Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ТЭО могут быть составлены для:
- банков, с целью получения кредитов под проект;
- участия в тендерах;
- для руководства предприятия, желающего развиваться экономически;
- инвесторов, с целью их привлечения.
Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.
На фазе разработки проекта разрабатывается структура проекта, основные его компоненты и готовится его реализация. На этой фазе определяются этапы работ, сроки их реализация и участники; формируется смета и рассчитывается бюджет проекта; выполняются проектные, изыскательские и опытно-конструкторские работы; осуществляется расчет потребности в ресурсах; распределение рисков между исполнителями проекта.
Фаза реализация включает следующие работы:
- проектные разработки детализируются более подробно;
- организовывается выполнение работ и осуществляется оперативное планирование;
- устанавливается система учета и осуществляется контроль выполнения работ;
- организовывается и осуществляется управление материально-техническим обеспечением;
- осуществляется оперативное управление;
- окончательно определяются другие подрядные организации.
На фазе завершения или окончания проекта могут осуществляться, например: пуско-наладочные работы, подготовка эксплуатационных кадров, сдача объекта и ввод его в эксплуатацию, реализация оставшихся ресурсов и т.п. После окончания, когда выполнены конечные цели проекта, проект закрывается, подводятся итоги, и команда проекта расформировывается.
Рисунок 1.4 – Фазы жизненного цикла
Участники проекта (project participants) являтся одним из ключевых элементов структуры проекта, так как именно ими обеспечивается его реализация[5]. Однако состав участников, роли, распределение ответственности и функций зависят от вида, типа, сложности и масштаба проекта, а также от стадий его жизненного цикла. В зависимости от данных условий количество участников может быть различным, кроме того, он может быть изменен на протяжении жизненного цикла проекта. Например, если организация запланированно переходит на новые технологии, с использованием при этом собственных ресурсов, количество участников может быть уменьшено до минимума. В то же время, в мегапроекте выполняемом в рамках международных договоренностей, могут участвовать десятки, а то и сотни участников.
1.2 Стандарты управления проектами
Сегодня существует множество стандартов в области управления проектами (рис. 1.5), авторы которых систематизируют накопленные и новые знания в сфере управления проектами. Преимущество стандартов, прежде всего, выражено в том, что они включают в себя одни из лучших практик в сфере управления проектами. Нормы аккумулируют опытность многих экспертов, при этом данный опыт непрерывно пополняется, стандарты систематически дополняются и освежаются.
Рисунок 1.5 – Известные стандарты управления проектами и страны их разработки
Следует отметить, что многие российские компании в настоящее время уже имеют разработанные и внедренные системы управления проектами, в большинстве случаев — на основе методологии Project Management Institute (PMI) [33]. И сегодня их интересуют вопросы, связанные с тем, что делать дальше и как совершенствовать созданные системы управления проектами. Направления для поиска возможных решений по совершенствованию проектных практик создают модели зрелости управления проектами в компаниях, которые позволяют определить, на каком уровне находится компания и над какими элементами системы управления проектами ей стоит работать дальше, чтобы подняться на более высокую ступень зрелости с точки зрения управления проектами.
РМВОК. Представляет собой свод знаний по руководству проектами от PMI. Используется в большинстве стран мира. Максимальное распространение стандарт получил в США, Российской Федерации, ЮАР, Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции, Литве. В основе Стандарта РМВОК заложены общепризнанные практики и знания. Они могут быть применены по отношению к большинству проектов.
Стандарт ISO 21500 (2012) – Международный Стандарт по Управлению Проектами, разработанный Международной организацией по стандартизации. Данный стандарт единогласно утвержден Россией, США и Евросоюзом. В соответствии с действующим законодательством Российской федерации данный стандарт носит превалирующий характер по отношению к существующим внутренним стандартам (ГОСТ) в сфере проектного управления.
Данный международный стандарт представляет собой общее руководство для определений, суждений и процессов руководства проектами, которые имеют значительное влияние на достижение высоких результатов проектов.
