Файл: АНКЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ (Теоретические аспекты анкетирования).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
Введение.
На сегодняшний момент анкетирование является очень важным и нужным методом для исследования настроения покупателя, важности предпочтений. С помощью этого мы можем определить наилучшее соотношение цены и качества товара.
В маркетинге, который призван удовлетворить потребности людей, исследования имеют большое значение, так как в условиях рынка преимущество получают те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка. Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменение потребностей покупателей. Маркетинговые исследования - это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Как правило, потребность в проведении маркетинговых исследований возникает в случаях, когда:
1. фирма не достигла поставленных маркетинговых целей;
2. фирма уступает позиции конкуренту;
3. фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
4. фирма готовит новый бизнес-план;
5. любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределённость при принятии маркетинговых решений. Достаточно часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке.
Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, маркетинговая среда и так далее. Результатом маркетинговых исследований является информация, которая используется при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
В настоящее время самым популярным методом сбора первичных данных является метод опроса. Опрос является весьма эффективным способом получения универсальной информации как объективного (о фактах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках и ценностных ориентациях).
Анкетирование - метод определенного исследования, в котором на поставленные вопросы отвечают письменно.
Как правило, потребность в анкетировании возникает только в таких случаях, если:
* если организация не достигла своих поставленных целей за определённый промежуток времени
* организации отстаёт от своих конкурентов
* бизнес - план
* организация планирует диверсифицировать фирму
Анкетирование помогает фирме увеличить свои знания о стоящих проблемах, то есть помогает принять решение.
Обычно анкетированию подвергаются рынок, потребители, конкуренты и товары. Самым популярным методом сбора данных является метод опроса.
Опрос - это метод сбора первичной информации путём регистрации ответов на вопросы.
Анкетный вопрос - это один из составляющих опроса, который предполагает жёсткий фиксированный порядок конструирования ответа. Особенностью анкетного вопроса заключается в том, что опрашиваемый самостоятельно отвечает на заданные вопросы в соответствии со своими знаниями и жизненными убеждениями.
Тема данной курсовой работы является актуальной в настоящее время, так как, как указывалось выше, опрос в настоящее время очень популярный метод сбора маркетинговой информации, а полученные в ходе анкетирования данные позволяют снизить степень неопределённости, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Целью исследования является изучение сущности анкетирования и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать понятие и выявить значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.
2. Рассмотреть виды анкетирования.
3. Проследить технологии создания анкет.
4. Проанализировать возможности применения анкетирования в системе маркетинговых исследований.
Объектом исследования является анкетирование как инструмента маркетинговых исследований.
Предмет исследования – ПАО «Лукойл».
Глава 1. Теоретические аспекты анкетирования.
Анкеты и опросники в широком смысле представляют собой систему вопросов, объединённых общими темой, исследовательским замыслом и направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта анализа (в маркетинге — конкретно группы потребителей). Разрабатываются они индивидуально каждой фирмой исходя из специфики своей деятельности.
Основа любой анкеты или вопросника — вопросы, которые можно классифицировать:
- по содержанию (о реакции потребителя на данный продукт, его отдельные параметры, на уровень и форму обслуживания, на имидж фирмы и т.п.);
- по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
- по функции (основные, вспомогательные).
Закрытый вопрос — тот, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Потребитель должен подчеркнуть/отметить иным образом один из предложенных вариантов, совпавший или наиболее близко соответствующий его мнению. Сюда же относятся варианты ответов "да" и "нет".
Открытый вопрос не навязывает потребителю конкретный вариант ответа. После вопроса обычно оставляется несколько пустых строк, в которых, как предполагается, потребитель изложит свою точку зрения (но при этом нужно быть готовым к тому, что на часть вопросов вы получите формальный ответ или не получите его вовсе). Принципиальной разницы между анкетой и вопросником нет. В первом случае вопросы сформулированы в более закрытой форме (или есть комбинация обоих типов вопросов), в последнем — в открытой форме.
Основные вопросы — это те, которые направлены на сбор информации о содержании объекта исследования. Вспомогательные (неосновные) — на проверку искренности ответов (это так называемые вопросы-фильтры). Есть определенные правила составления анкет.
Прежде всего, это касается порядка размещения блоков вопросов в них.
