Файл: Опыт промышленной политики в разных странах ( 1. Научно-теоретические основы промышленной политики).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
Отраслевая дифференциация промышленное™ - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.
Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное:
- Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);
• Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;
- Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.
Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.
Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.
Существует и такое понятие, как «промышленный или народнохозяйственый комплекс». Б народном хозяйстве функционируют промышленный (ВПК), машиностроительный, металлургический, химико- лесной, строительный, топливно-энергетический (ТЭК) и др.
Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг). Например в ТЭК входит угольная, сланцевая, нефтяная, газовая отрасли, а также электроэнергетика. Основная задача ТЭК - обеспечение народного хозяйства, а также быта топливом и энергией.
Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Отраслевая структура промышленности все время находится в движении.
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом многих глобальных вызов, таких как исчерпание природных энергетических ресурсов, старение населения развитых стран, нарастающая дифференциация доходов, ухудшение экологии. Эти вызовы требуют рациональных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. Именно поэтому ныне роль и вес каждого государства оцениваются в мире во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых промышленных технологий для адекватного ответа на негативные реалии современности.
Залогом удачного заимствования опыта является его критическое переосмысление. В развитых странах с рыночной экономикой процесс совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет.
Основной аргумент в пользу его творческого осмысления — возможность взять лучшее из всех моделей промышленного развития стран и нивелировка худшего с учётом естественных преимуществ нашей страны: значительного демографического и ресурсного потенциала, относительно высокого уровня профессиональной и общей подготовки рабочей силы. Проведение промышленной политики, способствующей созданию потенциала для производства востребованной на мировом рынке продукции, даёт шанс обеспечить возможности получения новых сравнительных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг уже в ближайшем будущем.
Представим сравнительный анализ промышленного производства Японии, США, Германии и Великобритании по основным показателям: индекс промышленного производства, задействованные производственные мощности, объем промышленных заказов, производственный индекс PMI (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ промышленного производства Японии, США, Германии и Великобритании по основным показателям
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Промышленное производство Японии [1,6] |
|||
Индекс промышленного производства, % |
90,4 |
94,8 |
93,4 |
Задействованные производственные мощности, % |
84,1 |
89,3 |
89,4 |
Индекс промышленного производства, % |
86,7 |
92,6 |
92,3 |
Задействованные производственные мощности, % |
70,8 |
76,8 |
78,6 |
Объем промышленных заказов, млрд. долл. |
4238,9 |
4784,3 |
5368,7 |
Ценовая составляющая индекса ISM, п. |
61,5 |
72,5 |
47,5 |
Промышленное производство Германии [3,6] |
|||
Индекс промышленного производства, % |
96,2 |
107,1 |
109,4 |
Объем промышленных заказов, % |
92,6 |
110,6 |
110,8 |
Производственный индекс PMI, п. |
52,7 |
60,7 |
51 |
Промышленное производство Великобритании [4,6] |
|||
Индекс промышленного производства, % |
90,5 |
93,5 |
90,4 |
Объём производства перерабатывающей промышленности, % |
91 |
94,9 |
95,6 |
Производственный индекс PMI, п. |
54,6 |
58,7 |
47,6 |
Выдающийся пример достижения успеха в промышленном развитии — экономика Японии, прошедшая путь от слабого, лежащего в руинах послевоенного хозяйства к современному периоду – десятилетиям впечатляющего экономического роста. Промышленная политика этого государства была наиболее ярко выражена по сравнению с другими индустриальными странами.
Японская экономика продемонстрировала необыкновенно быстрый экономический рост. Именно пример Японии придаёт убедительность расхожим аргументам. Главный вопрос, однако, - была ли именно промышленная политика ключевой причиной этого быстрого роста, могла ли японская экономика расти столь же быстро в отсутствие промышленной политики? Существуют, по крайней мере, две причины, не позволяющие приписать успех этой политике. [9][8]
Во-первых, нет уверенности в том, что усилия правительства толкали страну по пути индустриального развития быстрее, чем это происходило на принципах свободного рынка. Экономика могла бы регулироваться и без правительственных усилий. Однако правительство сначала перекрыло нормальные каналы распределения ресурсов, введя административное распределение валюты и кредитов, а затем приняло на себя регулирующую роль рынка, начав распределять эти ресурсы напрямую. Другими словами, правительство принимало здравые решения, которые рынок мог провести жизнь и самостоятельно. В подтверждение этой точки зрения можно сказать, что структура внешней торговли Японии не сильно отличалась от структуры, которую можно было бы предсказать, исходя из уровня развития страны и её экономических ресурсов без учёта промышленной политики.
Во-вторых, возможно динамизм японской промышленности обусловлен не промышленной политикой, а совсем другими факторами, и Япония преуспела бы в любом случае. Успех Японии объясняется многими причинами: она имела самый высокий в мире уровень сбережений, эффективную систему образования, хорошие отношения между трудом и капиталом, систему жизненных ценностей, позволяющую направить весь талант и человеческую энергию на управление корпорациями. Возможно, промышленная политика сыграла скромную роль или даже была помехой на пути экономического развития. Отрасли, добившиеся наибольшего успеха, не относились к числу приоритетных.