Стандарты по управлению проектами предлагают варианты ответов на вопросы о способах и методах управления проектами в компаниях – как в небольшой торговой компании, так и в крупной международной корпорации. Но найти свой путь в управлении проектами, достичь желаемых результатов каждое предприятие может только само. Только после того, как вы начнете применять общераспространенные методы управления проектами, вам будет ясно, что работает в вашей области, а что – нет.
Общепринятые методы и подходы к управлению проектами описаны в стандартах международных и национальных профессиональных организаций, объединяющих специалистов по управлению проектами, таких как PMI, IPMA, OGC (С 15 июня 2010 года OGC вошел в состав новой Группы по эффективности и реформированию Efficiency and Reform Group в рамках Офиса Кабинета Министров Соединенного Королевства), ISO, GAPPS, APM, PMAJ и десятки других национальных ассоциаций разных стран.
2.Свод знаний по управлению проектами
2.1 Концепция PMI PMBOOK
Как было рассмотрено в первой главе, Руководство к своду знаний по управлению проектами, далее PMBoK) - представляет собой совокупность профессиональных знаний по управлению проектами, признанных в качестве стандарта.
Руководство PMBoK знакомит с ключевыми понятиями и терминами в области управления проектами, определяет 10 областей знаний проектного управления, жизненный цикл проекта, группы процессов и процессы (в том числе входы, выходы и активности в рамках конкретного процесса), определяются внешние и внутренние организационные факторы, окружающие проект или оказывающие влияние на его успех, методы и методики, применяемые в рамках отдельных областей знаний по управлению проектами. Является основным стандартом по управлению проектами в США и некоторых других странах (в России, Украине и Белоруссии данный стандарт носит рекомендательный характер).
Повсеместное признание, которое завоевывает управление проектами, является показателем того, что применение соответствующих знаний, процессов, навыков, инструментов и методов может иметь решающее значение для успеха проекта. Основной целью Руководства PMBoK является выделение той части свода знаний по управлению проектами, которая обычно считается хорошей практикой. «Обычно считается» означает, что описываемые знания и практики применимы к большинству проектов в большинстве случаев, причем относительно их значения и пользы существует консенсус. «Хорошая практика» означает, что в целом существует согласие относительно того, что правильное применение этих навыков, инструментов и методов способно повысить вероятность успеха для широкого диапазона различных проектов. Однако, "Хорошая практика" не означает то, что описываемые знания должны всегда одинаковым образом применяться ко всем проектам; организация и/или команда управления проектом самостоятельно определяет применимость этих знаний к тому или иному проекту.
Руководство PMBoK также предоставляет и содействует применению общего словаря терминов в профессии управления проектами, необходимого для обсуждения, написания корпоративной методологии (которая является частью корпоративной системы управления проектами) на основе PMBoK и употребления понятий управления проектами. Такой стандартный словарь является существенным элементом любой профессиональной дисциплины.
2.2 Структура PMI PMBOOK
Руководство PMBoK описывает десять областей знаний, которыми должен обладать руководитель проекта (он же Project Manager). В стандарте рассматривается каждая область знаний в отдельности, описываются её процессы входов и выходов. Процессы областей знаний представлены в PMBoK в виде дискретных элементов, которые имеют четко определенные границы. Правда на практике эти процессы являются итеративными - могут взаимодействовать между собой и накладываться друг на друга. Такие наложения и взаимодействия не описываются в своде знаний по управлению проектами (PMBoK). И так, данный стандарт рассматривает следующие области знаний по управлению проектами:
- Управление интеграцией проекта (Project Integration Management). Под интеграцией понимается объединение, консолидация, сочленение и разнообразные интегративные действия, направленные на успешное управление ожиданиями заинтересованных сторон и выполнения определенных требований. В данном разделе описывается распределение ресурсов по проекту, процессы поиска компромиссов, между конфликтующими целями и альтернативами, а также определяются интегральные связи между остальными областями знаний. В частности даётся схема процессов разработки Устава проекта, Плана управления проектами, Руководства управлением исполнения проекта, Мониторинга и управления работами проекта, описываются процессы общего управления изменениями проекта и завершения проекта или фазы проекта.
