Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Содержание понятия «конкуренция»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеальная конкурентая борьба имеет следующие основные признаки:

1. Многочисленность субъектов рынка. На рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка.

2. Однородность продукции. Это значит, что продукция конкурирующих фирм гомогенна и неразличима, т.е. данные продукты разных предприятий рассматриваются покупателем как точные аналоги. Поскольку товары одинаковы, потребителю безразлично, у какого продавца их приобретать. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Отсутствие контроля за ценой. Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции фактически предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Когда какой-то продавец устанавливает более высокую цену на товар, покупатели свободно переходят к его многочисленным конкурентам. Если же отдельный продавец установит цену ниже обычного уровня, то товары, реализованные по такой цене, не смогут удовлетворить существенным образом спрос покупателей и нарушить среди них свободную конкуренцию. На совершенно конкурентном рынке и покупатели, и продавцы являются ценополучателями, они «соглашаются» с ценой, принимают ее как данность.

Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого

4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Новые формы могут свободно входить, а существующие фирмы – покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого


5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии. Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Названным условиям едва ли может соответствовать хоть один из реально функционирующих рынков. Даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки (рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют) лишь частично удовлетворяют им. В реальной жизни всегда действую какие-либо бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов зачастую есть доминирующая фирма, обладающая доминирующей властью и диктующая цены. Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не используются в реальном мире.

Поэтому в рынке совершенной конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющая более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль. [2, с. 156-158]

Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого

1.2.2 Механизм и предложения при конкуренции

Базарные взаимоотношения постоянно презентованы теплым взаимоотношением торговца и потребителя. Данные взаимоотношения обозначивают в варианте взаимосвязей среди созданием и употреблением в свойстве предписания и спроса.

Поведение покупателя  (потребителя) и изготовителя (торговца)  обусловливается 2-мя законами:

- законодательством  спроса — присутствие других одинаковых  обстоятельствах потребитель обретает более продуктов присутствие снижении стоимости и менее — присутствие их увеличении;

- законодательством предписания — в случае если другие  требование  остаются постоянными, в таком случае торговец формирует и дает с целью осуществлении более продуктов присутствие увеличении стоимости и менее — присутствие их снижении.


В качестве примера выразим спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене. Это можно проиллюстрировать с помощью Табл. 1 и Рис. 1.

Таблица 1

При повышении цены спрос падает, а предложение растет. DD — кривая спроса; SS — кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникнет дефицит в размере А1В1; при цене 700 — излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.

Данное способен являться равно как сведения, необходимая в законодательном режиме, таким образом и вспомогательная сведения, представляемая по собственной воле, отталкиваясь с её потребности с целью изготовителей, покупателей и других краев, входящих в процедура вращения этого

На микроуровне различают общее и частное равновесие.

Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров и услуг) и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т. е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.

Рис. 1. График спроса и предложения

Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых определенным группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.

Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества; от общественного производства; от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства и предметы потребления.


Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества. Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия. [3, с. 114-115]

1.2.3 Гибкость спроса и предложения

Гибкость отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.

Гибкость спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах.

Еd = %∆Q / %∆P или %∆Q/Q / %∆P/P,

где Еd — коэффициент эластичности спроса по цене;

Q — объем спроса на товар;

Р — цена товара.

Различают следующие типы эластичности:

1. Единичная гибкость, когда на каждый процент изменения цены

объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Еd = 1):

Еd = %∆Q / %∆P = 2% / 2% = 1.

2. Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еd >1):

Еd = %∆Q / %∆P = 4% / 2% = 2.

3. Неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Еd < 1):

Еd = %∆Q / %∆P = 2% / 4% = 0,5.

4. Совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Еd = 0):

Еd = %∆Q / %∆P = 0% / 4% = 0.

5. Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Еd = ∞):

Еd = %∆Q / %∆P = ∞% / 1% = ∞.

Рассмотрим теперь эти типы эластичности графически (Рис. 2).

Рис. 2. Типы эластичности

Гибкость связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным. [3, с. 116-117]

1.2.4 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции

Рыночная структура совершенной конкуренции имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие.


1. Оптимальное ценообразование.

2. Производственная эффективность.

3. Оптимальное распределение ресурсов.

4. Способность к саморегулированию.

Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка.

Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и целый ряд специфических недостатков. Отметим основные из них.

1. Идеальная конкурентая борьба создает для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенство результатов.

2. Идеальная конкурентая борьба учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами.

3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды истощению невоспроизводимых естественных ресурсов.

4. Малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику.

5. Идеальная конкурентая борьба не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продукции.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Хотя рыночные силы саморегулирования работают здесь в наибольшей эффективностью, они не преодолевают общие проблемы рыночной экономики. Реально существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции и предполагают активное участие государства в регулировании реальных рыночных процессов. [2, с. 174-176]

2. Несовершенная конкуренция

В нынешней экономике почти нереально отыскать независимый, либо абсолютно конкурентноспособный, биржа. Базары, никак не надлежащие  обстоятельствам абсолютной  конкурентной борьбы, приобрели наименование  базаров  неидеальной  конкурентной борьбы. [2, с. 177]

2.1 Характеристика рынков конкуренции

Рынки в каковых никак не исполняются требование  абсолютной  конкурентной борьбы и изготовители имеют все шансы о казывать воздействие в базарные стоимости, называют базарами  неидеальной  конкурентной борьбы.  Подобные базары неоднородны и  делятся в 3 вида:  биржа чистейшей монополии, биржа олигополиии биржа  монополистичес-кой  конкурентной борьбы.