Файл: Построение организационных структур (Основы проектирования организационных структур управления предприятием).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность построения организационной структуры управления предприятием
1.2 Основные виды организационных структур управления предприятием
1.3 Основы проектирования организационных структур управления предприятием
2.1 Ключевые показатели оценки функционирующих структур управления предприятием
2.2 Механизм проектирования структуры управления
2.3 Недостатки и основные направления улучшения организационной структуры управления предприятием
3) Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, при этом включая их как количественную, так и качественную формулировки. В результате его применения зачастую исполняются такие этапы как: [3, С. 45]
1. Разработка системы (дерева) целей, которые представляют собой структурную базу с целью согласования всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
2. Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения любой из целей, соблюдения принципа однородности целей, определяемых любому подразделению, установления отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;
3. Составление карт, как прав, так и ответственности за достижение целей для некоторых подразделений, так и согласно комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности; определенные результаты, за достижения которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется с целью достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).
4) Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и иных отражений распределения, как полномочий, так и ответственности в организации, выступающих основой с целью построения, анализа, а также оценки разнообразных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько главных типов организационных моделей, а именно таких как:
Таким образом, процесс проектирования организационной структуры управления должен быть создан на совместном применении выше охарактеризованных методов.
2.3 Недостатки и основные направления улучшения организационной структуры управления предприятием
Наряду с переходом многих малых предприятий к новым формам собственности перед руководителями как высшего, так и среднего звена, которые выдвинуты из среды работников специалистов и, в особенности, руководящего состава, появляются серьезные проблемы в области, как психологии, так и организации управления вообще и персоналом, в частности.
При всем разнообразии подходов к решению данной проблемы нельзя назначить универсальные методы, а также приемы построения, потому как любая организация обладает собственными индивидуальными особенностями.
Так, модифицирующиеся условия хозяйствования повышают надобность в улучшении системы управления персоналом.
В результате участия в органах управления предприятием, как рабочие, так и служащие должны допускаться к обсуждению, а также к решению главных вопросов производства. Но необходимо предусмотреть их участие так, чтобы исключить вероятность назначающего влияния на принимаемые решения. Тем самым управление предприятием остается прерогативой специальных администраторов.
Участие в управлении увеличивает у работников чувства ответственности за качество исполняемых работ. У них возникает желание улучшать собственную квалификацию, как в профессиональной, так и в управленческой области. И участие в управлении придает работнику уверенность в себе, как соучастнике общего дела.
Тем самым изменения во всех областях жизнедеятельности представляет ключевой элемент современности. Как непрерывные, так и быстрые изменения в технологии и информатике вызывают непрерывного обучения персонала. [15, С. 26]
Внедрение новой техники, технологии, производство нынешних товаров, увеличение коммуникационных возможностей формируют условия с целью ликвидации либо изменения отдельных видов работ.
Наряду с этим нужная квалификация не может быть гарантирована основным образованием.
Постоянное обучение сотрудников, в особенности в нынешних динамично развивающихся областях, даст возможность вовремя реагировать на рыночные изменения, а также корректировать собственный бизнес. [7, С. 12]
Организационная структура главным образом зависит от внешней среды организации. Она базируется в соответствии со стратегическими целями организации, назначается характером процесса производства, спецификами используемой технологии. Таким образом, она не выступает неподвижной, раз и навсегда заданной, может и должна изменяться. Так, организатор должен уметь почувствовать надобность реорганизации, а также быть готовым к ее осуществлению. При этом модификации в управленческих структурах, которые связаны с модификациями целей организации, главным образом обусловливаются двумя группами факторов. Во-первых, факторами, которые отображают надобность создания либо удержания конкурентных преимуществ на соответствующих целевых рынках, а также развитием научно-технического производства и возможностями применения его результатов с целью увеличения результативности организации. Во-вторых, вероятными как формами, так и методами улучшения самих структур. Данные возможности предусматривают улучшение структур посредством внутренних резервов, при этом включая децентрализацию, делегирование полномочий на наиболее низкие уровни. Линейные структуры превращаются в наиболее плоские посредством сокращения количества уровней управления с одновременным, в основном, укрупнением функций, а также сокращением подразделений на одном иерархическом уровне.
