которую осуществляет предприятие.
Взаимосвязь и взаимовлияние элементов организационной структуры обусловливает эффективное функционирование организации. Эти элементы взаимодействуют «по вертикали» и «по горизонтали» и образуют устойчивые организационные связи.
Горизонтальные связи образуются между равными по иерархии членами организации. Они обеспечивают взаимодействие между подразделениями организации и способствуют устойчивости организации к влиянию различных факторов внешней и внутренней среды.
Вертикальные связи представляют собой отношения подчинения. Они иллюстрируют иерархию организации и служат каналами распределения полномочий. В ходе расширения организации, расширяется количество вертикальных связей, что показывает масштабы производства.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Линейные связи представляют собой движение информации между лицами, отвечающими за деятельность структурных подразделений организации. Функциональные связи носят совещательный характер.[9]
Каждая ОСУ должна соответствовать требованиям внешней среды и особенностям функционирования предприятия, а также обеспечивать определенные реакции на изменения, не теряя управляемость предприятия.
Факторы опосредованного и непосредственного влияния связанные с отдельными элементами внешней среды, которые влияют на образование фирмой соответствующих подразделений, отслеживают изменение этих элементов и предотвращают конфликты между ними организацией. Такими основными элементами являются:[10]
-потребители продукции, поведение которых могут анализировать маркетинговые подразделения;
-поставщики сырья и материалов, связи с которыми поддерживают подразделения материально -технического снабжения;
-акционеры, для обслуживания которых нужно создать группу специалистов для подготовки ежегодных или квартальных отчетов;
-правительственные учреждения, которые обязывают каждую организацию создавать подразделения для статистической отчетности, выполнения платежей в налоговых органов и др.;
-местная власть, которая нередко привлекает организации к участию в реализации местных проектов;
-общество, а именно средства массовой информации, населения, политические партии, религиозные организации и общественные движения, которые требуют создания подразделений для работы с общественностью; технологическая среда, которая заставляет фирмы выбирать всегда один из альтернативных вариантов организационных решений, создавать собственные подразделения исследований и разработок или привлекать другие организации к выполнению таких разработок;
-экономическую среду, которая заставляет фирму создавать подразделения для изучения конкурентов, изменения курсов ценных бумаг и валют, прогнозирования кризиса;
-правовую среду, которая заставляет каждую организацию создавать юридические службы для изучению и соблюдению законов;
-экологическую среду, которая требует создания во многих организациях подразделений, которые обеспечивают соблюдение на производстве экологических требований;
-международная среда, для реализации требований которого надо переориентироваться на международные стандарты ведения бизнеса.
Определяющим среди внутренних факторов построения организационной структуры являются производственные процессы, обусловливающие горизонтальное разделение труда и структуру самого производства. Если изготавливается один вид продукции, то это упрощает организационную структуру, поскольку можно создать систему управления по логике производственного процесса с целью соблюдения таких требований, как последовательность, пропорциональность, параллельность, экономичность. Если же производится несколько видов продукции, то приходится использовать несколько технологий, усложняет структуру управления.[11]
В этом случае структура управления может быть построена по технологическим стадиям или исходя из разделения производства на основное и вспомогательное.
Среди других внутренних факторов можно выделить: объем производства. С ростом объемов производства целесообразно перейти от универсальных подразделений в специализированных, численность и профессиональная структура работающих; по этим показателям руководство имеет ограничения в виде нормативов подчинения. При большом количестве работающих иногда приходится создавать налоговые параллельные подразделения; территориальное расположения.[12]
1.2 Принципы формирования управленческих структур
Первые принципы формирования организационных структур управления были сформулированы в 20-е годы ХХ в. представителями школы научного управления Л.Урвиком и Вебером. Современная теория менеджмента дополнила и уточнила их установки и рассматривает как важнейшие следующие принципы: оптимальное количество звеньев в системе управления, четкость распределения функций между подразделениями и должностными лицами, а также прав и ответственности; инновационная направленность; гибкость структуры; экономичность структуры.[13]
Принцип оптимальной структуры (оптимальное количество в системе управления) предполагает нахождение рационального соотношения специализации и концентрации управленческих работ.
Принцип четкого распределения функций между подразделениями и должностными лицами в системе управления исключает дублирование и параллелизм в работе, ликвидирует двойственность подчинения и обеспечивает установление четко очерченных границ в деятельности функциональных подразделений и руководителей. Этот принцип основан на таком правиле: каждое звено должно иметь одного непосредственного руководителя и точно определенные функции.
Принцип инновационной направленности предполагает адаптацию к новейшим идеям.
Принцип гибкости организационной структуры создает возможности для своевременного реагирования ее на изменения во внешней и внутренней среде.
Принцип экономичности структуры обеспечивает уменьшение затрат на создание и совершенствование организационных структур управления.
Принципы функционирования организационных структур управления:
-пропорциональность. Численность персонала подразделений управленческого аппарата масс быть пропорциональна объему их деятельности;