Исторический обзор позволяет понять реалии промышленной политики Японии. Её часто считают обществом, построенным чуть ли не на военных принципах в целях достижения экономических целей. Эта точка зрения преувеличивала роль правительства даже в период его наибольшего влияния и продолжает преувеличивать в настоящее время.
Проведём исследование особенности промышленной политики Соединённых Штатов Америки. США придерживаются идеологии свободного рынка, которая исключает открытое государственное руководство экономикой типа того, к которому прибегала Япония в начальный период. Тем не менее американское правительство сыграло первостепенную роль в стимулировании роста в ряде областей. Наиболее очевидно это происходило в сельском хозяйстве. Здесь американское правительство вплотную приблизилось к промышленной политике, которую действительно стоило проводить, основываясь на одном из более глубоких аргументов, которые мы обсуждали выше.
Как известно проблема признания собственности на научные знания может быть причиной государственного вмешательства в той или иной отрасли. В сельском хозяйстве, основанном на семейных фермах, эта проблема особенно остра: любое нововведение может быть тиражировано тысячами фермеров, которые ничем не рискуют в отличие от первопроходца. Для смягчения этой проблемы американское правительство организовывало исследования в области сельскохозяйственных технологий и распространяло информацию о них через Службу сельскохозяйственного развития.
Кроме того государство играло ведущую роль во многих широкомасштабных акциях, которые требовали коллективных усилий типа строительства ирригационных сооружений. Такое государственное вмешательство диктуется наличием дефекта рыночного регулирования и поддерживается даже скептически настроенными по отношению к промышленной политике экономистами.
Вторая важная задача американского правительства — оборона. В силу больших размеров национального дохода в сравнении с другими промышленно развитыми странами и больших расходов на оборону государственный сектор Соединенных Штатов является крупнейшим в мире рынком военной техники. Неудивительно, что США доминируют в производстве таких изделий военной промышленности, как истребители, что приносит большой эффект от масштабов производства. [10][9]
Однако европейские аналитики, объясняя отставание от США и Японии, полагают, что на практике промышленная политика Америки ничуть не менее эффективна, чем японская.
Промышленный сектор американской экономики был одним из немногих, кто показывал в 2011 г. более-менее приемлемый результат — стреми- тельного роста не было, но и явных провалов не наблюдается. И даже тот факт, что по итогам ноября 2011 г. был зафиксирован негативный результат, не смог испортить общего впечатления, последний месяц года все-таки стал положительным для американской промышленности.
Согласно отчёту Федеральной резервной системы США объём промышленного производства в США по итогам декабря 2011 г. вырос на 0,4%, если сравнивать с предыдущим месяцем. С одной стороны, этот итоговый результат является позитивным, ведь месяцем ранее промышленный сектор США показал отрицательную динамику. Но если посмотреть с другой стороны, то текущая ситуация выглядит менее радужной, так как эксперты финансового рынка прогнозировали более высокое значение.
Отметим, что именно опыт Германии в разработке и реализации промышленной политики заслуживает внимания, так как, наряду с политикой хозяйственного порядка, важная роль здесь отводится прямому государственному регулированию хозяйственных процессов.
В последние годы рост интереса Германии к промышленной политике связан и с тем, что, с одной стороны, для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнеры по ЕС, особенно Франция. С её помощью они обеспечивают конкурентные преимущества отдельных промышленных отраслей и секторов. Основные конкуренты ФРГ на глобальных рынках — США, Китай, Индия — также проводят активную промышленную политику, направленную на поддержку, нередко протекционистскую, национальных отраслей. Мировой финансовый кризис только усилил протекционистское содержание национальных промышленных политик. С другой стороны, немецкая промышленность по-прежнему нуждается в целенаправлен- ной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений, в первую очередь, инновациям и усиления территориальных хозяйственно-политических (штандортных) преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Не случайно она стала обращать более пристальное внимание на проведение отраслевой структурной политики на местах, а именно на уровне земель, общин и коммун, рассматривая промышленную политику как часть штандортной политики, как правило, сочетающей формирование общих благоприятных условий предпринимательства с поддержкой конкретных отраслевых проектов.
Относительно новым явлением в нынешнем веке стал процесс кластеризации немецких штандортов. Региональный кластер — это территориально сгруппированные компании, связанные друг с другом кооперацией и разделением труда, что даёт им возможность для усиления своих и получения дополнительных конкурентных преимуществ. Чем лучше предпосылки для получения и реализации таких преимуществ, тем выше привлекательность регионального кластера. На основе таких кластеров в немецких регионах стали создаваться так называемые сети и центры компетенций, которые представляют собой попытки бизнес-сообществ получить дополнительные преимущества от кластеризации конкретных штандортов. В первую очередь это относится к сфере инноваций и производству высокотехнологичной продукции. Их важнейшим отличием является межрегиональный характер формирующихся на основе региональных кластеров кооперационных объединений нескольких основных партнёров, которые особое внимание уделяют эффективному управлению технологической цепочкой создания конечного продукта и, соответственно, росту конкурентоспособности их членов. Такие сети содействуют превращению региональных кластеров в инновационные центры национального, европейского и даже мирового значения и, соответственно, росту конкурентоспособности регионов, в которых они расположены. Проведём анализ промышленного производства Германии по основным показателям: индекс промышленного производства, объем промышленных заказов, производственный индекс PMI, индекс PMI для сферы услуг.