Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (1. Потенциал предприятия и оценка его использования. Общая характеристика анализа финансовой деятельности предприят.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Общая характеристика потенциала предприятия
1.2. Оценка потенциала предприятия: основные цели и сферы использования
1.3. Понятие, принципы и основные направления финансового анализа
1.4. Информационное обеспечение финансового анализа
1.5. Анализ имущественного потенциала организации
1.6. Анализ ликвидности и платежеспособности
1.7. Анализ финансовой устойчивости организации
1.8. Анализ финансовых результатов деятельности организации
1.9. Анализ деловой активности организации
Глава 2. Анализ эффективности потенциала ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МАКФА»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ имущества предприятия и источников его формирования
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
2.4. Анализ финансовой устойчивости
2.5. Оценка финансового состояния предприятия (по методике Министерства Финансов РФ)
2.6. Анализ основных показателей отчета о финансовых результатах
Анализ ликвидности и платежеспособности по коэффициентам
Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность. Платежеспособность- это способность предприятия своевременно и полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций платежного характера.
Для анализа и оценки уровня ликвидности организации, как правило, рассчитывают следующие коэффициенты:
1.Коэффициент общей ликвидности (платежеспособности) Кол - показывает отношение суммы всех ликвидных средств к сумме всех платежных обязательств.
Кол =
Рекомендуемое значение ≥ 1.
2.Коэффициент абсолютной ликвидности Кал - показывает, какую часть краткосрочных обязательств можно погасить в ближайшее время.
Кал =
Рекомендуемое значение ≥ 0.2 – 0.5.
3.Коэффициент критической ликвидности Ккл - показывает, какая часть текущих краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет наиболее ликвидных быстрореализуемых активов.
Ккл =
Допустимое значение ≥ 0.7 – 0.8 Рекомендуемое значение = 1.
4.Коэффициент текущей ликвидности Ктл- показывает достаточность оборотных средств у организации для покрытия своих краткосрочных обязательств. [1,с.89].
Ктл=
Рекомендуемое значение ≥ 1.5 – 3.
5.Коэффициент маневренности функционирующего капитала Кмфк – показывает, какая часть функционирующего капитала вложена в производственные запасы и в долгосрочную дебиторскую задолженность
Кмфк=
Уменьшение данного показателя в динамике – положительный факт.
6.Доля оборотных средств в активах Дос - зависит от отраслевой принадлежности предприятия.
Дос=
Рекомендуемое значение ≥ 0.5.
7.Коэффициент обеспеченности собственными средствами Косс –характеризует наличие собственных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости.
Косс=
Рекомендуемое значение ≥ 0.1.
1.7. Анализ финансовой устойчивости организации
Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Финансовое положение предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности.
Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.
Для оценки финансовой устойчивости организации применяется множество коэффициентов, отражающих разные соотношения активов и пассивов организации. [9,с.506].
1. Коэффициент капитализации Кк - показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. собственных средств вложенных в активы.
Кк=
ЗК – долгосрочные и краткосрочные обязательства
СК – собственный капитал
Чем выше значение коэффициента, тем выше риск организации, связанный с увеличением его зависимости от внешних источников финансирования, и тем ниже ее заемный потенциал, т.к. снижение финансовой устойчивости нередко затрудняет возможность получения новых кредитов и займов.
Рекомендуемое значение ≤ 1.5.
2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования Косиф – показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.
Косиф=
СК – собственный капитал
ВА – внеоборотные активы
ОА – оборотные активы
Рекомендуемое значение ≥ 0.1 (0.5 – 0.8).
3. Коэффициент финансовой независимости (автономии) Кфн – характеризирует удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования.
Кфн=
СК – собственный капитал
ВБ – валюта баланса
Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
Рекомендуемое значение ≥ 0.4.
4. Коэффициент финансирования Кф– показывает, какая часть собственных средств, а какая – за счет заемных является обратным к коэффициенту капитализации.
Кф=
СК – собственный капитал
ЗК – долгосрочные и краткосрочные обязательства
Рекомендуемое значение ≥ 0.7.
5. Коэффициент финансовой устойчивости Кфу– показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников.
Кфу=
СК – собственный капитал
ДО – долгосрочные обязательства
ВБ – валюта баланса
Рекомендуемое значение ≥ 0.6
6. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств Кдпзс– показывает, долю долгосрочных займов в устойчивом капитале (привлеченных для финансирования активов в общем объеме уставного капитала).
Кдпзс=
ДО – долгосрочные обязательства
СК – собственный капитал
7. Коэффициент маневренности собственного капитала Км – показывает долю мобильных средств в собственных средствах.
Км=
СК – собственный капитал
ВА – внеоборотные активы
Рекомендуемое значение ≥ 0.5.
Высокое значение коэффициента и его устойчивый рост положительно характеризует финансовое состояние организации, а также свидетельствует о том, что менеджмент организации достаточно гибко использует собственные средства.
