Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Этапы построения модели при осуществлении решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности модели принятия управленческого решения
1.1 Структура моделей в управлении
1.3 Понятие модели принятия управленческих решений
2. Этапы построения модели при осуществлении решений
2.1 Обнаружение проблемы и определение задач
2.2 Формирование модели управленческого решения
2.3 Обновление модели управленческого решения
При принятии существенных управленческих решений рационально применение коллективных обсуждений, которые обеспечивают большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемые решения.[23]
Тем не менее, тот факт, в котором заключено, что разрабатываемое управленческое решение в вышеописанных случаях получает аргументированность и разностороннюю оценку, является интересной также для возможности сопоставлять различные точки зрения экспертов, специалистов и профессионалов на сравнительную результативность выработанных альтернативных вариантов управленческих решений, которые были бы эффективными на предприятиях.[24]
Наиболее знаменитым словесным описанием модели управленческих решений, по праву считается метод комиссий. Который считается методом, который поддерживает открытые дискуссии по обсуждаемым проблемам для выработки у экспертов единого мнения.[25]
Коллективное мнение устраивается в результате тайного либо открытого голосования. В некоторых случаях к голосованию не разрешается прибегать, в тех случаях, если, были выявлены результаты мнений возникающих в процессе дискуссий.[26]
Преимущества метода комиссий заключено в возможности роста информированности специалистов, экспертов и профессионалов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок и обратной связи (под влиянием полученных информационных данных эксперт может подвергать к каким либо изменениям первоначальную точку зрения).
Тем не менее, у метод комиссий существуют и недостатками. К недостаткам метода комиссии, относятся такие можно отнести следующие ситуации и факторы:
- отсутствие анонимности. Это может привести к формированию конформизма;
- дискуссии в частности используют вид полемики максимально авторитетных специалистов, экспертов и профессионалов;
- многообразная активность специалистов, экспертов и профессионалов, которая в частности не совпадает с компетентностью;
- публичность высказываний, как правило, сочетается порой с нежеланием некоторых специалистов, экспертов и профессионалов отступать от ранее высказанного ими мнения, хотя мнение этих же специалистов, экспертов и профессионалов в ходе дискуссии может претерпевать различные изменения, которая подтверждала бы их мало результативность.
2. Этапы построения модели при осуществлении решений
2.1 Обнаружение проблемы и определение задач
Как же определять проблемы, для решения которых рационально реализовывать и разрабатывать целевые комплексные программы? Как правило, для этого, не нужно проводить всеобщий, детальный анализ деятельности предприятий.[27] Самым значимым является не детальность анализа (аналогичную работу осуществляют по своим сферам все отделы и службы), а характер исследования объединения или значительный сферы его деятельности как целого. Для обнаружения между функциональных проблем высокое значение имеют законодательные и нормативные документы, а также результаты проведенных исследований и обобщений на уровне отрасли либо региона, взгляд руководителей.
Для решения каждого вопроса на программной и целевой основе формируется своя организационная система действий разового характера (она формируется после того, как был создан вопрос и расформировывается после осуществления программы).[28] Подобная система «накладывается» на имеющуюся систему управления.
Первый и максимально важный этап построения модели, который способен обеспечивать правильное решение управленческих проблем, состоит в грамотной постановке задач.[29]
Для примера можно рассмотреть фармацевтическую компанию, которая получала множество жалоб от аптек на задержки при выполнении их заказов. Подлинная проблема заключалась не в самой задержке.[30] Исследование вопроса показало, что заказы, как правило, задерживаются из-за производственных затруднений на трех химических предприятиях компании, которые были вызваны нехваткой исходных химических реагентов, а также запасных частей к оборудованиям и технике, что в свою очередь обуславливалось некачественным и безграмотным прогнозированием потребности в материалах и запасных деталях.
Разработка результатов близко связана с установлением структуры решаемой задачи. Разработать структуру задачи обозначало определение некоторых факторов:
- основные связи между частными задачами на каждой стадии решения;
- перечень частных задач на всех этапах;
- причина для подготовки заданий на разработку проектов;
- причина для подготовки заданий на реализацию проектов;
- этапы задачи, которые должны была быть решены.
Схематическая структура из множества стадий процессов при решении задач отражает рассмотрение задачи на всех стадиях, процесс решения часто возникающих задач, синтез общего решения на основе отчетов полученных от решения частных задач.[31] Получаемые на предыдущих стадиях общие решения является основанием для постановки задачи на будущее в последующих стадиях. Так, в ходе проектирования машиностроительных предприятий результатом решения задач на первом этапе считается документом, который называется экономико-техническим обоснованием. В нем устанавливаются экономико-технические целесообразности строительства предприятия данного профиля вообще, вариация главных параметров предприятия:
- масштаб производства
- вид продукции
- и прочее.
