Файл: Опыт промышленной политики в разных странах ( 1. Научно-теоретические основы промышленной политики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
В декабре 2011 года, после двухмесячной негативной динамики, промышленность Германии смогла вернуться в положительную зону, показав очень хороший месячный рост. Если не брать во внимание энергетическую отрасль и строительный сектор, то по итогам декабря 2011 г. промышленность Германии показала ещё худший итоговый результат — в месячном выражении снижение достигло отметки в 1,0%, хотя месяц до этого статистической службой было зафиксировано увеличение на 0,6%.
Более чем 50-летний опыт проведения Германией отраслевой структурной политики свидетельствует о том, что она, как правило, не соответствовала требованиям, предъявляемым социальным рыночным хозяйством. В первую очередь речь идёт о том, что основой и главной движущей силой структурных преобразований в национальной экономике, в том числе инновационных, является не промышленная политика, а политика конкуренции, финансовая и денежная политика, которым и должна отдаваться приоритетная роль.
Объективные сложности реализации общегосударственной промышленной политики в Германии обусловлены рядом причин, которые следует учитывать при формировании и проведении аналогичной политики в России:
высоким уровнем забюрократизированности при принятии и реализации государственных решений (хотя и при низком уровне коррупции);
проблемами с чётким разделением компетенций между различными федеральными структурами, ответственными за промышленную поли- тику, а также между этими федеральными структурами и соответствующими инстанциями в федеральных землях;
объективной сложностью, зачастую невозможностью, выбора чётких и обоснованных критериев селективного вмешательства в экономику, которые государство могло бы использовать для точечного и избирательного воздействия на выбранные сектора и отрасли с целью получения желаемого позитивного эффекта мультипликатора. Причём такой эффект не должен оказывать негативного влияния на другие сферы народного хозяйства;
наличием иррационального фактора в поведении хозяйствующих субъектов, что иногда обусловливает неадекватную реакцию на используемый государством инструментарий промышленной политики. Например, в Германии встречались случаи, когда компании, несмотря на сокращение собственных доходов вследствие проводимых структурных мероприятий, отказывались покинуть традиционный для них сектор экономики и уйти в более прибыльные производственные ниши.
Кроме того России следует учесть следующие положения:[11] [10]
- Модернизация институциональной национальной инновационной инфраструктуры Германии происходит эволюционно и с учётом особенностей развития немецкого хозяйственного уклада (СРХ). Государство концентрируется на системных действиях по формированию недостающих или недостаточно развитых элементов такой инфраструктуры и по упрочению их взаимодействия (государственно-частные партнёрства, сетевые национальные и региональные специализированные информационные системы, сетевые формы организации инновационной деятельности и её обеспечения, государственные рамочные программы научных исследований и др.).
- В последние годы в Германии всё большее внимание уделяется политике, в которой реализуются элементы , инновационной и политики к конкретному . Среди , речь о создании и межрегиональных кластеров, в том в новых землях.
- название« политика» уходит в . На смену ему другие , которые в мере современным , а именно, политикам по инновационного экономики в . Хотя в случаях государство предпочитает обозначать так инновационные , но будущее, , за общей (а не отраслевой), инновационных субъектов, которых на структурные изменения трудно .
- Пристального заслуживает существующих программ и по поддержке предприятий в экономике. Они за рамки политики и частью инновационно-технологической . Примечательно, что в первую стремится к конкурентоспособности и среднего , не забывая при о создании рамочных для инновационного раз- немецкого в целом.
- , что общим проведения преобразований в стало повсеместной мониторинга и эффективности НИОКР, при государственной , в том числе и с международной .
- Комплексное самых инструментов основным современной по инновационному немецкой и предполагает использование более , чем ранее, инструментов регулирования, на решение задач развития по для хозяйствующих и наёмной силы «локальных» условий, повышению их .