Таким образом, проблема улучшения организационной структуры управления полагает уточнение функций подразделений, установление, как прав, так и обязанностей любого руководителя, а также сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Главной задачей выступает повышение эффективности управления. Организационная структура сориентирована, в первую очередь, на определение отчетливых взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав, а также ответственности. В ней осуществляются самые разнообразные требования к улучшению систем управления, которые выражаются в тех либо других принципах.
Улучшение организационной структуры управления завоевывает форму поиска альтернативного решения, как между централизацией, так и между децентрализацией властных функций.
Итак, можно предложить такие направления улучшения организационной структуры предприятия как:
Назначение зоны компетенции нижестоящих руководителей, а также делегирование им соответствующих полномочий.
Введение процессного подхода, налаживание горизонтальных связей.
Введение дополнительной штатной единицы, переход к линейно-штабной структуре.
Делегирование, как термин, применяемый в теории управления, обозначает передачу, как задач, так и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их исполнение.
Целями делегирования являются: [1, С. 93]
- разгрузить вышестоящих руководителей;
- повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
- активизировать «человеческий фактор», усилить как вовлеченность, так и заинтересованность работников.
Линейно-штабная организационная структура выступает развитием линейной и вызвана ликвидировать один из ее недостатков, который связан с отсутствием звеньев стратегического планирования. Она содержит в себе специализированные подразделения (штабы), которые не располагают правами принятия решений, а также руководства какими-нибудь нижестоящими подразделениями, а только помогают соответствующему руководителю в исполнении некоторых функций, в первую очередь, функций стратегического планирования и анализа.
Как руководитель, так и администратор предприятия должны постоянно обдумывать вероятные способы совершенствования деятельности, а также мотивации людей, функционирующих с ними. Значимо выделить вероятные простые изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны.
Работникам так же нужно предоставить ощущение признания применяемых ими навыков. Настоятельно рекомендуется отказаться от традиционных методов управления персоналом, которые не улучшались на протяжении десятков лет.
В заключении нужно сказать, что трудовые отношения охватывают обширный круг проблем, которые связаны с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором наилучшей системы заработной платы, формированием отношений социального партнерство на конкретном предприятии.
Однако подобрать персонал, сориентировать его в необходимое русло — это весьма сложная задача для любой фирмы, предприятия. Мало обладать высококвалифицированными работниками.
Управление людьми представляет особенный компонент управления всякой организацией вместе с управлением материальными и природными ресурсами.
Но по своим характеристикам люди значительно отличаются от всяких иных применяемых организацией ресурсов, а, следственно, вызывают особенных методов управления.
Заключение
В заключение отметим, что успех нынешних организационных структур все больше и больше зависит от внешних, чрезвычайно быстро изменяющихся условий их функционирования. К количеству данных условий можно отнести интенсивную конкуренцию, которая приобретает глобальный характер, весьма быстрое технологическое развитие, ужесточение требований, как к интеллекту, так и к потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.
При этом отсутствие организационной структуры управления формирует хаос на предприятии, а именно: работники не постигают, что они должны делать, как им необходимо это делать и с кем им надлежит работать; руководители разнообразных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой иных подразделений.
Тем самым организация без структуры управления неизбежно обратится как к политиканству, так и к фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть основаны базы с целью подготовки иных работников к исполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.
Отметим, что руководители уделяют огромное внимание как принципам, так и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость, а также устойчивость структуры управления. Придерживаясь данных, как требований, так и принципов, предприятие сможет достичь цели и исполнить намеченные задачи с высокой эффективностью, а именно активно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и рационально как распределят, так и ориентировать усилия собственных сотрудников, так, удовлетворяя потребности клиентов.