Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере КБ ОАО «Росбанк»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы предпринимательства. Понятие и виды коммерческих рисков
1.1 Сущность предпринимательской деятельности
1.2 Условия развития предпринимательской деятельности
1.3 Определение предпринимательского риска
1.4 Понятие и классификация коммерческих рисков в современных экономических условиях
Глава 2 Особенности финансовых рисков на примере КБ ОАО «Росбанк»
2.1 Общая характеристика банка ОАО «Росбанк»
2.2 Оценка кредитного портфеля ОАО «Росбанк»
Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие её различными ресурсами.
Для роста и процветания необходимы также поставщики капитала, а поставщиками могут быть банки, частные лица, акционеры, государственные учреждения, предоставляющие взаймы.
Подбор рабочей силы – особое место в решении всех поставленных перед фирмой задач. Так как без людей, способных использовать материалы, невозможно эффективное функционирование фирмы.
Конкуренты тоже причисляются к внешнему фактору, действие которых нельзя оспаривать. И в условиях рынка руководители фирм и предприятий понимают, что если не удовлетворять потребности потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то и результаты их деятельности могут быть плачевными. Зачастую именно конкуренты, а не покупатели определяют, какие продукты можно реализовать и какую установить цену.
Помимо конкуренции за потребителей ведётся ещё борьба за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право применять установленные технические новшества.
Контактные аудитории относятся к внешним силам, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы из-за различного рода интересов к её деятельности. Контактные аудитории классифицируются следующим образом:
1.Государственные учреждения надзора и регулирования производственной деятельности играют важнейшую роль, например установление правового статуса организации, влечёт за собой определенный порядок уплаты налогов. Различные органы государственного регулирования являются уполномоченными устанавливать порядок ведения финансовой отчётности, выдавать лицензии, устанавливать нормативы и условия работы и т.д.
2.Средства массовой информации, в частности рекламные агентства, газеты, журналы, теле и радио эфиры и т.д.
3.Общественные организации: профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.
4.Местные контактные аудитории: общины, религиозные организации и др.
5.Собственные служащие и рабочие фирмы. Они имеют конкретные суждения о её деятельности и, безусловно, могут как позитивно, так и негативно подействовать на достижения намеченных фирмой цели.
Среда косвенного воздействия включает в себя факторы: экономические, государственно-политические, научно-технологические, правовые, социально-демографические, международные.
Данные факторы не оказывают прямого незамедлительного воздействия на функционирование фирмы, но, тем не менее, отражаются на нём.
Число экономических факторов столь велико и многообразно, что в полном объёме их не перечислишь, приведу лишь некоторые: инфляция, которая сокращает покупательную способность потребителей; новые налоги, которые изменяют распределение доходов, приводят к переменам покупательной способности; уровень процентных ставок на капитал - может сделать выгодными инвестиции в новые предприятия; уровень занятости – определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения.
Фирмы, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке.
Особое влияние на деятельность фирмы оказывают демографические факторы, хотя они не всегда берутся в расчёт. Любая производственная система должна учитывать структурные изменения демографического развития.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности выполняет некоторые задачи. Они заключаются в следующем:
- в обеспечении достаточного уровня занятости;
- в защите как здоровья, так и жизни граждан;
- в охране окружающей среды;
- в поддержке деятельности предпринимательства;
- в специальных мероприятиях, направленных на защиту прав предпринимательского сектора.
Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, такое деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Целью государственной поддержки охватывается, в частности, создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.
В научной юридической литературе имеют место и другие теоретические подходы к определению понятия «государственная поддержка», отграничивающие «государственное нормативное регулирование» от «системы государственной поддержки малого предпринимательства». В первом случае имеется в виду создание на федеральном и региональном уровне законодательной базы для бизнеса, а во втором – о разработке федеральных, региональных, отраслевых, муниципальных программ, методах и направлениях государственной поддержки предприятий, о создании благоприятных условий для их функционирования. Государственная поддержка в таком понимании (более узком, чем приводится выше) в основном сводится к экономическим формам, хотя она может осуществляться также посредством правовых и организационных форм.
Государственную поддержку предпринимательской деятельности необходимо отличать от защиты прав предпринимателей. Цель государственной поддержки – стимулирование хозяйствующих субъектов к рациональному хозяйствованию в объективном смысле, включая реализацию всех его составляющих (производственно
й, инновационной, экологической и социальной). Целью же защиты прав предпринимателей является восстановление или признание их нарушенных или оспариваемых прав. Кроме того, следует учитывать то, что термин «защита», употребляемый в законодательстве и юридической литературе, часто обозначает именно поддержку, например, когда речь идет о «защите отечественного производителя».
