Файл: Управление и менеджмент в физической культуре и спорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для устранения конфликтных ситуаций, приводящих к срыву рабочей атмосферы в организации, он выступает как менеджер сохранения работоспособности коллектива. Ответственность за своевременное, равномерное и справедливое распределение финансовых средств лежит на менеджере – распределителе ресурсов. При разрешении различных споров между отдельными работниками, а также между подразделениями организации выполняется роль посредника [14,С.67]. Спортивные менеджеры по уровню подготовленности подразделяются на категории.

Первая категория – дипломированные специалисты, занимающие высшие административные и руководящие посты в спортивных клубах и федерациях.

Вторая категория – работающие в областях управления и правовых вопросов; планирования и организации; финансирования и налогов; пропаганды и рекламы.

Третья категория – работники, осуществляющих организационную и административную деятельность в спортивных клубах и федерациях.

Специалисты-менеджеры, обладающие высоким уровнем подготовленности, ответственны за создание условий для благоприятного функционирования спортивных организаций. Они должны владеть умениями по руководству одной из секций, клубом или ассоциацией, могут также работать в качестве секретаря, казначея.

На современном этапе развития системы управления физкультурно-спортивной сферы, определяющим фактором являются руководящие кадры, от потенциала которых прямо зависит возможность способствовать развитию и совершенствованию системы, либо приведение ее к регрессу.

2.2 Управленческие аспекты в сфере физической культуры и спорта и их влияние на профессиональную деятельность и подготовку спортивных менеджеров

Изменения управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта начались после выхода Указов Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» и «О Всероссийском Олимпийском комитете». Пересмотру структуры управления сферой физической культуры и спорта способствовала корректировка в установлении организационных, правовых, экономических основ деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также определении принципов государственной политики в области физической культуры и спорта.


В 1999 году принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающий общие принципы правового регулирования управленческих отношений. Согласно данному нормативному акту в сфере физической культуры и спорта сформулированы следующие задачи: создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в России; определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, обеспечение и защита прав граждан на занятиях физической культурой и спортом; а также правовое регулирование управленческих отношений в данной сфере [20].

Нужно отметить, что проблемы спортивного менеджмента связаны с поиском объективных способов развития финансовой части сферы физической культуры и спорта.

Данные задачи вносят определенные коррективы в профессиональную деятельность работников физической культуры и спорта в сфере спортивного менеджмента, решение которых является весьма актуальным в современных условиях.

На сегодняшний день существует несколько этапов решения данного вопроса.

Первый. Переподготовка руководителей и специалистов, работающих в организациях физической культуры. Необходимы новые умения в служебном и коммерческом делопроизводстве, маркетинге и рекламе менеджменте, экономике труда, кредитовании и налогообложении, бухгалтерском учете и финансировании.

Второй. Привлечение в организации физической культуры менеджеров, экономистов и коммерсантов из отраслей строительства, торговли и промышленности, что позволит в кратчайшие сроки повысить финансово-экономический потенциал отрасли [19].

Третий. В подготовку кадров в области физической культуры, спорта и туризма включить дисциплины следующих специальностей: менеджер, экономист, бухгалтер, юрист, специалист по маркетингу, рекламе и аудиту.

Появление новых организаций с несвойственными советскому периоду управленческими отношениями, юридическим статусом, формами и методами работы и другими отличительными чертами и характеристиками вынуждают кардинальным образом менять подходы в работе, либо прекращать существование данных организаций.

К традиционным видам физкультурно-спортивной деятельности (тренер по виду спорта, преподаватель физической культуры) выработаны образовательные стандарты и нормативно определены квалификационные характеристики. Подготовка новых видов деятельности формируется в определенной степени стихийно, а рабочие места в основном не имеют фундаментальной базы.


В связи с возникновением новых видов физкультурно-спортивной деятельности встал вопрос о необходимости повышения профессиональной компетентности и квалификации не только спортивных менеджеров, но и других работников управления физкультурно-спортивным движением, в свою очередь, требующие соответствующих инноваций в профессиональной деятельности.

Риск и неопределенность ситуации свойственные рынку, требуют от менеджеров ответственности и самостоятельности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных управленческих и научно-методических решений по поводу предоставления физкультурно-спортивных услуг населению и подготовки высококвалифицированных спортсменов. Профессионализм менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Реформирование управленческих отношений в физкультурно-спортивной отрасли диктует пересмотреть подготовку спортивных менеджеров в высших учебных заведениях. Профессиональная подготовка специалистов данного профиля должна обеспечивать такой уровень обучения, который позволил бы выпускникам вуза быстро адаптироваться и овладеть спецификой работы.