8. Коэффициент концентрации привлеченного капитала Ккзк – характеризует долю заемных средств в общей сумме источников финансирования.
Ккзк=
ЗК – долгосрочные и краткосрочные обязательства
ВБ – валюта баланса
Рекомендуемое значение ≤ 0.4
9. Коэффициент структуры финансирования основных средств и прочих вложений Ксф- его рост свидетельствует об инвестиционной активности.
Ксф=
ДО – долгосрочные обязательства
ВБ – валюта баланса
10. Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат Кфн– показывает какая часть запасов и затрат формируется за счет собственных средств. Рост показателя является положительной тенденцией.
Кфн=
СК – собственный капитал
З – запасы
Единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.
1.8. Анализ финансовых результатов деятельности организации
Доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала, за исключением вкладов участников.
Расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
Разница между доходами и расходами дает либо положительный финансовый результат – прибыль, либо отрицательный – убыток.
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. В зависимости от размера прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. [9,с.538].
1.9. Анализ деловой активности организации
В широком смысле понятие «деловая активность» означает спектр усилий, направленный на продвижение предприятия на рынке. С точки зрения анализа под этим термином понимается текущая коммерческая деятельность. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, эффективном использовании своего финансового потенциала.
Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Эти коэффициенты позволяют проанализировать насколько оперативно и эффективно организация использует свои средства. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия.
1. Коэффициент оборачиваемости активов Коа - показывает сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая единица активов.
Коа==
В – выручка от реализации товаров
А – средняя стоимость активов за отчетный период.
2. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) Коос - показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.
Коос=
В – выручка от реализации товаров
ОС – средняя стоимость основных средств за отчетный период
Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о слишком высоком уровне вложений в эти активы.
3. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Коск - показывает скорость оборота собственного капитала.
Коск==
В – выручка от реализации товаров
СК – средняя стоимость собственного капитала за отчетный период
4. Коэффициент оборачиваемости дебиторской (кредиторской) задолженности характеризует число оборотов, совершенных дебиторской (кредиторской) задолженностью, за анализируемый период.
Кодз=
Кокз=
В – выручка от реализации товаров
ДЗ – средняя стоимость дебиторской задолженности за отчетный период
КЗ – средний остаток кредиторской задолженности за отчетный период
5. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов Коз - характеризует скорость реализации запасов ТМЦ.
Коз==
В – выручка от реализации товаров
З – средняя стоимость материально-производственных запасов.[9,с.532].
Глава 2. Анализ эффективности потенциала ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МАКФА»
Юридический адрес: Российская Федерация, 456513, Челябинская область, Сосновский район, пос. Рощино. ИНН 7438015885
2.1. Экономическая характеристика предприятия
На сегодняшний день компания «Макфа» - крупнейший в России производитель макаронных изделий. Фабрика основана в 1937 г.
Ассортимент выпускаемой продукции составляет более 150 наименований. Суммарные производственные мощности ОАО «Макфа» превышают 180 тыс. тонн в год, что составляет 20% всего производства макаронных изделий в Российской Федерации, в том числе макарон из твердых сортов пшеницы - около 32%. Годовой объем производства выпускаемой муки всех сортов превышает свыше 450 тыс. тонн. Крупяное производство интенсивно развивается, сейчас его объемы составляют 10 тыс. тонн в год. Кроме того, на предприятии организовано производство полуфабрикатов для выпечки хлеба, блинов, оладий и прочей продукции. [12].
Одно из немногих российских предприятий с полным циклом производства, включающим собственные с/х угодья, мощный перерабатывающий комплекс, современные производственные и упаковочные линии.
Высокая квалификация специалистов, усовершенствованная технология позволяет производить макароны, муку и крупы высокого качества. Продукция торговых марок компании "Макфа" пользуется все большей популярностью среди потребителей, благодаря качественным показателям и внешнему оформлению упаковки. Производство оснащено современным итальянским оборудованием фирм PAVAN и BRAIBANTI.
Компания "Макфа" поддерживает многовековые российские традиции мукомольного производства, вырабатывая изделия высшего сорта и отличного качества, соответствующие строгим стандартам ГОСТа.
ОАО «Макфа» является социально-ориентированной компанией с момента своей организации. В сфере ее внимания находятся подшефные образовательные учреждения Челябинска и области, детские дома, дома для престарелых и инвалидов. "Макфа" также является постоянным спонсором проведения творческих и спортивных мероприятий.
Основными из выработанных стратегий являются: стратегия роста, стратегия лидерства в снижении издержек, стратегия улучшения системы менеджмента качества. Цель – повышение эффективности деятельности и наращивание своего присутствия на российском и зарубежных рынках за счет увеличения объемов производства и реализации, расширения географии сбыта и каналов распределения, повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей и установки новых, разработки и продвижения новых товарных и ассортиментных групп.