Государственное регулирование экономики реализуется с помощью мер макроэкономического регулирования, а процесс государственного воздействия на предпринимательство – преимущественно мерами, направленными на деятельность субъектов микроэкономики. Следовательно, понятие государственного регулирования экономики является более широким, чем понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер.
1.3 Определение предпринимательского риска
Прежде чем переходить к описанию сущность коммерческого риска, проведем теоретический экскурс в описании предпринимательского риска, который является базовым по отношению к коммерческому риску.
Понятие «риск» известно с давних времен. В отечественной экономике исследование вопросов теории риска было в определенной степени востребовано лишь до конца двадцатых годов ХХ века. В дальнейшем усиливалась роль командно-административных методов управления. Все это в соединении с устранением рыночной мотивации экономики привело к отрицанию проблемы хозяйственного и социального риска. Отдельные же разработки по вопросам производственных, хозяйственных рисков не могли претендовать на право считаться научным направлением.
Организации монетарного сектора экономики с его динамичной конъюнктурой, со спецификой работы с высоколиквидными активами, с высокой степенью окупаемости и краткосрочностью проектов быстро смогли
накопить достаточно ресурсов для инвестиций в разработку риск-менеджмента для своего сектора экономики. Все это позволило им в кратчайшие сроки внедрить некоторые базовые принципы минимизации рисков, а также получить обоснованную выгоду от принятых решений.
В реальном же секторе экономики длительные сроки реализации проектов, недостаточный объем инвестиций, низкая оборачиваемость и окупаемость средств, относительно низкий уровень экономической грамотности административно-управленческого персонала препятствуют объективной оценке преимуществ концепции снижения рисков в деятельности предприятия. В свою очередь, это ведет к неэффективному управлению финансовыми потоками, отсутствию прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, ошибочному стратегическому планированию развития предприятия.[4]
В современной экономической теории и практике риск является одной из основополагающих категорий. Экономический риск классики рассматривают либо как возмещение возможного дохода вследствие принятого решения, либо как получение убытков (наступления неблагоприятных последствий) вследствие реализации неудачного решения.
В условиях полной неопределенности субъекты предпринимательской деятельности полностью лишены возможности, каким бы то ни было способом прогнозировать как перспективы своего собственного развития, так и рынка в целом.
В соответствии с определением, данным в ст. 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Из данного определения вытекает такой признак предпринимательской деятельности, как рисковый характер деятельности, или риск. Современный экономический словарь трактует слово "риск" так: риск - опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли[5].
Отсутствие общепринятого определения понятия "риск" прежде всего обусловливается многообразием самих рисков, различной степенью их влияния на развитие бизнеса и разной степенью чувствительности к этим рискам. Риск объективно присутствует в любой области человеческой деятельности, в том числе и в процессе реализации стратегических планов развития предприятий. В данной сфере деятельности под риском следует понимать возможность недостижения значения оценочных критериев в процессе реализации базовой и (или) функциональной стратегии развития предприятия.[6]
Общественные отношения, связанные с имущественным оборотом, составляют большую часть общественных отношений, подверженных правовому регулированию. В свою очередь, свобода экономических отношений сама по себе таит в себе долю неопределенности, а следовательно - риска.[7]
Отношение к риску в нашей стране всегда было противоречивым и неоднозначным. В 20-е годы прошлого века принимается ряд законодательных актов, нормативно определивших содержание понятия "риск" применительно к производственной и рационализаторской деятельности. Однако уже к середине 30-х годов категория "риск" была объявлена "буржуазным понятием", чужеродным новому строю. Становление командно-административной системы управления неизбежно способствовало формированию стереотипа о постепенном отмирании риска по мере развития планового характера хозяйствования. Считалось, что социалистическая экономика и риск - явления несовместимые. Здесь и скрыты истоки того, что слово "риск" на многие десятилетия выпало из поля зрения высшей науки и практики управления . Командная экономика и "риск-тейкеры" (люди, склонные к риску, легко идущие на риск), как правило, были несовместимы.[8]
Во второй половине XX в. человечество вступило в новую фазу развития - в фазу риска. Риск выступает ныне как серьезная общественная проблема. В передовых странах бурно развивается рисковый и предпринимательский бизнес. В повседневный обиход вошли словосочетания: "рисковый капитал", "коммерческий риск", "риск-тейкер" и т.д. Популярными стали пословицы и поговорки: "Риск - благородное дело", "Кто не рискует - тот не пьет шампанское" и т.п.
Многогранность предпринимательского риска, его различное этимологическое значение вызывает обилие многочисленных и зачастую противоречивых его толкований. В массовом сознании преобладают два противоположных взгляда на сущность предпринимательского риска. С одной стороны, риск представляется в виде возможной опасности материальных или других потерь, которые могут наступить в результате претворения в жизнь выбранного рискованного решения. С другой стороны, риск отождествляется с предполагаемой удачей, благоприятным исходом.