Файл: Управление и менеджмент в физической культуре и спорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Значение физической культуры и спорта в современном обществе непрерывно возрастает. В России в последние годы отмечается значительное повышение интереса к спорту и физкультурно-оздоровительному движению. Для работы в спортивной индустрии, в этой колоссальной системе, очень важно знать и отчетливо понимать ее структуру, входящие в нее элементы и взаимосвязи, существующие между ними, учитывать все нюансы и тонкости этой сферы деятельности.

Существует две точки зрения на понятие «спортивная индустрия». В узком смысле спортивная индустрия воспринимается исключительно как рынок спортивных товаров. Между тем, в последнее время спортивная индустрия начала рассматриваться все более широко. Большинство экономистов и специалистов в этой области, считают, что спортивная индустрия включает в себя отношения, которые касаются проведения спортивно-массовых мероприятий, управление спортивными организациями, оказание спортивно-оздоровительных услуг населению, решение вопросов финансирования и спонсорства, проведение научной деятельности в области спорта, а также подготовка кадров в сфере физической культуры и спорта.

В связи с этим резко возросла необходимость в высококлассных менеджерах в области спортивной индустрии. Остро стоит вопрос об их грамотности и компетенции, так как в этом вопросе очень важны профессионалы, способные эффективно управлять, принимать решения и нести за них ответственность, а также грамотно распоряжаться инвестициями.

Таким образом, на сегодняшний день важнейшим фактором развития и функционирования как спорта, так физической культуры является менеджмент спортивной индустрии

Объект исследования. Система управления физической культурой и спортом.

Предмет исследования. Процесс управления и менеджмента в физической культуре и спорту: общее и особенное.

Целью исследования является анализ общего и особенного в управлении и менеджменте в физической культуре и спорту РФ.

Задачи исследования:

  • определить сущность спортивного менеджмента;
  • выявить роль спортивного менеджмента в физкультурно-спортивных организациях;
  • рассмотреть общее и особенное в подготовке спортивного менеджера;
  • исследовать управленческие аспекты в сфере физической культуры и спорта и их влияние на профессиональную деятельность и подготовку спортивных менеджеров.

Теоретической основой исследования являются исследователи в области стратегического управления физической культурой и спортом (П.Ф. Анисимов, М.М. Амренова, В.В. Бородин, В.Г. Буданов, А.И. Голубева, Р.Ю. Евсеев, В.А. Журавлев, А.И. Жилина, О.С. Кольцова, В.Ю. Кричевский, И.В. Меньшиков, О.В. Санникова, И.С. Семенова, В.Н. Смирнов, И. Пригожин, С. Пан, Д.С. Чернавский, В.П. Топорский, Алешин В.В., Переверзин И.И., Жолдак В.И., Сейранов С.Г., Зубарев Ю. А., Сучилин А.А., Зуев В.Н., 1997; Кутепов М.Е., Сапронов О.П. и др.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме менеджмента и управления физической культурой и спортом, а также сравнительный анализ системы управления физической культурой и спортом в РФ и зарубежных странах.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей 4 параграфа, а также заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1Сущность спортивного менеджмента

За последний век организации претерпели значительные изменения, которые затронули множество сфер жизни социума. Одной из таких сфер стал спорт. Ранее спорт расценивался как развлекательная деятельность или отдых, но также он может быть «средством трудоустройства или бизнесом» [2, c. 7].

Постепенно он перерос в гигантский сектор, который по словам А. Аталай, можно определить как «шоу-бизнес» [4, c. 112].

Данная трансформация привнесла значительное количество радикальных изменений в корпоративный облик спорта, а также в финансовою его структуру. Теперь спортивные клубы, как и другие компании, ставят своей основной целью максимизацию дохода, при этом, спортивные достижения перестали быть обязательным условием. Боле того развитие информационных технологий породило новые модели монетизации, такие как «Fantasy Sports» или Фэнтези спорт, представляющий собой симуляцию одной из сторон спортивного менеджмента, а именно имитацию владения спортивным клубом. Игроки производят трансферы спортсменов и проводят матчи, которые основаны на правилах Фэнтези лиг и реальной статистики спортсменов.


Таким образом, мы видим, как благодаря волновому эффекту одного события появляются возможности генерировать прибыль. Только в США насчитывается 20 миллионов игроков Фэнтези спорта [19, с. 5].

Изменения в корпоративной идентичности и приоритетах повлекли за собой «изменения в перцепции» самого менеджмента [12, c. 112]. Ключевой задачей стало не достижение успеха, а его поддержание в условиях растущей конкуренции. Так, чтобы обеспечить свое будущее, компании применяли различные модели управления, что повлекло за собой новый пик менеджерской активности. В конечном счете, именно эффективность организации активов решает исход любого начинания. Кимбол Д., в своей книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», высказывает следующую позицию: «Менеджеры создают культуру организации, устанавливают тон работы» [13, с. 4]. Авторы исследования разделяют эту позицию, так как эта позиция подразумевает определенный набор навыков: умение видеть большую картину, распознавать и реагировать на возникающие тренды, уметь брать на себя ответственность и быть лидером.

Несомненно, залогом и неотъемлемым элементом эффективности является качество всех составляющих системы, а не только компетентность ее руководства. При этом, на управлении лежит задача адекватного распределения и раскрытия потенциала, а также приведении разрозненных частей к состоянию синергии и слаженной работоспособности.

Не смотря на финансовый потенциал и перспективы, направление спортивного менеджмента нашло сравнительно небольшое отражение в академической среде, так, согласно Д. Кимболу, на 1980 г. в Северной Америке существовало только 20 программ по спортивному менеджменту, к 2011 это число увеличилось до 200. В своей книге Д. Кимбол утверждает, что «самая важная причина такого роста – понимание того, что ценность спорта напрямую зависит от способов и методов управления и организации» [13, c. 5].