Экономико-технические обоснования, являются основой для вырабатывания задания на разработку технических проектов. В свою очередь, технический проект (как отчет и результат решения поставленных задач на второй стадии) считается основой для разработки заданий на третьем этапе решения – рабочих проектов.[32]
Определение структуры задачи считается весьма существенным элементом разработки программы. Тогда когда структура задачи установлена, появляются возможности: выстроить график решений с указанием сроков и ответственных лиц за решение каждой полной задачи в виде сетевого или ленточного графика. К примеру, на второй стадии установлено 25 частных задач. Имея данные о том, как они связаны между собой, есть возможность составлять последовательность или сетку событий. Оценивая трудоемкость решения каждой из задач, есть возможность устанавливать время наступления каждой из событий, т. е. выстроить график решений, определять необходимые для решения всех частных задач ресурсов, устанавливать формы взаимного содействия между подразделениями, решающими самостоятельные, по взаимосвязанные задачи.[33] К примеру, устанавливать порядок взаимного координирования решений, оценивать уровень нормативного и методического обеспечения решения частных вопросов и задач, а также намечать разработку недостающих нормативных и методических материалов, приступать к решению частных вопросов и задач. Часть из таких задач обычно относится к нестандартным задачам. Определять структуру задач и вопросов, решаемых на программно-целевой основе, в некоторой степени сложно.[34]
Задачи по этапам определенности структуры делятся на три главных формы, к которым относятся следующие формы:
1. Грамотно структурированные или количественно формулированные задачи, в которых важнейшие связи между подзадачами, как правило, известны настолько хорошо, что они имеют возможность выражаться в числах или символах, которые получаются в численные оценки.
2. Не подвергнутые структурированию или качественно выраженные задачи, которые, как правило, содержат лишь описания самых важнейших признаков, а также характеристик частных задач, количественные зависимости между задачами, являющиеся совершенно неизвестными.
Слабо структурированные или смешанные задачи, которые, как правило, содержат как количественные, так и качественные элементы; причем качественные как таковые малоизвестны и неопределенны сторонами задач, а также владеют тенденцией к доминированию.[35]
На программно-целевом фундаменте решаются более сложные задачи, которые не подвергаются программированию, и имеют соответствующий класс. Их относят к слабо структурированным задачам, что устанавливает сложность обнаружения структуры задач. Трудности появляются не только из-за грамотно выражаемых связей между видами подзадач (к примеру, известно, что между задачами ответственности любой должности и определения прав существуют соответствия, но количественно оно не определяется)[36]. Часто бывает нелегко выбрать удачный вариант разделения задач на подзадачи. Это связанно с тем, что существует множество возможных вариаций разделения.
Структура задач превращается в более определенную структуру, по мере воспроизведения решения аналогичных им задач, к примеру, в разных объединениях.[37]
После грамотной постановки задачи последующим этапом процесса – является построение модели. Разработчик должен устанавливать главные цели модели, а вместе с тем: какие информационные данные и выходные нормативы намечается получить, применяя модель, для того чтобы оказать помощь руководству разрешать стоящие перед руководством вопросы, задачи и проблемы.[38]
Если продолжать приведенные выше примеры, необходимые выходные информационные данные должны представлять уточненные и проверенные нормативы времени и количества исходных материалов, которые подлежат заказу, а также запасных деталей.[39]
В дополнение к определению главных целей профессионал по науке управления, как правило, определяет, какая информация необходима для построения моделей, которые удовлетворяют данным целям и выдают на выходе необходимые сведения.[40]
В вышеупомянутом случае потребной информацией будет точный прогноз потребностей по каждым исходным реагентам, а также информация о характере закупаемых материалов для всех видов продукции, которая ожидается в хорошем качестве и обладает долговечностью деталей оборудования, а также целесообразном сроке службы всех деталей в отдельности.[41]
Также к факторам, которые требуют учета при построении модели, можно отнести реакцию и расходы людей. Модель, являющаяся более дорогостоящей, чем вся задача, которая требует решения с применением модели, не может внести какого либо вклада в достижение целей предприятия. Аналогичным образом, чересчур сложная модель может быть отвергнута конечными пользователями, так как будет восприниматься ими как угроза.
Следовательно, для построения результативной модели специалистам по управлению и руководству необходимо вместе сотрудничать, увязывая взаимно потребности всех сторон.[42]
2.2 Формирование модели управленческого решения
Для системы, которая создается для решения проблем, можно выделять пять главных элементов:
- другие виды обеспечения;
- методический вид обеспечения;
- Методологический вид обеспечения;
- организационная структура, которая реализует процедуры разработки;
- организационная структура, которая реализует процессы управления;
- процедуры разработки программы;
- процедуры управления разработкой программы;
- процедуры управления реализацией программы;
- собственно программа.
Можно определить несколько видов разработки программ, таких как: результаты, структуры решаемых задач и проектно-научных разработок, которая включает обоснование проектов и мероприятий.
Формулирование целей или разработка результатов программы считается исходным для дальнейших работ. Цели программы, как это очень часто случается в ходе решения не легких проблем, изначально реализуется в общем виде, после чего, по мере того как реализуются наборы мероприятий, цели уточняются, доля из которых выражается количественно.[43]