В самом начале анкеты идут наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Например, анкета потребителя может содержать следующие начальные примерные блоки вопросов:
• место (страна, регион) приобретения продукта;
• место (страна/регион) проживания потребителя.
Затем идут более сложные вопросы, касающиеся уже непосредственно содержания анализа:
• место (вид торговой точки) приобретения продукта;
• опыт приобретения данного продукта (первый раз, для замены старого);
• источники информации (рекламы), которые повлияли на решение потребителя приобрести данный продукт;
• какие конкурирующие (заменяющие) продукты и каких фирмы при этом рассматривались ещё;
• главные причины (2-3), по которым предпочтение было отдано данному продукту (марка фирмы, качество, внешний вид, цена и т.п.);
• для каких целей приобретён продукт (для семьи, работы, отдыха, собственных нужд, в подарок и т.п.);
• где (в каком помещении, месте) предполагается использовать продукт;
• какие другие продукты предполагается использовать вместе с данным продуктом;
• какие три-четыре главных параметра продукта наиболее понравились.
В конце анкеты помещаются вопросы о личности опрашиваемого:
• возраст и социальный статус покупателя;
• профессия и квалификационный уровень;
• уровень семейного дохода;
• реквизиты и контактные данные.
Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это максимум, после которого внимание опрашиваемого снижается. Всегда учитывайте и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить на поставленный вопрос. Не задавайте вопросов, при ответе на которые потребители могут испытывать неудобства или затруднения.
При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:
1) формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
2) анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;
3) анкета не должна содержать лишних вопросов,
4) в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
5) все вопросы должны быть сгруппированы в определённые блоки в соответствии с логикой исследования;
6) анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость;
7) в анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах;
8) трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты.
Проведение опроса нельзя начинать без соответствующего тестирования анкеты. Оно используется для оценки самих вопросов и их последовательности. В ходе тестирования выясняется, действительно ли люди помнят данные, которые от них хотелось бы получить, не смущают ли их некоторые вопросы, не вызывают ли они нежелание отвечать или неуверенность при ответах.
Включение каждого вопроса в анкету обосновывается. Например, вопрос: "Употребляете ли вы импортное мороженое?", имеет следующее обоснование: вопрос позволяет получить данные о том, какой процент населения потребляет импортное мороженое. Эта информация может быть использована для сравнения результатов исследования с данными о целевой группе потребителей мороженого, полученными при анализе демографической ситуации.
От определения выборки во многом зависит эффективность проведения опроса.
Для определения необходимой и достаточной выборки исследователь должен оценить тот круг опрашиваемых, которые соответствовали бы всей совокупности и отвечали задачам исследования. Ф. Котлер при разработке плана выборки рекомендует следовать следующей схеме:
1. Кого опрашивать?
2. Какое количество людей необходимо опросить?
3. Каким образом следует отбирать членов выборки?
Таким образом, несмотря на имеющиеся достижения, создание анкеты продолжает оставаться скорее искусством, чем наукой. Большинство успехов относиться, в первую очередь, к определению того, чего нужно избегать в анкете, например, направляющих и неясных вопросов. Однако существует мало конкретных указаний на то, как сделать так, чтобы вопросы не оказались наводящими.
• По числу респондентов:
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов)
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
• По полноте охвата:
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
• По типу контактов с респондентом:
-Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
-Заочное (анкетёр отсутствует): почтовое (рассылка анкет по почте), прессовое (публикация анкет в газете, журнале), раздаточное (вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.), онлайн анкетирование.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надёжность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Структура анкеты:
1 - преамбула - поясняется, кто и зачем проводит исследование. Опрос проводится анонимно, если иное не предусмотрено планом. Исключены какие бы то ни было последствия для респондента как в случае отказа, так и в случае согласия, также определяется, сколько времени необходимо заполнять анкету;
2 - паспортичка - (обычно 5-6 вопросов). Сюда входят такие вопросы, как пол, возраст, национальность, семейное положение, продолжительность пребывания в браке, наличие детей, образование, сфера профессиональной деятельности, должность по основному месту работы, размер семьи, размер зарплаты, денежный доход в размере на одного члена семьи и так далее. Паспортичка размещается либо в начале, либо в конце анкеты;