- Основными них являются , направленные на международной национальной системы и таких её , как образование и исследования, процессов воспроизводства , предотвращение в обществе противоречий и . Кроме , важное отводится координации инновационной с аналогичными коммунитарного и уровня, а её соответствию мирового .
- Важно, что в и реализации инновационных в Германии с традиционными усилиями бизнеса важен гражданского , инициатив и «» снизу.
- И самое : опыт показывает, что возможны при наличии благоприятной среды в , умеренного , развитой кредитования, системой и пр. Эти факторы в оказывают влияние на , чем предоставление мелких и налоговых, и прочих , а также преференций. Над таких должно любое , в то числе и .
Исследуем особенности промышленной политики Великобритании. Следует отметить, что в Британии действуют жёсткие правила конкуренции, гарантирующие динамичность рынка. Гибкий рынок труда позволяет бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, обеспечивая, тем не менее, поддержку людям при смене работы. Данное преимущество позволило Британии привлечь иностранные инвестиции и сократить отставание в производительности труда от других ведущих экономик. По классификации Мирового банка, Британия занимает 6-ое место в мире по инвестиционному климату в стране. [5][11]
Британия занимает 6 место в мире по объёму выпуска промышленной продукции, половину отправляя на экспорт, будучи при этом одним из ведущих экспортёров продукции высоких технологий. Многие британские фирмы представляют собой часть фрагментированных цепочек поставок по миру и производят полуфабрикаты, в то время как другие сочетают производство конечного продукта и предоставляют сервисное обслуживание (при том, что функции производства и обслуживания всё больше сливаются): аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, производство напитков и продуктов питания, оборонная промышленность, телекоммуникации.
Новые тенденции развития мировой экономики благоприятствуют экономике Британии: рост населения, повышение благосостояния в других частях света, переход на низкоуглеводородные источники энергии, «зёленая революция», изменение в возрастных когортах и развитие международных потоков поставок. [9][12]
Процессы глобализации сохранятся, что вызовет ещё большую стремительность движения капиталов, товаров и информации. ЕС и США останутся основными импортёрами британской продукции, но рост численности и доходов средних классов в густонаселённых странах с формирующейся экономикой повысит возможности для британских фирм, поскольку новые потребители будут приобретать товары и услуги более высокого качества, причём отвечающие высоким экологическим стандартам,
то есть с высокой добавленной стоимостью. Именно в их производстве британские предприятия отличаются, и растущие экспортные рынки откроют Британии огромные возможности.
технологии в промышленном породят потребителей и , модифицируют и сформируют но- вые ведения и услуг по по всей поставок, , под воздействием генетики, технологий, изменят , обработку и огромных информации, и, , бизнес, и социальные .
Проведём промышленного Великобритании по показателям: промышленного , производственный PMI, индекс PMI для услуг. В 2011 г. продемонстрировала худший за последние 6 . По итогам 2011 г. продемонстрировала результат — в с предыдущим снижение 0,6%, что оказалось хуже значения аналитиков, ожидали хоть и , но все-таки результат ( м/м). Заметим, что результат практически все сектора промышленности. В выражении также показывать результат, это негативный длиться уже 9 к ряду.
политика использовалась странами, добились в экономическом . Наглядными такой могут применительно к США авиастроительной и автопрома, инфраструктурных , экономическое долины Теннеси и Аляска, раз- вития машиностроения, в — ускоренное судостроения, промышленности, проектов дорог, в — программы угольной и промышленности и др.
политика, , с разной эффективности, использовалась и СССР. такой можно программы космоса, , а действия по целого нефтехимических сегодня бы названы кластерного .
Опыт и других показывает , что при наличии технологического имеет наряду с национальной деятельности технологии, на их внедрении. При на первый выходит о менеджменте процессами на отдельно экономического . [19][13] мене, особенно в и сред-нем , должны необходимыми , навыками, в области эффективного между подразделениями , вовлечёнными в процесс — это , производство, , сбыт. словами, управление они должны соединять в процесс , новейшие , создание ( приобретение) продукта (, услуги) и его коммерциализацию, т. е. вывод на .
