Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Содержание понятия «конкуренция»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание понятия «конкуренция»
1.2.1 Понятие и черты теории конкуренции
1.2.2 Механизм и предложения при конкуренции
1.2.3 Гибкость спроса и предложения
1.2.4 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
2.1 Характеристика рынков конкуренции
2.4 Теория монополистической конкуренции
3. Сравнительный анализ совершенной и несовершенной конкуренции
Итак, характерные черты любого с базаров неидеальной конкурентной борьбы согласно сопоставлению с торгом абсолютной конкурентной борьбы изобразим в Табл. 2.
Таблица 2
Каждый рынков несовершенной обладает своими , присущими только типу рынка. существуют и общие , которые их .
Общие черты несовершенной конкуренции:
1. цены с ростом продукции фирмы, соответствует падающей спроса на фирмы;
2. предельный становится меньше единицы продукции любого объема продукции, исключая выпущенную единицу;
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
3. монопольной власти, т.е. устанавливать цену продукции выше и средних издержек;
4. ценовой дискриминации, т.е. устанавливать различные на одну и же продукцию различных групп . [2, с. 183-184]
2.2 Теория чистой монополии
С абсолютно всех рынков неидеальной конкурентной борьбы более насыщенной противоположностью абсолютной конкурентной борьбы считается право.
В обстоятельствах чистейшей монополии область заключается с одной компании, т.е. определения «область» и «компания» схожи.
Чистой монополией именуют только одного в сферы торговца продуктов, никак не обладающего субститутов. На самом деле, право появляется как правило далее, в каком месте отсутствуют настоящие варианты, отсутствует родных продуктов-субститутов, изготовляемый продукция уникален.
В данных обстоятельствах предприниматель владеет действительной господством с места зрения осуществлении провианта, осуществляет контроль стоимость и способен воздействовать в ее, меняя число продукта.
Американский экономист М. Фридмен называет три основных источника монопольной власти:
- технические обстоятельства;
- прямая и косвенная правительственная поддержка;
- частный сговор между отдельными лицами.
Образцом монополии способен быть сферы природной монополии – подобные сферы, в каком месте конкурентная борьба вредоносна,
поскольку влияние позитивного результата масштаба до такой степени очень, то что присутствие некоторых соперничающих среди собою компаний повергнет её никак не к повышению производительности сферы, а к её утраты. Все без исключения другие сферы, никак не принадлежащие к природной монополии, в случае монополизации приобретают наименование коммерсантской монополии. Право способен являться предохранена с соперников патентом.
Монополист – исключительный торговец в торге, имеющий до такой степени крупными размерами изготовления, то что в пребывании гарантировать целый общеотраслевой потребность.
В данных обстоятельствах компания делается ценоискателем, т.е. способен никак не только лишь устанавливать размеры изготовления, однако и устанавливать стоимость, надлежащую получению максимальной народ доходы.В условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией. При этом в условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (средними издержками), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P › MR = MC ‹ ,
где Р – цена;
– предельный доход;
– предельные издержки;
– издержки на .
Достижение такого предпочтительно для фирмы в условиях конкуренции. Однако в монополии долгосрочное экономической прибыли вероятно в силу конкуренции на .
Считается, что предпринимательской монополии экономическую эффективность . В доказательство этому следующие аргументы.
- действие эффекта при расширении фирмы невелико (, в розничной торговле), объем производства, прибыль монополиста, ниже, чем в конкуренции, а цена – . При этом часть доходов расходуется на товара производителя- за счет потребления других .
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
- В условиях чистой , когда отрасль всего одной и выпускаемый товар имеет близких -заменителей , спрос эластичен по , монопольная власть на рынке . Если фирма монопольной властью рынке, устанавливает цены на и сокращает выпуск, тормозится развитие отраслей и в конечном экономики в целом.
- может сама вхождению новых в отрасль, используя нечестной конкуренции, т.е. давление, сговор с партнерами с целью допустить на новую фирму-. Однако существуют и контраргументы, указывающие, деятельность монополии повышению эффективности экономики. [2, с. 189-194]
2.3 Олигополия
Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную ее часть.
Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны, так и дифференцированы.
Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба.
Вступление в отрасль может быть существенно ограниченно путем выдачи лицензий. Патентование изобретений также служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока.
Важной особенность рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становятся для олигополии дополнительным условием при определении оптимального объема производства и цен.