Для эффективного обучения представляется необходимым изучение основных ролевых функций и характерных особенностей профессиональной деятельности, которые в процессе практической работы выполняет спортивный менеджер.

В исследованиях (И. И. Комарова, К. А. Воронова, А. А. Данилова) были выделены следующие профессиональные качества спортивного руководителя: организаторские способности, творческая активность, дисциплинированность, профессиональная компетентность. Материалы данных исследований выявили немаловажную деталь: для эффективного управления руководителю необходимо обладать не только отмеченными профессиональными качествами, но и высоким уровнем личностных [4].

Процесс подготовки менеджеров по физической культуре и спорту связан с постоянно существующей проблемой необходимости обновления содержания их обучения. Помимо учёта необходимости обновления содержания обучения принципиально важно решить и другое – определить само содержание такой подготовки.

Итак, обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:


  • владение современными компьютерными технологиями и программами;
  • владение английским языком;
  • умение формировать информационную политику организации;
  • организация работы офиса организации;
  • знание основных маркетинговых и управленческих стратегий;
  • знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий.

Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируем, что современно развивающаяся инфраструктура различных типов физкультурно-спортивных учреждений актуализирует необходимость освоения навыков управления специалистами данных учреждений. Высокий уровень управленческой компетентности специалиста — это обязательное условие, без которого дальнейшее развитие специалиста, как профессионала, и процветание спортивной индустрии будет невозможно.

В условиях рыночной экономики и конкурентной среды управленческая компетенция специалиста будет являться гарантией его успешной профессиональной самореализации в сфере физической культуры и спорта.

Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Спортивный менеджмент – это процесс и результат применения способности к созданию синергии, путем интеграции и реорганизации имеющихся, а также поиску и открытию новых видов ресурсов, необходимой для разработки, реализации и контроля за исполнением различных задач, связанных со спортивной индустрией обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков.

Вот основные из них:

  • владение современными компьютерными технологиями и программами;
  • владение английским языком;
  • умение формировать информационную политику организации;
  • организация работы офиса организации;
  • знание основных маркетинговых и управленческих стратегий;
  • знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий.

Специалисты-менеджеры, обладающие высоким уровнем подготовленности, ответственны за создание условий для благоприятного функционирования спортивных организаций.

Пока с сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. – 2011. – №1. С. 6-11, С. 64-69.
  2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 441 с
  3. Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент. – М.: Советский спорт, 2009. – 260 с.
  4. Зубарев Ю.А., Шамардин А.И., Совершенствование подготовки менеджеров в вузах физической культуры и спорта»: монография. / Под ред. А.И. Шамардина, Ю.А. Зубарева. – Волгоград ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. – 415 с.
  5. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры». / В.Ю. Карпов. // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. – 2013. – № 4 (96) – Том 1. – С. 49–58.
  6. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры». / В.Ю. Карпов. // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. – 2013. – № 4 (96) – Том 1. – С. 49–58.
  7. Карпов В.Ю., Августимова О.С., Ере-мин М.В. Современный взгляд на подготовку спортивного менеджера. / В.Ю. Карпов, О.С. Августимова, М.В. Еремин. // Имидж образования – вызовы современного мира. Материалы Пер-вой международной конференции. Рязань, 2015. С. 85-90.
  8. Карпов В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов. // Теор. и практ. физ. культ. – 2004. – № 13. – С. 49-52.
  9. Короленко А.Н. Учебно-тренировочный процесс в спортивных организациях. – М.: Смарт, 2007. – 154 с.
  10. Кокоулина О.П., Емельянов С.И. Менеджмент как важный фактор развития спортивной индустрии // Актуальные вопросы экономических наук. – 2012. – № 25.
  11. Коробков А.М. Теоретические основы педагогического менеджмента в спортивной федерации // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2009. – Вып. 11. – С. 99–102.
  12. Круглова Т.Э. Подготовка студентов вузов физической культуры к работе менеджера: Монография. – СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. – 160 с.
  13. Крылова А.П. Физическая культура и спорт как объект управления. – М.: Смарт, 2006. – 184 с.
  14. Махов А.С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов, О.Н. Степанова. // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12(58). – С. 67–71.
  15. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Кузин [и др.]. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
  16. Мосина, Н. В. Управление формированием профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе : дис. канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / Н. В. Мосина. – М., 2006. – 167 с.
  17. Настольная книга спортивного менеджера: справ. пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. – М.: ФОН, 2007. – 196 с.
  18. Переверзин, И. И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки [Текст] / И. И. Переверзин // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 57–60.
  19. Филиппов С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. учебное пособие. – Советский спорт, 2015.
  20. Шамардин А.И., Фискалов В.Д. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением: учебное пособие. – Советский спорт, 2013