Для того чтобы описать особенности спортивного менеджмента и дать анализ его составляющим, необходимо рассмотреть различные подходы к его определению. В книге Э. Экстин «Руководство к спортивному менеджменту» приводится следующая дефиниция: «теория и практика всех людей, видов деятельности, бизнесов или организаций, вовлеченных в процесс производства, фасилитации, продвижения и организации любой связанной со спортивным бизнесом услуги или продукта» [10, c. 7].

Авторы исследования рассматривают это определение как адекватное, так как оно затрагивает все сферы, соприкасающиеся со спортивным менеджментом. Однако, вопрос принадлежности к спортивному менеджменту некоторых элементов фасилитации, таких как производство спортивного инвентаря и атрибутики видится нами как дискуссионный.


Также создание и продвижение теле- и радиовещательных систем оказывает непосредственное влияние на спорт, его доступность и зону распространения, то есть осуществляет фасилитацию, но на наш взгляд невозможно рассматривать «теорию и практику» инженеров, разрабатывающих беспроводные коммуникации как часть спортивного менеджмента. Во-первых, в связи отсутствием изначальной и узкоспециализированной задачи в процессе возникновения этих технологий.

Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного вклада и контроля за дальнейшим развитием. Например, введение замедленных автоповторов, оказало огромное влияние на спорт и стало его неотъемлемой частью, но его появление не было вызвано ни требованиями, ни непосредственным участием, ни исследованиями, произведенными в рамках спортивного менеджмента.

В 1994 г. австрийский физик Август Мусгер запатентовал технологию изменения темпа показа киноленты, что было сделано для художественных фильмов, хоть и впоследствии получило широкое распространение именно в спортивном секторе [14].

Другой подход к дефиниции спортивного менеджмента изложен в книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», написанной Д. Кимболом и Р. Люссьером: «спортивный менеджмент это мультидисциплинарное поле, которое интегрируется со спортивной индустрией и менеджментом» [13, с. 6]. В данном случае, по мнению авторов исследования, напротив затронут не весь диапазон индустрий и возможностей, относящихся к спортивному менеджменту. Однако, мы поддерживаем определение «мультидисциплинароное поле» и утверждение о его интеграции.

Для углубленного и уточненного понимания дефиниции спортивного менеджмента, в ходе исследования мы обратились к свойствам и характеристикам данного феномена, представленными выше описанными авторами.

Например, Э. Экстин приводит масштабы спортивного менеджмента перечислением видов и подвидов, относящихся к нему видов деятельности.

Переработанные и адаптированные авторами исследования данные [17, c. 7-9] представлены в табл. 1.

Таблица 1[20]

Разновидности и подвиды сфер спортивного менеджмента

Отдельные виды спорта

Профессиональные лиги, команды;

Мультиспорт

Спортивные организации; спортивные школы;

Университетский спорт

Университетские ассоциации; кафедры и факультеты;

События

Встречи, совещания; торговые выставки;

СМИ

Газеты; спортивные журналы» спортивные каналы;

Спонсоры

Профессиональные услуги

Услуги по планированию и организации; финансирование;

маркетинг; спортивные агентства;

Оборудование

Арены и стадионы; менеджмент объектов; гоночные трассы;

Производители и продавцы

Экипировка; атрибутика; продажи;


Выводом из выше перечисленного, согласно Э. Экстин перед спортивным менеджментом стоят следующие задачи:

1) управление, организация, планирование, лидерство, контроль за исполнением и обеспечение эффективности работы;

2) развитие внутренней среды на предприятии и создание корпоративной культуры, ведущей к успеху;

3) урегулирование юридических вопросов и документопроизводство;

4) разработка, исполнение и донесение миссии до всех сотрудников;

5) организация и эффективное распределение человеческих, материальных и нематериальных ресурсов [19, с. 10].

Иной подход к задачам и зонам ответственности спортивного менеджмента наблюдается у Р. Люссьера и Д. Килбола, которые сводят все к управлению и распределению ресурсами. При этом ресурсы делятся на следующие категории: человеческие, финансовые, физические и и нформационные [13, с. 7].

При этом, человеческие ресурсы рассматриваются как наиболее ценный актив, а физические – как готовые к использованию или употреблению материальные средства, необходимые для выполнения конкретной задачи, например, провиант и посуда. Авторы акцентируют внимание на том, что требуется либо непосредственное наличие финансовых ресурсов, либо их оперативная доступность через поставщиков, второе оценивается как наиболее рискованное и дорогостоящее в операциях решение.

На основе исследованной литературы и проведенного анализа выше описанных характеристик и определений предлагаем следующее определение: Спортивный менеджмент – это процесс и результат применения способности к созданию синергии, путем интеграции и реорганизации имеющихся, а также поиску и открытию новых видов ресурсов, необходимой для разработки, реализации и контроля за исполнением различных задач, связанных со спортивной индустрией.

1.2 Роль спортивного менеджмента в физкультурно-спортивных организациях

Довольно долгое время в России спорт воспринимался сугубо как зрелище и практически никто и не думал рассматривать его как бизнес. А тем временем коммерциализация индустрии спорта в США, Европе и Латинской Америке прошла достаточно давно. В этих странах налажено хорошее взаимодействие между государством, спортом и бизнесом. К счастью, в последние несколько лет в нашей стране государство оказывает стоящую поддержку в проведении спортивно-массовых мероприятий. Яркий пример такого взаимодействие это проведение летней универсиады в 2013 году в г. Казань, затем в 2014 году XXII зимние Олимпийские Игры в Сочи и проведение Чемпионата Мира по водным видам спорта в 2015году, которые так же проводились в г. Казань.