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
При олигополии, как и при чистой конкуренции, возможна нечистая конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами.
Олигополия руководствуется такими же принципами ценообразования, что и монополия:
P › MR = MC ‹ AC.
Фирма выбирает такие объем производства и цену, при которых масса прибыли становится максимальной.
Существуют ряд моделей, описывающих поведение олигополии на рынке.
1. Модель «ломаной кривой спроса» описывает поведение фирмы, не проводящей стратегию тайного сговора с конкурентами.
Поскольку в олигополии фирмы взаимозависимы в отношении установления цены на продукцию, то для нее важно знать, какая реакция конкурентов наиболее вероятна в случае изменения цен. Эта модель основывается на том, что возможны варианты поведения участников рынка.
При изменении цены одним из конкурентов другие могут выбрать одно из двух возможных решений:
- выравнивать цены и подстраиваться под новую цену;
- не реагировать на изменение цены одним из конкурентов.
Теперь мы можем объяснить сущность ломаной кривой спроса: если фирма поднимет цену выше существующей цены, то конкуренты скорее всего не поднимут цены. В результате фирма потеряет часть своих потребителей. Если фирма понизит цену, то понизят цену и конкуренты. Поэтому при ценах ниже спрос становится менее эластичным (при неэластичном спросе снижение цены ведет к меньшему изменению спроса, следовательно, объем прибыли после снижения цены падает). Таким образом, любое изменение цены становится невыгодным в условиях олигополии.
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
2. Вторая модель рыночного поведения олигополии описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайного соглашения по поводу контроля за ценами.
Олигополия, стремясь уменьшить неопределенность, пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая стратегия обеспечит максимизацию прибыли. Средством достижения этой цели становится тайное соглашение между конкурентами о ценообразовании.
Тайный сговор возможен при условии, что фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В подобном случае фиксированная цена никому из участников соглашения не даст конкурентных преимуществ. В результате тайных соглашений выбираются оптимальные для олигополии объем производства и цена. Такие параметры производства, по сути, адекватны ситуации, когда на рынке выступает всего лишь единственный производитель. Это означает, что рынок олигополии перерастает в рынок чистого монополиста.
Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого
3. Третьей моделью действия олигополии считается форма лидерства в стоимостях. Возлюбленная представляет обстановку, если которая-или компанияпреобладает в торге и её стоимость включает значительную часть торга. Присутствие такого рода условия непосредственно её стоимость делается базарной. По этой причине как правило, если наикрупнейшая с олигополии компания меняет стоимость, прочие компании-олигополисты подстраиваются около ее.
Однако фаворитная компания, каждый один раз меняя стоимость, все без исключения ведь дерзает, таким образом равно как соперники имеют все шансы осуществить и собственную независимую расценочную стратегию. Данное вынуждает расценочного руководителя являться осмотрительным, по этой причине стоимость изменяется весьма крайне редко.Ценовой лидер обычно не реагирует на небольшие конъюнктурные изменения издержек и спроса. Изменение цены будет принято лишь тогда, когда условия издержек и спроса изменяются значительно и во всей отрасли. Так, ценовой лидер будет повышать цену, если произойдет достаточно значительное повышение налогов, повышения уровня заработной платы в отрасли или удорожание какого-либо ресурса. Как правило, фирма-лидер заранее оповещает прессу о планируемом повышении цены, так что остальные фирмы, входящие в олигополию, имеют время для подготовки к изменению цены. Такое лояльное отношение к конкурентам объясняется невыгодностью ценовой войны, которая приведет к потери стабильности, столь необходимой для деятельности крупных компаний, какими и являются фирмы-олигополисты.
Таким образом, ценообразование на рынке олигополий, если оно строится по принципу лидерства в ценах, предполагает, что одна фирма устанавливает цену, а другие принимают ее как объективную и ей подчиняются.
4.4-ая форма ценообразования создается согласно принципу «расходы преимущество». Её сущность состоит в этом, то что компания устанавливает степень потерь в штуку продукта, а далее добавляет к издержкам регламентный степень доходы.
Этот правило применяется далее, в каком месте продукт олигополии дифференцирована, т.е. согласно-собственному неповторима. Форма демонстрирует, то что компания никак не подстраивает собственные расходы около базарную стоимость, а, напротив, в стоимость, какую возлюбленная экспонирует, перекрывает существующие расходы. Такое действия компании вероятно присутствие нехватке заметного давления конкурентной борьбы.