- Управление содержанием проекта (Project Scope Management). Под управлением содержанием понимаются процессы, позволяющие производить выборку, фильтрацию и группировку по проекту тех и только тех работ, которые понадобятся Руководителю проекта для успешного завершения проекта. Управление содержанием проекта напрямую связано с определением и контролем того (содержания), что будет включено и что не будет включено в проект. Описываются схемы процессов Сбора требований, Определения содержания проекта, создания Иерархической структуры работ - ИСР (Work Breakdown Structure, WBS), Подтверждения содержания и Управления содержанием.
- Управление сроками проекта (Project Time Management). Под управлением сроками проекта или точнее говоря временем т.к. время, более широкое понятие, понимаются процессы, посредством которых обеспечивается своевременное завершение проекта. Схема данных процессов подразумевает: Определение операций, Определение последовательности операций, Оценка ресурсов операций, Оценка длительности операций, Разработка расписания и Управление расписанием.
- Управление стоимостью проекта (Project Cost Management). Под управлением стоимостью проекта понимаются процессы, в части планирования и разработки бюджета, а также управления расходами, которые обеспечивают завершение проекта в рамках утвержденного бюджета. Общая блок-схема процессов включает в себя: Оценку стоимости, Определения бюджета и Управление стоимостью.
- Управление качеством проекта (Project Quality Management). Под управлением качеством проекта подразумеваются процессы и различные действия со стороны исполняющей организации, подходы и политики в области качества, цели, задачи и зоны ответственности в области качества следующим образом - проект должен удовлетворять тем потребностям, ради которых он был инициирован. Само управление качеством проекта производится с помощью системы управления качеством, которая предусматривает набор определенных правил и процедур, в том числе и действия по постоянному совершенствованию процессов. Лучшей практикой считается, когда данные действия проводятся на всем протяжении проекта. Схема процессов управления качеством включает в себя: Планирование качества, Обеспечение качества и Контроль качества.
- Управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management). Процессы управления человеческими ресурсами организации, включают в себя подходы к управлению и руководством команды проекта. Под командой проекта подразумевается пул квалифицированных работников для которых определены конкретные роли и ответственности за выполнение проекта. В ходе реализации проекта профессиональный и количественный состав команды проекта зачастую может меняться. Правильное распределение ролей по проекту и ответственности между членами команды проекта даёт возможность всем членам команды быть задействованными на этапе планирования проекта и принятия решений. В случае привлечение членов команды к проекту на ранних стадиях даёт возможность применять имеющийся у них опыт уже на этапе планирования проекта, позволяет укрепить нацеленность команды проекта на достижение определенных результатов. Схема процессов управления человеческими ресурсами включает в себя: Разработку плана управления человеческими ресурсами, Набор команды проекта, Развитие команды проекта и Управление командой проекта.
- Управление коммуникациями проекта (Project Communications Management). Процессы управления коммуникациями, применяют с целью обеспечения своевременного формирования, подготовки, распространения, архивации, передачи, получения, использования информации на проекте. Наибольшая часть времени на проекте, у Руководителей проектов уходит на осуществление коммуникаций с членами команды и с другими заинтересованными сторонами проекта (внутренние, от обычных сотрудников до высшего руководства или внешние). Эффективность коммуникации заключается в том, что они служат связующим звеном между различными заинтересованными сторонами, вовлеченными в конкретный проект. Правильное управление коммуникациями заключается в объединении разнообразных культурных и организационных особенностей, консолидации накопленного опыта, сопоставления различных взглядов и интересов с целью выстраивания базовой структуры управления проектом. Схема процессов управления коммуникациями проекта включает в себя: Определение заинтересованных сторон проекта, Планирование коммуникаций, Распространение информации, Управление ожиданиями заинтересованных сторон проекта (начиная с пятой версии - PMBoK Fifth Edition, данные процессы вынесли в отдельную область знаний - Управление заинтересованными сторонами проекта Project Stakeholder Management), Отчеты об исполнении.
