Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере КБ ОАО «Росбанк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране, и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблений. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников фирмы.[9]

Неправомерно отождествлять предпринимательский риск либо только с возможными негативными последствиями, потерями, опасностью, неудачей, либо только с предполагаемыми удачными исходами, которые могут наступить в ходе реализации выбранной в условиях неопределенности альтернативы. Альтернативность связана с тем, что предполагается необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов, решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора снимает разговор о риске. Там, где нет выбора, нет рискованной ситуации и, следовательно, нет риска. Напротив, чем больше альтернативных подходов принимается во внимание, тем лучше. У фирмы Soni, например, было десять различных вариантов проекта видеомагнитофонов, каждый из которых, в свою очередь, включал 2 - 3 разновидности, отличающиеся набором компонентов. В результате такого подхода неопределенность ситуации становилась столь малой, что, в сущности, ущерб от риска почти исключался.

Предпринимательский риск есть вероятностная категория. Известно, что в большинстве случаев человеческая деятельность носит вероятностный характер, т.е. связана с неопределенностью, случайностью, стихийностью. Это позволяет рассматривать риск как деятельность, осуществляемую субъектами хозяйствования в ситуации неизбежного выбора в условиях внедрения инноваций. Предпринимательский риск, с одной стороны, ориентирован на получение общественно значимых результатов неординарными, новыми способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие внедрению новых, перспективных видов деятельности, направленных на достижение цели предпринимательской деятельности - систематического получения прибыли. С другой стороны, предпринимательский риск может вести и к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, к тем или иным издержкам, если в условиях неполной исходной информации, ситуации риска альтернатива выбирается без должного учета объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора и представляет собой сомнительное мероприятие.


Следовательно, хотя предпринимательский риск и "благородное дело", отнюдь не любые рискованные решения целесообразно выбирать и реализовывать на практике. Существуют два типа предпринимательского риска - рациональный (обоснованный) и нерациональный (необоснованный). Разумеется, риск должен носить разумный, взвешенный характер, поскольку жесткий механизм конкуренции или разорит "волюнтариста", или не даст ему возможности продолжить дело.

Проблема риска имеет вполне самостоятельное значение как важная составная часть теории и практики хозяйствования. Поскольку многие решения хозяйствующего субъекта реализуются в условиях неопределенности, носят вероятный характер, для повышения их эффективности важна выработка рекомендаций по принятию, осуществлению решений в ситуации риска и внедрению их в практику.

Процесс хозяйствования состоит из ряда стадий: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; реализация плана действий. При этом предпринимательский риск существует как на стадии выбора решения (идеи и плана действий), так и на стадии его реализации.

В условиях рыночной экономики предпринимателю приходится каждый раз вновь стоять перед разнообразным выбором. Формирование предпринимательской идеи - это всегда риск и преодоление сопротивления, неизбежно возникающего при рождении чего-нибудь нового. Тут могут быть различные варианты, из которых необходимо выбрать наиболее эффективную идею для данной конкретной ситуации. При этом надо помнить, что существуют различные степени предпринимательского риска - минимальный риск, средняя степень риска, высокая степень риска и максимальный риск.

Экономический эффект предпринимательского риска можно оценить через соотношение затрат и результатов, при этом оценки носят количественный характер. Существует множество количественных методик, ориентированных на поиск оптимальных вариантов в условиях неопределенности. Своеобразие оценки предпринимательского риска обусловливается и типом прогноза, который может быть определен временным интервалом. Обычно выделяют три основные формы таких прогнозов: краткосрочные (до 5 - 7 лет), среднесрочные (до 15 - 20 лет) и долгосрочные (до 50 лет и более). В зависимости от типа прогноза меняется степень неопределенности и риска. С увеличением периода долгосрочного прогнозирования снижается степень его достоверности и уменьшается поле количественных характеристик, увеличивается поле качественных оценок.

Выявление степени предпринимательского риска может осуществляться различными способами: от сложного вероятного анализа в моделях исследования операций до чисто интуитивных догадок. На практике обычно преобладают интуиция и предыдущий опыт. Лишь незначительный процент предпринимателей способен учитывать риск с применением математических методов, остальные этого вообще не делают. Существует простейшая методика определения коэффициента риска при краткосрочных прогнозах. Если, например, вероятность достоверности конкретного прогноза составляет 95%, то вероятность того, что он не оправдается, - 5%. Соответственно и коэффициент риска будет равен 5%.


На протяжении весьма длительного времени (измеряемого во многих случаях годами) новаторские начинания не дают прибыли, а только потребляют ресурсы. Затем нововведение в течение длительного времени должно быстро разрастаться и возвращать вложенные в его разработку средства, по меньшей мере, в пяти-, десятикратном размере, иначе его можно рассматривать как неудачное.

1.4 Понятие и классификация коммерческих рисков в современных экономических условиях

Основополагающим свойством бизнеса является его неустойчивость.
Бизнес не может оставаться неизменным в течении длительного времени.
Это обусловлено постоянным и непрерывным изменением объектов бизнеса, среды собственный малый бизнес и средств и инструментов самого бизнеса.

Данные изменения обусловлены научно - техническим и общественно - социальным прогрессом. Постоянно появляются новые технологии, новые товары и новые рынки, и так же постоянно уходят в прошлое старые технологии, старые товары и старые рынки. Чтобы выжить, бизнес вынужден постоянно совершать новые шаги, причем каждый шаг всегда совершается впервые.