На наш взгляд, исходить из , что в структуре экономики отрасли и различного . Реальное лидерство, как и отсталость, локальную и могут корректно лишь к отдельным , подотраслям, — к агрегированным национальной . Ни одна из не является по технологическому производства по спектру деятельности, в ее национальной .
Даже при сопоставлении России с такими странами, как США и Япония, легко сделать вывод о том, что наряду с секторами, далеко отставшими по своему технологическому уровню, отечественная экономика обладает такими секторами, в которых она является общепризнанным лидером, например, многие производства в авиакосмическом или ядерном комплексе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
политика в общем государственной , направленной на преобразования и общественного .
Цели и промышленной вырабатываются на стратегических , задаваемых для и коммерческой хозяйствующих рынка, а для социальной людей.
политика – это действий , направленных на хозяйствующих по приобретению , организации , распределению и товаров.
промышленной - обеспечение развития , рост граждан и отечественных . Одной из задач политики эффективное промышленных в нужном , должного по приемлемым .
Объектом политики предприятия, ; субъектом – .
Центральным промышленной является механизмов поддержки промышленности, , таких как инвестиций в субсидий, , налоговых , системы заказов и .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Правительства РФ от 17 2008 г. № 1662- «Об утверждении долгосрочного развития Федерации на до 2020 ». // СЗ РФ – 2008 — № 47 — Ст.
2. Проект ФЗ «О промышленном Российской до 2020 г. и о изменений в законодательные Российской » // КонсультантПлюс.
3. Т.А. Макроэкономика. / Т.А. , С.Ф. Серегина. – М.: и Сервис, – 448 с.
4. Андреев А. и промышленная государства // мысль. — — № 8. – С. 14-15.
5. А.С. Экономика. / А.С. — М.: Юристъ, –896 с.
6. Н.А. Государственная развития Японии // III российско-японской конференции « и Япония: исследования». — : Изд-во , 2012. — С.
7. Воробьева Н.А. промышленной в территориальной национальной // Вестник государственного университета — — №7. — С. 177-181.
8. Н.А. Роль политики в росте : модификация промышленной в период // Материалы 9-й конференции Ассоциации АТР, APRU. статей. — : Изд-во , 2008. — С.
9. Государственная политика (проблемы и реализации). — М.: ТПП РФ, – 164 с.
10. Грязнова А.Г. теория: . / А.Г. Грязнова, Т.В. . — М.: Экзамен, — 592 с.
11. Завадников В.О. О политике в Федерации // политика в Федерации. — — № 5. — С. 3-9.
12. Итуэлл Дж. теория. / Дж. , М. Милгейт, П. . — М.: ИНФРА-М, — 931 c.
13. Кондратьев В.Б. политика или конкурентоспособности. и секторальные // ЭКО — 2008. — № 3. — С.
14. Кузнецов Б.В. ли России политика? // политика в : быть или не ? — 2002. — С. 14.
15. Г.С., Растяпина О.А. промышленной // Известия Государственного Университета — №5 – Том. 10 – – С. 32-35.
16. Ю.А. Промышленно-индустриальная государства / международной конференции. научных РАНХ и ГС ЕВРАЗЭС, ФБС СНГ. 1. Часть 2. / Под ред. А.Я. , О.В. Рыбаковой. — М.: «Спецкнига», — С. 251-260.
17. М.Б. Принципы политики, на экономический // Креативная . — 2011. — № 3 — С. 85-90.
18. М.Ю. Анализ к разработке промышленной // Экономический — №28 – 2012. – С.
19. Промышленная в России в гг.: институциональные и основные . / Российская в 2013 . Тенденции и . (Выпуск 35) — М.: Гайдара, — С. 417-454.
20. Промышленная политика европейских стран / под ред. Н.В. Говоровой. — М.: Ин-т Европы РАН, 2010. — 214 с.