- Управление рисками проекта (Project Risk Management). Под процессами управления рисками проекта понимается планирование управления рисками, идентификация и анализ рисков, выработке методов реагирования на риски, контроль, мониторинг и управление рисками в ходе реализации проекта. Посредством процессов управления рисками проекта, Руководители проектов добиваются повышения вероятности возникновения и воздействия (влияния) благоприятных рисков (событий) на проект и снижают вероятность возникновения и воздействия (влияния) неблагоприятных рисков (событий) на проект в момент исполнения этого проекта. Схема процессов управления рисками проекта включает в себя: Планирование управления рисками, Идентификация рисков, Качественный анализ рисков, Количественный анализ рисков, Планирование реагирования на известные риски, Мониторинг и управление рисками.
- Управление поставками проекта (Project Procurement Management). Процессы управления поставками проекта включают в себя покупку или приобретение тех или иных необходимых сущностей (продукты, услуги, результаты, документы), которые производятся внешними (подрядными) организациями по отношению к той, в которой реализуется проект. Сама организация, в которой выполняется проект может выступать в качестве покупателя или продавца этих сущностей. Также процессы управления поставками проекта включают в себя подпроцессы управления контрактами и изменениями, необходимые для разработки и сопровождения контрактов или заказов на покупку. Благодаря процессам управления поставками проекта появляется возможность администрировать все контракты на приобретение чего-либо в ходе реализации проекта и управлять контрактными обязательствами, которые были возложены на команду проекта. Схема процессов управления поставками проекта включает в себя: Планирование закупок, Осуществление закупок, Управление закупочной деятельностью, Закрытие закупок.
- Управление заинтересованными сторонами проекта (Project Stakeholder Management). Под процессами управления ожиданиями заинтересованными сторонами проекта понимается как таковое общение между командой проекта и заинтересованными лицами, а также работы направленные на удовлетворение их потребностей и решение возникающих проблем, которые могут повлечь за собой изменения на проекте. Благодаря правильному выстраиванию отношений между всеми заинтересованными сторонами на проекте, Руководитель проекта может увеличить вероятность успеха.
Все процессы разделяются на следующие группы:
Группа процессов инициирования
Группа процессов инициации используются для запуска фазы проекта или проекта, для определения цели фазы или проекта в целом, с целью уполномочить руководителя проекта приступить к работе над проектом.
Группа процессов инициирования состоит из процессов, способствующих формальной авторизации начала нового проекта. В группу процессов инициирования входят следующие процессы:
- Разработка устава проекта
- Определение заинтересованных сторон проекта
Группа процессов планирования
Процессы планирования используются для детального планирования. Эта детализация должна быть достаточной для установления базового плана, на основании которых измеряется и контролируется выполнение проекта.
Определяет и уточняет цели и планирует действия, необходимые для достижения целей и содержания, ради которых был предпринят проект. В группу процессов планирования входят следующие процессы:
- Разработка плана управления проектом
- Планирование содержания
- Определение содержания
- Создание иерархической структуры работ (ИСР)
- Определение состава операций
- Определение взаимосвязей операций
- Оценка ресурсов
- Оценка длительности операций
- Разработка расписания
- Стоимостная оценка
- Разработка бюджета расходов
- Планирование качества
- Планирование человеческих ресурсов
- Планирование коммуникаций
- Планирование управления рисками
- Идентификация рисков
- Качественный анализ рисков
- Количественный анализ рисков
- Планирование реагирования на риски
- Планирование покупок
- Планирование контрактов
Группа процессов исполнения
Процессы исполнения применяются для выполнения работ по управлению проектам и обеспечивают достижение результатов, определенных в плане проекта.
В группу процессов исполнения входят следующие процессы:
- Руководство и управление исполнением проекта
- Процесс обеспечения качества
- Набор команды проекта
- Развитие команды проекта
- Распространение информации
- Запрос информации у продавцов
- Выбор продавцов
Группа процессов мониторинга и управления