Чем кардинальнее новый поворот, тем большую выгоду он может принести. Естественно, что он привносит с собой и новые риски, однако, не совершая этот шаг бизнес уменьшает размер выигрыша, уменьшая размер выигрыша, уменьшает рентабельность, уменьшая рентабельность снижает устойчивость к неожиданным изменениям, а снижая устойчивость сам становится рискованным. По этой причине, самым неустойчивым бизнесом является бизнес не изменяющийся.

При осуществлении коммерческой деятельности риск возникает на различных стадиях продвижения товаров и услуг как собственно внутри страны, где работает предприниматель, так и за ее пределами, если ведется международная коммерция.

Коммерческий риск могут вызывать разные обстоятельства. Например, потери или убытки могут возникнуть из-за снижения объемов реализации товаров или услуг по сравнению с запланированными, из-за отклонения реального объема прибыли от расчетного вследствие неблагоприятного течения процесса формирования цен, из-за возможного мошенничества при покупке товаров в кредит, из-за опоздания со сроками поставок или даже непоставки каких-то уже оплаченных товаров, из-за отказов в обслуживании, из-за потерь в процессе обращения товара через посредников.


Цена — один из наиболее важных факторов коммерческой деятельности. От того, каким будет значение цены в момент продажи потребителю товара или услуги, какой окажется в этот же момент платежеспособность потребителя, зависит исход «встречи» продавца и покупателя того или иного товара, той или иной услуги.

В немалой степени успех будущей сделки зависит и от самой возможности продать товар или оказать услугу. Совершенно понятно, например, что в случае неустойчивого спроса на какой-то товар любая попытка даже ненамного увеличить цену этого товара может немедленно привести к резкому падению спроса. Снижение спроса может также произойти в случаях неожиданного появления альтернативного продукта или снижения цены на аналогичный товар у конкурента и, конечно, в случае снижения платежеспособности потребителей.

Совершенно очевидно, что «нельзя быть сильным везде» — ресурсы любого коммерсанта небезграничны, поэтому он принципиально не способен обеспечить любой возможный уровень спроса на товар или услугу. Значит, если случайный уровень спроса будет ниже уровня запаса товара или уровня предложения услуг, то часть товара (услуг), за приобретение которой у производителя коммерсант уже заплатил, не будет востребована, и коммерсант понесет убытки. Его деньги «заморожены» в товаре, они не работают, не приносят прибыль. [10]

Если же уровень спроса превысит уровень предложения, то товар будет быстро раскуплен. В таком случае коммерсант также может понести убытки из-за того, что он не успел скорректировать (увеличить) цену товара, на который возник ажиотажный спрос. Есть и другие, не менее важные обстоятельства, которые следует принимать во внимание, анализируя ажиотажный спрос.

Коммерческая деятельность, прежде всего, связанна с возникновением большого количества рисков. Коммерческими рисками принято считать возможность возникновения неблагоприятной ситуации, которая может привести к определенным потерям в бизнесе.

Существует огромное количество различных факторов, которые влияют на возникновение рисков в коммерческой деятельности. Для стабильного функционирования каждой коммерческой организации стоит выявлять и анализировать факторы, которые влияют на уровень рисков. Факторы, влияющие на уровень коммерческого риска, можно условно разделить на две основные категории - внешние и внутренние.

К внешним факторам принято относить те, на которые бизнесмен-коммерсант не в состоянии повлиять, но которые должен обязательно учитывать при оценке рисков своего предприятия.


К внешним факторам риска относят:

- Общую политическую и экономическую ситуацию в стране.

- Положение рынка, на котором ведет деятельность конкретное предприятие.

- Международную ситуацию.

- Законодательную базу государства, и ее изменения, которые влияют на ведение коммерческой деятельности.

- Коррупцию и прочие действия со стороны чиновников и гос. служб.

- Действия конкурентов.

- Действия контрагентов и партнеров.

- Форс-мажор.

Внутренние факторы, влияющие на уровень риска, зависят в основном от структуры и возможностей предприятия, а так же от решений, которые принимаются его руководителем.

К внутренним факторам относят:

- Наличие финансовых средств, как собственных, так и заемных, их соотношение, размер запасов, возможность получения дополнительного финансирования и тому подобное.

- Уровень и квалификация персонала. Низкий уровень управления и деловой активности, недобросовестный, небрежный и/или  неквалифицированный персонал могут привести любое предприятие на грань банкротства.

- Организация процессов купли продажи, в частности соблюдение договорной дисциплины и правильный подбор контрагентов.

В зависимости от влияния различных факторов у коммерческого предприятия могут возникнуть такие виды рисков:[11]

Валютный риск характерен для предприятий - участников ВЭД. Представляет собой возможность получения убытков из-за изменения обменного курса одной валюты на другую. На этот вид риска, как правило, влияют такие факторы, как международная ситуация и политико-экономическая ситуация в стране.

Маркетинговый риск. Фактически, это возможность снижения доходов, или даже получения убытков, в результате неправильной маркетинговой политики предприятия. Ошибочная маркетинговая политика может выражаться в неправильной ориентации на потребителя/покупателя, неправильном выборе сегмента или неверной оценке конкурентов и прочем.

На этот вид риска влияют такие факторы, как положение на рынке и уровень управления предприятием.

Инфляционный риск - это возможность того, что при росте инфляции получаемые доходы предприятия будут быстрее обесцениваться, чем расти. Этот риск напрямую зависит от такого фактора, как общая политическая и экономическая ситуация в стране.

Инвестиционный риск – это возможность финансовых потерь от вложения средств в другие предприятия, ценные бумаги или расширение собственного предприятия.